ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ГЕРМАНИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ГЕРМАНИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Налоговая система Германии основана на принципе множественности налогов и имеет федеративное устройство. Как федеративное государство, оно прошло различные стадии политического и экономического устройства, не раз поднималась из разрухи, вызванной мировыми войнами и выросла в экономически мощное рыночное государство с выраженной социальной ориентацией.

Рассмотрим налоговую систему Германии. Следует отметить, что организация налогообложения в Германии основывается на принципах, которые были заложены еще Л. Эрхардом (рис.1).

Рисунок 1 – Принципы налоговой системы Германии1

Государственное устройство Германии предполагает трёхступенчатую систему организации государственных финансов, в силу чего налоговая система этой страны также является трёхуровневой.

Особенностью налоговой системы Германии является сложное и многоступенчатое распределение налоговых поступлений между звеньями бюджетной системы, позволяющее реализовать концепцию вертикального и горизонтального выравнивания неравномерного экономического развития федеральных земель.

В зависимости от компетенции взимания и распределения доходов между звеньями бюджетной системы виды налогов в Германии показаны на рисунке 2.

Рисунок 2 – Виды налогов в Германии2

Общие налоги распределяются по установленным нормативам в бюджеты разных уровней бюджетной системы: в федеральный бюджет, в бюджеты федеральных земель и в бюджеты общин.

Собственные налоги закрепляются за соответствующими звеньями бюджетной системы и зачисляются туда в полном объёме.

Всего в Германии 45 видов налога, включая такие как: налог для владельцев собак, налог на уксусную кислоту, церковный налог, налог на игристые вина, энергию, увеселительные мероприятия, кофе, пиво, охоту, второй дом или квартиру, спирт и многие другие.

В общем же, все налоги Германии можно разделить на три основные группы:

Рисунок 3 – Группы налогов Германии3

Рассмотрим некоторые налоги подробнее.

Подоходный налог с физических лиц.

Основной источник государственных доходов - он дает около 40% всех налоговых поступлений . Налогом облагается доход физических лиц из разных источников (в том числе с с доходов, полученных и в других странах, если они ещё не были обложены налогом). В подоходный налог входит:

  • налог на заработную плату

  • налог на доходы с капитала

Подоходным налогом также облагаются все доходы промышленной и сельскохозяйственной деятельности, самостоятельного и несамостоятельного труда, владения капиталом, сдачи жилья, сдачи в аренду какой-либо собственности и т. д., вплоть до доходов со спекулятивных соглашений.

Это прогрессивный налог. Его минимальная ставка - 19%, максимальная — 53%.

Необлагаемый налогом минимум составляет в год 5616 евро (для одиноких) и 11232 евро (для семейных пар)

Для доходов, которые не превышают для одиноких 8153 евро и 16307 евро для семейных пар действует пропорциональное налогообложение со ставкой 22,9%. Далее налог взимается по прогрессивной шкале до объёма доходов в 120041 евро (для одиноких) и 240083 евро (для семейных пар). Все доходы выше облагаются по максимальной ставке 51%.

Действуют налоговые льготы для детей, возрастные льготы, льготы по чрезвычайным обстоятельствам (болезнь, несчастный случай) и другие.

Значение поступлений данного налога приведено на рис. 4. На него приходится 9,55% ВВП Германии в 2013 году.

Рисунок 4 – Налог на доходы физических лиц за 2010-2013 гг., в % ВВП4

Налог на добавленную стоимость (НДС).

Налогом на добавленную стоимость, в принципе облагается любая услуга, которую предприниматель осуществляет за плату в процессе своей предпринимательской деятельности. Объектом налогообложения является любая услуга, не предназначенная для личного потребления, а также ввоз предметов из стран, не являющихся членами ЕС.

Согласно Закону о НДС в Германии действуют две налоговые ставки: общая налоговая ставка, составляющая 19% и пониженная - 7%.

Пониженная налоговая ставка применяется главным образом при поставках, личном пользовании и ввозе большинства продуктовых товаров (за исключением напитков) и в сфере деятельности заведений общественного питания. Определенные льготы предусмотрены и для мелких предприятий. НДС не взимается, например, с экспортных поставок и давальческой обработки предметов, предназначенных для экспорта, с поставок в рамках ЕС, с предоставления кредита, передачи в аренду и аренды земель, с оборотов в медицинской и социальной сферах.

Налог с корпораций.

Данный налог уплачивают юридические лица (акционерные общества, различные товарищества, а также государственные организации, в том случае если они занимаются частной хозяйственной деятельностью). Объектом налогообложения является их прибыль в течение календарного года. Если у корпорации несколько собственников, то ставка налога составляет 30%. Если владелец у корпорации один, ставка - 45% прибыли.

