СТРАХОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СТРАХОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
С увеличением количества перевозок, осуществляемых пассажирским транспортом, все более актуальным становится понятие ответственности перевозчиков, возникающей в рамках гражданского законодательства за вред, причиненный жизни, здоровью либо имуществу пассажиров и третьих лиц. Тем более что возмещение вреда не всегда осуществляется в полном объеме и своевременно. К тому же очевидны и проблемы, стоящие перед перевозчиками — сложность и продолжительность судебных процедур, зачастую отсутствие у транспортников необходимых средств для возмещения причиненного вреда. Поэтому в ряде стран в течение последних 20—30 лет были приняты законы об обязательной финансовой ответственности перевозчика за вред, причиненный пассажирам и третьим лицам. В России это Закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном"[1]. Федеральный закон устанавливает обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках любыми видами транспорта, в отношении которых действуют транспортные уставы или кодексы, при перевозках внеуличным транспортом (за исключением перевозок метрополитеном), а также устанавливает порядок возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном.

Таблица 1-Перевозки пассажиров по видам транспорта.

 

Январь-декабрь

2012 г.

Январь-декабрь 2013г.

Январь-декабрь 2013г.

в % к январь-декабрь

2012 г.

Транспорт отраслей Минтранса России:

21041,8

19375,8

-7,9

В том числе:

     

Трамвайный

1928,3

1629,0

-15,5

Троллейбусный

2051,2

1735,1

-15,4

Метрополитенный

9445,6

8490,7

-10,12

Автомобильный(автобусный)

12470,2

11344,1

-9,9

Внутренний водный

13,684

12,778

-6,6

Воздушный

74,03

84,56

14,22

Железнодорожный

1058,8

1079,6

2,2

Данная статистика показывает, что в целом количество перевозок пассажиров снижается. Но по отдельным статьям все же замечается рост: количество перевозок воздушным транспортом увеличилось на 14,22% в 2013году относительно 2012 году, а железнодорожным на 2,2% .Это свидетельствует о том, что данные виды перевозок наиболее надежны и безопасны. Жители городов стали меньше пользоваться трамваями и троллейбусами на 15,5% и 15,4% соответственно. Так как данные виды транспорта движутся с небольшой скоростью и обслуживание трамвайных и троллейбусных путей обходится не дешево.

Рассмотрим пассажирооборот по различным видам транспорта.

Первое место по пассажирообороту занимает воздушный транспорт. Летая на самолете, люди экономят время ,чтобы добраться до пункта назначения. К тому же это безопасно и комфортно.

Каким бы не был безопасным тот или иной вид транспорта, иногда случаются чрезвычайные ситуации и самолет падает, сходит с рельс поезд , разбивается автобус или тонет корабль.

Таблица 2 Пассажирооборот по видам транспорта (млрд. пассажиро-километров)

 

Январь-декабрь 2012 г.

Январь-декабрь 2013г.

Январь-декабрь 2013г.

в % к январь-декабрь 2012 г.

Транспорт отраслей Минтранса России:

523,5

540,2

103,2

В том числе:

     

Трамвайный

6,3

5,5,73

84,1

Троллейбусный

6,7

45,6

85,1

Метрополитенный

45,1

119,3

101,1

Автомобильный(автобусный)

124,4

0,599

95,9

Внутренний водный

0,576

225,2

104,0

Воздушный

195,8

138,5

115,0

Железнодорожный

144,6

 

95,8

Таблица 3 -Число происшествий, погибших и раненых на транспорте в 2012- 2013 годах

 

Число происшествий,единиц

Число погибших,человек

Число раненых, человек

2013 г.

2012г.

2013 г.

2012г.

2013г.

2012 г.

На железнодорожном транспорте общего пользования

17

-

2

-

4

-

На автомобильных дорогах и улицах

204,1

203.6

27

28

258,4

258,6

С морскими судами на море

33

19

1

10

-

-

На внутренних водных судоходных путях

5

4

11

1

49

-

На воздушном транспорте

30

38

102

90

26

52

По данным статистики, самым безопасным транспортом является железнодорожный и водный судоходный транспорт. Большее количество происшествий со смертельным исходом происходит на автомобильных дорогах. Перебегая дорогу в неположенном месте или не соблюдая правила дорожного движения люди провоцируют дорожно-транспортные происшествия, не редко со смертельным исходом.

Для оказания помощи пассажирам, ставшим жертвами ДТП, компании-перевозчики страхуют свою деятельность, уплачивая страховые взносы страховым компаниям. При наступлении страхового случая, компания-перевозчик уплачивает страховую сумму пострадавшим. Страховые суммы устанавливаются для каждого страхового случая и не могут изменяться в период действия договора обязательного страхования [2]. Согласно закону установлена единая для всех перевозчиков страховая сумма на каждого пассажира:

  • По риску причинения вреда жизни - не менее чем 2.025.000 рублей;

  • По риску причинения вреда здоровью - не менее чем 2.000.000 рублей;

  • По риску причинения вреда имуществу - не менее чем 23.000 рублей.

