МЕТАПРЕДМЕТЫ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МЕТАПРЕДМЕТЫ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Лаер А.А. 1
1Южный Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодня ни для кого не секрет, что во времена всемирной глобализации и научно-технического прогресса наши умы заполняет огромное количество постоянно новой информации. К сожалению, мы не можем ограничиться полученными знаниями в школах или университетах, так как зачастую, нам просто не успевают передать новую информацию, как она уже устаревает. В течение долгого времени мы изучаем дисциплины врозь, не выделяя связующую ниточку между ними. Появление понятий «метапредмет» и «метапредметные результаты обучения» выводят уровень образования на уровень выше. И на самом деле это объяснимо наличием метапредметного подхода в основе ФГОС. Среднестатистический учитель немного далек от понимания сути метапредметов, и использовании метапредметного подхода в учебном процессе. Поэтому первоочередно необходимо разобраться: в чем же суть метапредмета и метапредметных результатах обучения, и что это вообще такое?

В современной педагогической школе присутствуют два подхода к пониманию и трактовке метапредметных результатов обучения. Два лагеря: первый - А.В. Хуторской, Н.В. Громыко, основоположники идеи метапредмета, как отдельного предмета, называемого «неординарным учебным предметом». Наличие подобных метапредметов образовались вокруг определенной мыслительной организованности, а именно: задача, проблема, знак, знание. Рассмотрим их немного позже. Сторонники второго подхода - А.Г. Асмолов, С.Г. Воровщиков, рассматривают метапредметный подход, как систематизированный комплексный подход к формированию межпредметных результатов обучения.

Итак, А.В. Хуторской определяет метапредмет как предметно оформленную образовательную систему, которая, находясь «за» обычными учебными курсами, позволяет задавать и описывать их корневую структуру и содержание с позиций фундаментальных образовательных объектов. Фундаментальные образовательные объекты – ключевые сущности, отражающие единство мира и концентрирующие в себе реальность познаваемого бытия; это узловые точки основных образовательных областей, благодаря которым существует реальная область познания и конструируется идеальная система знаний о ней [1;2].

Для метапредмета характерны требования, которые предъявляются к обычным учебным курсам и их разделам: единство целей, содержания, видов деятельности, форм и методов обучения, способов проверки и оценки результатов. Специфика же метапредметов заключается в наиболее гибком характере построения их содержания на базе новых метапредметных структур. Метапредмет не всегда преподается в течение всего учебного года, зачастую он может просто входить в структуру обычного учебного курса, иметь статус метапредметной темы или раздела. Важно, чтобы общая совокупность как метапредметов, так и обычных учебных предметов охватывала весь комплекс общеобразовательных областей и обеспечивала условия для целостного гармоничного образования детей. Сегодня, учебные метапредметы, как: «Числа», «Мироведение», «Культура», не являются общепринятыми для массовой школы, и они проходят экспериментальную разработку и апробацию. Мы хотели бы рассмотреть такие метапредметы, как: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача».

Например, в рамках метапредмета «Знак», у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, что хотят сказать, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать.

В рамках метапредмета «Знание» формируется свой комплекс способностей: способность работать с понятиями, способность работать с системами знаний (систематезировать).

Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем. На данном метапредмете учащиеся получают соответствующее оснащение для работы с проблемами: они осваивают техники позиционного анализа, умение организовывать и вести диалог, у них развиваются способности к постановке проблематики, целеполагания, самоопределения.

На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.

Самой важной задачей ФГОС является формирование универсальных (метапредметных) учебных действий (УУД), которые обеспечивают школьникам, осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, и, следовательно, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В настоящее время необходимыми и важными становятся не сами знания, а знание о том, где и как их применять. Но еще важнее – знание о том, как эту информацию добывать, интегрировать или создавать. Любое знание частично состоит из «информации» («чистое знание») и частично из «умения»[3]. Процесс изучения того или иного предмета имеет своей целью сообщение учащимся той или иной информации, касающейся этого предмета, и конечно же создание определенных умений. Умение - это мастерство, способность использовать имеющиеся сведения для достижения своих целей.

На идеях А.Г. Асмолова основано понимание метапредметной деятельности как УУД. Под метапредметными результатами мы еще понимаем универсальные способы деятельности: познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности, включая планирование.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса, то есть всехучебных предметов, основного плана и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Основным объектом оценкиметапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Источники:

  1. Метапредметное содержание образования // Хуторской А.В. Современная дидактика. Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. / А.В. Хуторской. — М.: Высшая школа, 2007. — С.159-182.

  2. Хуторской А.В., Краевский В.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. – 2003. – №2. – С. 3-10.

  3. http://www.metod-kopilka.ru/page-udd-1.html (дата обращения: 05.03.2015).

Просмотров работы: 2687