Общая сумма налоговых поступлений по всем налогам в Германии распределяется между звеньями бюджетной системы примерно следующим образом: 48% зачисляется в федеральный бюджет, 34% – в бюджеты федеральных земель, 13% – в бюджеты общин, а оставшаяся часть – в Фонд выравнивания налогового бремени и бюджет ЕС.

На рис.5 представлена доля этого налога по отношению к ВВП – 1,83% в 2013 году с ростом на 0,3 процентных пункта по сравнению с 2010 годом.

Рисунок 5 – Налог с корпораций в Германии за 2010-2013 гг., в % ВВП5

Налоги в ФРГ обеспечивают около 80 % бюджетных доходов. Именно поэтому они рассматриваются правительством как главное средство воздействия государства на развитие экономики.

Рисунок 6 – Валовой внутренний продукт Германии за 2010-2014 гг.,6 в долл. США

Рассмотрим конституционно-правовую базу налогообложения в Германии.

Особенностью правового обеспечения налоговой системы Германии является конституционное закрепление полномочий по взиманию и распределению налогов между федерацией, федеральными землями и общинами. Так, статья 104а Конституции Германии закрепляет суверенитет налогового законодательства (полномочия законодательного установления налогов), суверенное право сбора налогов (так называемые доходные полномочия от сбора того или иного налога), а также суверенитет налогового администрирования (полномочия по взысканию налогов).

Суверенитет налогового законодательства предполагает, что федеральная власть имеет исключительные законодательные полномочия по установлению налогов, поступления от уплаты которых полностью или частично формируют федеральный бюджет. Законодательными полномочиями по установлению налогов федеральных земель и налогов общин наделены органы власти федеральных земель.

Суверенное право сбора налогов, закреплённое в Конституции, предполагает, что общие налоговые доходы федерации и федеральных земель поступают в бюджеты разных уровней бюджетной системы по установленным нормативам между федерацией и землями, при этом часть доходов от сбора таких налогов должна быть передана бюджетам общин.

Суверенитет налогового администрирования предполагает, что таможенные пошлины и общие налоги, установленные едиными федеральными законами, администрируются федеральными финансовыми органами, а остальные налоги – финансовыми органами федеральных земель.

Федеральными финансовыми органами на федеральном уровне являются в качестве высших финансовых органов власти: Федеральное Министерство финансов, Федеральная администрация по ценным бумагам, Администрация по контролю над монополиями, Федеральное центральное ведомство по налогам, Управление по борьбе с таможенными правонарушениями.

Финансовыми органами власти федеральных земель и ответственными за специфичные для федеральных земель налоги, являются компетентные высшие органы власти федеральных земель, финансовые управления, финансовые отделения.

Финансовая юрисдикция в сфере налогообложения регламентируется унифицированным федеральным законом. Как инстанции финансовым порядком судопроизводства установлены в федеральных землях – налогово-финансовые суды в качестве верховных судов федеральных земель, на уровне федерации – Федеральный финансовый суд в Мюнхене.

Список литературы

1.Налоговые системы зарубежных стран: Учебно-методическое пособие / Попова Л.В., М., 2011г.

2.Налоговые системы зарубежных стран: Учебно-методическое пособие Шувалова Е.Б., Климовицкий В.В., Пузин А.М., М., 2012г.

3.Налоговые системы зарубежных стран: Учебно-методическое пособие 2-е издание, перераб. и доп./ Попова Л.В., Дорожжина И.А., Маслов Б.Г. - М., 2011г.

4. Организация экономического сотрудничества и развития. http://data.oecd.org/tax/tax-on-personal-income.htm#indicator-chart

5.Налоговые консультации в Германииhttp://www.german-tax-consulting.ru/

6. Все о Германии http://www.de-web.ru/

1 Составлено автором. Налоговые системы зарубежных стран: Учебно-методическое пособие / Попова Л.В., М., 2011г.

2 Составлено автором. Налоговые системы зарубежных стран: Учебно-методическое пособие Шувалова Е.Б., Климовицкий В.В., Пузин А.М., М., 2012г.

3 Составлено автором.http://www.german-tax-consulting.ru/

4http://data.oecd.org/tax/tax-on-personal-income.htm#indicator-chart

5http://data.oecd.org/tax/tax-on-personal-income.htm#indicator-chart

6http://data.oecd.org/tax/tax-on-personal-income.htm#indicator-chart

Просмотров работы: 4407