СОНЕТЫ ВЛАДИМИРА ИВАНОВИЧА ТРУСОВА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОНЕТЫ ВЛАДИМИРА ИВАНОВИЧА ТРУСОВА

Плеханова Ю.С. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Стремится к счастью человек,

Но время не смирит свой бег –

Скользят по циферблату стрелки.

Удачу сколько ни лови,

Но жизнь без дружбы и любви

Не стоит ломаной копейки.

Эти слова принадлежат талантливому поэту, коренному шуянину Владимиру Ивановичу Трусову. Многим он открылся как мастер сонетов, переводов с английского, польского языков произведений мировых классиков литературы. Кумирами Владимира Ивановича, как и в школьные годы, были два великих русских поэта: А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов, хотя любил он читать не только классику, но и стихи поэтов 20 века. Однако высокая поэзия оставила свой отпечаток в творчестве нашего земляка. Поэтому он не писал, как современные молодые поэты. В этом плане Владимир Иванович скорее традиционист, потому что в своём творчестве пользовался ямбом, хореем и дактилем.

Излюбленный жанр Владимира Ивановича – сонет.

Среди канонических литературных жанров сонет является едва ли не самым известным, что неудивительно, учитывая более чем семивековую историю его существования и масштабы распространения на просторах мировой литературы. Сонет – твёрдая поэтическая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия – катрена, и 2 трёхстишия – терцета. Занимаясь всесторонним изучением этого поэтического жанра, многие ученые и критики не могли удержаться от искушения использовать метафорические сравнения при описании сонетных образцов. По М. М. Бахтину сонет – «монолитная глыба», а по К. С. Герасимову - «обрамленный рамой холст». Р. К. Злобинская называла сонет «формой времени», для О. И. Федотова - это «алмазный кристалл», компоненты которого строго структурированы.

Очень интересное сравнение приводит И. Р. Бехер в своей известной работе «Философия сонета, или Малое наставление по сонету». У него сонет - это «шахматы поэтических форм». Немецкий автор чрезвычайно высоко оценивает сонет, называя его основной формой поэзии, характерная особенность которой состоит в том, что на «минимальной площади концентрируется наибольшая поэтическая сила». По его мнению, сонет предъявляет совершенно особые требования своему автору: это жанр, не позволяющий творить «интуитивно». Поэт выступает в нём своего рода «конструктором», ибо ему следует научиться «чувствовать, думая, и думать, чувствуя». Поэтому этот жанр представляется начинающим поэтам подобием «прокрустова ложа», поскольку обладает четко регламентированной формальной структурой и определенным набором правил относительно содержания и стилистики. Но с другой стороны – жанром, который пользуется популярностью у настоящих мастеров поэтического слова, многие из которых прибегали к сонетному канону, модифицируя его и, таким образом, раздвигая жанровые рамки.

Сонеты В. И. Трусова – отклик на события, пережитые самим поэтом. В каждой строчке можно увидеть отдельные моменты жизни поэта: духовный и творческий подъем «когда слова рождаются в ночи, И рифмы в тишине ложатся в строчки, И музыка поэзии звучит», грусть, которую навеяла поэту сама природа («…в душе растет тревога и тоска, и нет в погоде перемены»).

Среди наиболее популярных жанровых разновидностей сонетов выделяют любовные, пейзажные, сатирические, социально-политические, философские, религиозные, описательные, элегические, сонеты на тему искусства, сонеты о сонетах, сонеты-послания, сонеты-эпитафии и др. Учитывая многообразие тематики сонета, подобную классификацию, целесообразнее разрабатывать для сонетов отдельной национальной литературы, конкретной литературной эпохи или творчества отдельного поэта.

Сонет В.И. Трусова – своеобразный «мир в миниатюре». Поэта занимают вечные проблемы человеческого бытия: жизнь и смерть («Я живу…», «Другу», «Взгляни на небо», «Дневник», «Дороже вечности», «Старость»), любовь и творчество («Храм любви», «Поэзия ночи»), самопознание и постижение законов окружающей действительности, поиск смысла жизни («Что ждет меня?», «Рабство», «Одиночество», «Безволие», «Бегу я от обыденности серой», «Судьбы творец»).

Каждое стихотворение поэта предельно эмоционально, искренне, откровенно, выстрадано поэтом. В. И. Трусову удалось поделиться своим личным опытом, отношением к жизни. Стремление к философскому обобщению, «универсальному осмыслению реальности» можно считать одной из жанровых особенностей сонета. Недаром многие литературоведы (К. С. Герасимов, Л. А. Заманский, Б. С. Михайличенко, В. А. Пронин) обозначали его как жанр философской и интеллектуальной лирики.