Страховой тариф (ставка страховой премии с единицы страховой суммы) устанавливается в договоре обязательного страхования по соглашению сторон. Страховой тариф по каждому из рисков, подлежащих страхованию по договору страхования, определяется на одного пассажира в зависимости от вида транспорта и факторов, влияющих на степень риска, в том числе от обеспечиваемого перевозчиком уровня безопасности перевозок и технического состояния парка транспортных средств перевозчика.Оценка страхового риска производится страховщиком при заключении договора обязательного страхования.Страховая премия по каждому из рисков, определяется как произведение количества пассажиров, страховой суммы по этому риску, указанной в договоре обязательного страхования и соответствующего страхового тарифа, определенного в процентах от страховой суммы. Общий размер страховой премии по договору обязательного страхования определяется путем суммирования страховых премий, определенных по каждому из рисков, и устанавливается в договоре обязательного страхования.[3]

При существенном изменении обстоятельств, сообщенных страховщику при заключении договора обязательного страхования, главным образомвлияющих на оценку страхового риска, стороны вправе требовать изменения условий договора обязательного страхования.Страховщик может требовать доплаты страхователем страховой премии при увеличении страхового риска, а страхователь - возврата страховщиком части страховой премии при снижении страхового риска. Если при повышении страхового риска страхователь спорит против соответствующего изменения условий договора страхования, страховщик вправе потребовать расторжения договора обязательного страхования в соответствии с правилами ГК РФ [4].

Обстоятельства, существенно влияющие на оценку страхового риска, должны быть определены в договоре обязательного страхования.Страховой тариф определяется по каждому из рисков в договоре страхования по соглашению сторон и в расчете на одного пассажира.Страховой тариф зависит от:

  •  
    • вида транспорта,

    • вида перевозок

    • факторов, влияющих на степень риска, в том числе от уровня безопасности перевозок и технического состояния ТС [5]

Последствия неуплаты, просрочки уплаты страховой премии:

  • 1.Если страховой случай наступил в период, когда уплата премии или первого страхового взноса просрочена, страховщик кроме предъявления к страхователю требования об уплате процентов, определяемых в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, вправе предъявить регрессное требование к перевозчику, причинившему возмещенный страховщиком вред.

  • 2. Страховая премия или ее часть не может быть зачтена в счет выплаты страхового возмещения, кроме случая получения страхового возмещения страхователем[1]],

Основная проблема работы на рынке страхования грузов и ответственности перевозчиков — это традиционная для России надежда собственников груза и транспортных компаний на авось.Страховщику приходится достаточно долго доносить до потенциального страхователя необходимость страхования. Многие владельцы грузов слишком легкомысленны, они считают, что ничего с перевозимыми ценностями не произойдет, а если и произойдет, то ущерб возместит перевозчик. Действительно, согласно законодательству перевозчик несет ответственность за сохранность груза и при его повреждении или утрате обязан возместить ущерб. Однако в большинстве случаев транспортники просто не располагают средствами, в лучшем случае рассчитываются бартером, в зачет предоставляемых услуг по доставке. Форс-мажорные обстоятельства бьют по владельцу груза еще сильнее, так как ущерб в каком бы то ни было виде возмещать и вовсе некому[5].

Рассмотрим рейтинг компаний, получивших лицензии на осуществление обязательного страхования ответственности перевозчиков:

Страховая компания

Дата подтверждения рейтинга А++

Место в «Эксперт-400» по итогам 2012 года

Место в списке крупнейших страховых компаний по итогам 2013 года

Группа Росгосстрах

19.11.2012*

85

1

Группа СОГАЗ

21.05.2013

127

2

Группа ИНГОССТРАХ

11.06.2013

136

3

ОСАО «РЕСО-Гарантия»

16.11.2012

132

4

Группа АльфаСтрахование

18.10.2012

230

5

Группа ВСК

04.04.2013

218

6

ООО «СК «Согласие»

21.06.2013

269

7

Группа Альянс

21.05.2013

298

8

Группа Ренессанс Страхование

15.07.2013

379

9

ООО СК «ВТБ Страхование»

07.02.2013

10

Самыми надежным и известным является « Группа Росгосстрах». Группа компаний «Росгосстрах» представляет собой вертикально интегрированный холдинг. Группа «Росгосстрах» включает ОАО «Росгосстрах», 3 региональных, 7 межрегиональных страховых компаний, ООО СК «РГС-Жизнь», занимающееся страхованием жизни и негосударственным пенсионным обеспечением, а также ООО «РГС-Медицина», осуществляющее операции по обязательному медицинскому страхованию. Группа компаний «Росгосcтрах» основана в 1992 году и в настоящее время специализируется на предоставлении страховых услуг физическим лицам по таким видам как: ОСАГО, имущественное страхование, личное страхование, обязательное личное страхование, страхование ответственности, страхование жизни.

Список использованных источников:

1.Федеральный закон от 14.06.2012 N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном"(ред. от 04.11.2014)

2.www.ins.org.ru – Официальный сайт «Рейтинг страховых сайтов»

3.www.ins-union.ru–Официальный сайт «Всероссийский союз страховщиков»

4.www.grandars.ru –Официальный сайт «Энциклопедия экономиста»

5.www.rg.ru – Официальный сайт газеты «Российская газета»

8

Просмотров работы: 1058