ФАКТОРЫ, ПОБУДИВШИЕ НАЧАЛО МИРОВОГО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО КРИЗИСА XXI ВЕКА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФАКТОРЫ, ПОБУДИВШИЕ НАЧАЛО МИРОВОГО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО КРИЗИСА XXI ВЕКА

Казаков Ю.Ю. 1, Воротилова О.А. 2
1Волгоградский государственный технический универститет
2Волгоградский государственный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Начало XXI века стало периодом качественных изменений на мировом рынке сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Рост численности населения, ускорение темпов экономического развития в отдельных регионах земного шара способствовали устойчивому росту мирового спроса на рассматриваемую группу товаров, в то время как возможности увеличения их производства ограничивались имевшимися земельными и водными ресурсами и в значительной степени относительно низкой эффективностью самой аграрной отрасли. Серьезную проблему представляло неравномерное распределение сельскохозяйственных и продовольственных ресурсов по странам и регионам, а решению этой проблемы в значительной степени препятствовали такие взаимосвязанные факторы как бедность и несправедливые условия международной торговли.

В настоящее время в мире нет государства, в котором производство, распределение и внешняя торговля продовольствием не были бы серьезной заботой центральных властей. И в этом отношении рассматриваемая проблема тоже выступает поистине планетной, несмотря на то, что одни страны сталкиваются с хроническим недостатком продуктов питания, в других текущей целью стало качественное улучшение пищевого рациона с тем, чтобы приблизить его к научно обоснованным нормам, а некоторые вынуждены даже «бороться» с излишками производимых продуктов и вызываемыми их избыточным потреблением болезнями населения.

Излишки сельхозпродукции, формировавшиеся в отдельных странах-продуцентах, оказывали давление на цены и являлись одним из серьезных препятствий на пути к смягчению проблемы диспаритета цен. Настоящим прорывом в данной области стало растущее непродовольственное использование сельскохозяйственного сырья, в первую очередь, топливно-энергетическое, которое привело к резкому скачку цен на сельскохозяйственную продукцию.

В настоящее время сформировалось два принципиально отличных концептуальных подхода к проблеме продовольственного обеспечения. Согласно одному из них, необходимый уровень обеспечения населения страны основными видами продуктов питания обеспечивается за счет их импорта из нескольких ведущих стран мира при устранении тарифных и нетарифных барьеров для перемещения продовольствия и сокращения уровня государственной поддержки отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей. Сторонниками такого подхода выступают страны-экспортеры продовольственной продукции с либеральной моделью экономики (США, Канада, Австралия). Они располагают почвенно-климатическими условиями, благоприятными для возделывания продовольственных сельскохозяйственных культур, прежде всего зерновых, значительными экономическими ресурсами, развитым аграрным сектором.

Сельское хозяйство производит основные виды продовольствия в объеме, превышающем внутренние потребности и удовлетворяющем значительную часть спроса на мировом рынке. Так, в США агропромышленный комплекс обеспечивает полную продовольственную самообеспеченность страны и ее ведущую роль, как экспортера на мировых рынках сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

Производя в избытке практически все виды продуктов питания, страна в значительных объемах, до 25% всей производимой аграрной продукции, вывозит в другие страны. Удельный вес продовольствия в структуре экспорта составляет 20%, а в объеме мирового экспорта достигает 13%. На долю США приходится 35% мирового рынка пшеницы, 70% - кукурузы и сои, 25% - хлопка, 20% - риса. Однако и в этих странах аграрный сектор функционирует не только на принципах рыночной саморегуляции, хотя, значение непосредственного дотирования сельского хозяйства уменьшается. Так, в США в структуре расходной части бюджета министерства сельского хозяйства за 20 лет с 1970 г. по 1990 г. удельный вес прямых субсидий фермерским хозяйствам сократился с 45 до 15%. Одновременно с 15 до 47% возросла доля расходов на продовольственную помощь нуждающимся слоям населения.

В большинстве стран, развитых в агропромышленном отношении, увеличиваются расходы на проведение фундаментальных и прикладных исследований в области аграрных проблем, профессиональную подготовку и переподготовку кадров, информационное обеспечение, охрану окружающей среды, контроль качества продовольствия и т.д. Так, в Канаде, несмотря на высокую доходность, например, зернового производства, осуществляются прямые выплаты из государственного бюджета фермерам.

Тот факт, что в развитых в агропромышленном отношении странах сельское хозяйство остается объектом государственной поддержки и регулирования свидетельствует значение эквивалента субсидий производителю (producer subsidy equivalent), который используется как общепринятый в Организации стран экономического развития (ОСЭР) показатель интегральной оценки уровня государственного регулирования аграрной сферы. Напомним, что он представляет собой отношение разности между внутренней ценой данного вида продовольственной продукции с учетом субсидий и налогов и мировой цены к цене данного вида продовольствия на мировом рынке.

Значение этого показателя в США и Канаде, на данный момент, составляет 50%, Австралии – 45-55%, что свидетельствует о значительном уровне государственного регулирования аграрного сектора, несмотря на высокую степень либерализации экономики этих стран.