Некоторые сонеты («Бегу я от обыденности серой», «Что ждет меня?», «Дороже вечности», «Судьбы творец», «Дневник») можно смело отнести к философским. Они проникнуты ощущением скоротечности жизни, что вызывает у читателей и у самого автора нотки печали. Несмотря на это, последние строки сонетов у Трусова всегда наполнены верой в лучшее. Добрые слова автора в конце сонета звучат, как теплое пожелание читателям, как гордый призыв: «Не сдаваться!» Так, например, сонет «Бегу я от обыденности серой» начинается со слов: «Безверие – причина увяданья…», но уже в следующей строфе читаем: «Все меньше места духу отрицанья, а голос утверждения – все громче». Поэт в буквальном смысле возрождается, «срывая прочь уныния одежды»:

И солнцу, и дождю я рад без меры,

И целый мир готов обнять я нежно,

И жизнь озарена вновь светом веры,

Святой любви и трепетной надежды.

События сонетов Трусова иногда лишь подразумеваются, при этом далеко не всегда расшифровываются. Так, например, последние строки сонета «Что ждет меня?»:

Я - как корабль, что выброшен на мель

Крутой волной во время бури страшной;

Вокруг стенанья волн и пенная метель,

А он – беспомощный и безучастный.

Так я стою перед чертой опасной.

Что ждет меня, утратившего цель?

Автор дает свободу мысли читателю. Перед ним ставится выбор собственного пути: так и простоять на берегу моря или вновь выйти в открытое море. Однако никто не дает гарантии, что корабль вновь не будет «выброшен на мель крутой волной во время бури страшной…». Корабль в данном сонете – олицетворение человека, а море – его жизнь. Таким образом, можно сделать вывод: стоя на берегу моря, человек обрекает себя на существование, а выйдя в «море» человек обретает шанс отыскать истинный смысл своей жизни. А это, по мнению поэта, возможно лишь, если искать и бороться:

Кто жизнь проводит, не стремясь к борьбе,

С толпой своих бесчисленных пороков,

Тот, словно раб, послушный злой судьбе,

Несет свой крест покорно, без упрека.

Кто окрылен заветною мечтой

Порочное свое разрушить царство,

Узнать: что там, за тайною чертой,

Где жизнь кипит, бушуя полновластно,

Тот победит в борьбе незримой той

И вырвется из собственного рабства.

Продолжая говорить о том, что сонеты проникнуты ощущением скоротечности жизни, важно отметить, что автору удалось передать чувства изумления перед нестареющей красотою жизни:

Ничто не вечно под луною,

Но правил нет без исключенья:

Всегда мир полон красотою,

И вечно времени теченье.

Очень важен мотив дороги, соединяющий в конце жизни человека прошлое и будущее:

Так жизнь прошла без пользы и вреда.

От прошлого душа болеть устала.

Все сущее опорой твердой стало,

И мир живой – теперь моя среда.

Хоть голова давно, как лунь, седа,

Всегда есть выбор – все начать сначала.

Ощущение вечности возникает через контрастное сопоставление вечного течения времени и быстротечного течения жизни человека. Дорога, которая предстоит человеку в конце жизненного пути, не вызывает у поэта страха. Этот факт объясняется чувством глубокой веры, а также ощущением своей кровной причастности к вечно живой жизни. В философских сонетах отражены мысли о торжестве жизни, уходящей в вечность, и любовь автора к ней, которая навсегда останется запечатленной в его строках:

Но жизнь моя – всего частица

В текущем времени потоке,

И ею вволю насладиться

Не успеваю я глубоко;

Но мне она, как дар природный,

Дороже вечности холодной.

Проанализировав сонеты Владимира Ивановича Трусова, можно сказать о том, что в них поэт воспевает красоту и неповторимость каждого мгновения человеческой жизни, единство природы и человека, личности и мирозданья. Сонеты Трусова отличаются простотой поэтических формулировок, особой музыкальностью и лиричностью.

Труды Владимира Ивановича можно назвать истинной поэзией. В своих сонетах он смог поделиться собственным опытом и разделить чувства других людей, а также увидеть красоту и бесконечность мира. «Человек чем старше, тем прошлое у него толще, а будущее тоньше, настоящее – всегда миг. Но я уверен, что человеку в любом возрасте не следует унывать. При любых жизненных обстоятельствах, какие бы они трудные ни были, надо верить и надеяться», - таково творческое и жизненное кредо В. И. Трусова.

Просмотров работы: 752