Другой концепции продовольственной обеспеченности придерживаются страны Западной Европы. Их экономическая политика в аграрной сфере предусматривает прямое субсидирование сельских товаропроизводителей в сочетании с защитой внутреннего продовольственного рынка через квотирование импорта продуктов питания, таможенных пошлин с целью обеспечения уровня самообеспеченности основными видами продовольствия. Так, в странах Европейского Союза эквивалент субсидий производителям в среднем в 1,5 раза выше, чем в США и Канаде.

Безусловно, такой подход требует значительных финансовых расходов из государственного бюджета. Однако это отвечает интересам национальной безопасности и социальной стабильности в этих странах, где удельный вес сельского населения значительно выше, чем, например, в США.

Несмотря на принципиальные отличия рассмотренных подходов, и те, и другие считают, что необходимый и достаточный уровень продовольственной обеспеченности страны достигается как за счет собственного производства основных продуктов питания, так и наличием средств для их импорта в необходимых объемах при малой степени потенциальной уязвимости продовольственного снабжения в случае осложнений (рост цен, нехватка валюты) и нарушений (эмбарго на поставки) в поступлении продовольствия по импорту.

Что касается Российской Федерации, то, несмотря на имеющиеся трудности экономического и неэкономического характера, у нее имеются все возможности для обеспечения населения основными видами продовольствия, в основном, за счет собственного производства. Импортируя продовольствие за счет продажи топливно-сырьевых ресурсов и внешнего заимствования валютных средств, Российская Федерация тем самым финансирует зарубежных товаропроизводителей.

Повышение зависимости цен сельскохозяйственной продукции от цен на энергоносители и усиление конкуренции между промышленным и продовольственным направлениями использования сельхозсырья за его ресурсы, вследствие подорожания нефти. Цены на нефть, а следовательно и на топливо для сельхозмашин, в последние годы подскочили в несколько раз и радость производителей нефти в мире может оказаться непродолжительной. При стоимости барреля нефти в 90 долларов, вполне естественно, что и цены на продукты, которые напрямую зависят от такой важной составляющей, как топливо, подскочат вдвое-втрое. Поэтому, страны, где основная статья дохода - добываемая ими нефть и закупающие базовое продовольствие в странах потребляющих нефть окажутся перед дилеммой: развивать собственную продовольственную базу или стабилизировать цены на нефть. Особенно могут пострадать государства не производящие нефти и закупающие базовые продовольственные страны на мировых биржах.

Таблица 1 - Товарная структура экспорта Российской Федерации в страны СНГ в 2000-2012гг. в фактически действовавших ценах

п/п

Товарные

группы

2000

2003

2005

2010

2011

2012

млр долл

%

Млр долл

%

млрдолл

%

млрдолл

%

млрдолл

%

млр долл

%.

А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

Экспорт, всего Машины,

13,9

100

долл14,5

100

10,7

100

13,8

100

15,7

100

20,5

100

2

Минеральные продукты

7.3

52,7

7.5

51.4

5,6

52,5

6,8

49,1

7.1

45.3

8.7

42,7

3

Металлы, драгоценные камни и изделия из них

1.2

8.7

1,4

9,5

0.9

8,3

1,4

10,4

1,7

10,7

2,3

11,3

4

Продукция химической промышленности

1.3

9,6

1.5

10,8

1,1

10,1

1,4

10,2

1,6

10,2

2,2

10,5

5

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

0.5

3,2

0.5

3,3

0,3

2,7

0,4

3,0

0.5

3,3

0.7

3.4

6

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье

0,5

3,7

0,4

2.8

0.5

4,3

0,7

5,3

1.2

7,5

1.6

7,9

Государство фактически самоустранилось от регулирования и контроля сферы внешнеэкономической деятельности в целом. Продекларированные же в последующем попытки создания соответствующей регулятивно-контрольной системы привели, скорее, к обратным результатам. Неудивительно, что, согласно оценкам, за годы либерализации трансграничного движения товаров и капиталов вывезены за рубеж (а значит, изъяты из российской экономики) до 300 млрд. долл., причем широкомасштабная утечка капитала продолжается.

Всем вышеизложенным факторам, побудившим мировой продовольственный кризис XXI века есть логичное объяснение, практически не обсуждаемое в эти дни ни в России, ни в мире. Возможно, мировая экономика стоит на пороге масштабной переоценки активов. В последние годы основной рост денежной массы, прежде всего, долларов, происходил за счет накачки фондового, ипотечного, нефтяного и прочих пузырей. Насущно встал вопрос о вложениях свободных финансовых ресурсов. Куда их направить? Ответ на поверхности — в финансы реальных активов: золота, драгоценных камней, металлов, строительных материалов и, конечно, продовольствия.

Список литературы

  1. Филиппова О. Б. Современные тенденции развития мирового рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия. – Internet – http://www.oilworld.ru/news.php?view=32893

  2. Бовина Е. Общая ситуация и регионально-экономические аспекты мирового рынка продовольствия. – Internet – http://gorki-meo.org/blog/2006/04/18/34/

  3. Кричевский Н. План Путина и продовольственный кризис. – Internet – http://www.apn.ru/publications/article18103.htm

  4. Ибрагимова И. В. Обзор конъюнктуры мирового продовольственного рынка. – Internet - http://gras.oryol.ru/CARO/1999-00/12.html

  5. Киллик Т. Глобализация и бедность. // «Страны Азии и Африки» №1 2003 с.7-11.

Просмотров работы: 1431