ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ КАМЕРАЛЬНЫХ ПРОВЕРОК В РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ КАМЕРАЛЬНЫХ ПРОВЕРОК В РОССИИ

Талипова А.О. 1, Шестакова И.В. 1
1ФГБОУ ВПО Омский государственный аграрный университет им. П.А.Столыпина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
По мнению Кузьменко В.В. [3] налоговая проверка — это основная форма налогового контроля, представляющая собой действия уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах и осуществляемая посредством сопоставления отчетных данных налогоплательщика с фактическим состоянием его финансово-хозяйственной деятельности.

Камеральная налоговая проверка - это одна из форм налогового контроля. Целью камеральной проверки является выяснение, соблюдает ли налогоплательщик законодательство о налогах и сборах [1]. Она предполагает выявление ошибок в расчете налогооблагаемой базы, арифметических ошибок, а также насколько сведения налогоплательщика соответствуют сведениям, содержащимся в документах налогового органа.

Проверка осуществляется после подачи в инспекцию налоговой отчетности: декларации или расчета авансового платежа по налогам и сборам. В случае непредоставления этих форм отчетности отсутствуют основания для камеральной проверки. Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

Согласно НК РФ продолжительность проверки не может превышать трех месяцев и продление этого срока не предусмотрено. Кроме того, налоговые органы не вправе приостанавливать камеральную проверку.

В рамках камеральной проверки контролируется только тот период, за который подана декларация или расчет. Например, если сдана декларация по НДС за II квартал, то в рамках камеральной проверки инспекция определяет правильность расчета НДС только за этот квартал.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе следующих документов, представленных налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета:

1) налоговых деклараций;

2) расчета авансового платежа по конкретному налогу, который представляет собой письменное заявление налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах и об исчисленной сумме авансового платежа применительно к конкретному налогу;

3) расчета сбора, представляющего письменное заявление плательщика сбора об объектах обложения конкретным сбором;

4) иных документов, предусмотренных ст. 80 НК РФ, в том числе:

– у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы это документы, подтверждающие право на эти налоговые льготы;

– при подаче налогоплательщиком налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение суммы НДС, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов (например, могут дополнительно попросить представить счета-фактуры) [4].

В ходе камеральной проверки налоговые органы не вправе требовать у организации представить дополнительные документы. Однако есть исключения, установленные Налоговым кодексом РФ [5].

Во время проведения камеральной проверки налоговая инспекция вправе требовать пояснений:

  • если экономический субъект подал уточненную налоговую декларацию, уменьшив при этом налог или увеличив убыток;

  • по расчету показателей, если экономический субъект заявил в налоговой декларации убыток.

Истребование документов у проверяемого лица осуществляется должностным лицом налогового органа путем вручения проверяемому лицу письменного требования о предоставлении документов. Документы предоставляются в налоговый орган в виде копий, заверенных проверяемым лицом, а также печатью. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться и с подлинниками этих документов.

Документы должны быть представлены в налоговый орган в течение 10 рабочих дней со дня вручения соответствующего требования.

Согласно ст. 93 НК РФ отказ проверяемого лица от предоставления запрашиваемых документов и непредставлении их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность в виде взыскания штрафа в размере 200 руб. за каждый не представленный документ.

По итогам камеральной проверки могут выявить:

  • отсутствие нарушения;

  • наличие нарушения.

В первом случае результаты проверки не оформляются, и экономический субъект не уведомляется о завершении камеральной проверки. Однако если проверяется декларация по НДС с применением заявительного порядка возмещения налога, то налоговые органы должны уведомить организацию об окончании проверки и об отсутствии нарушений.

Если по итогам камеральной проверки инспекция выявит нарушения, тогда результаты проверки должны быть оформлены актом.

Составить акт камеральной налоговой проверки инспекция должна не позднее 10 рабочих дней после ее окончания и передать экземпляр акта проверяемому экономическому субъекту в течении пяти рабочих дней с даты его подписания.

В ответ на полученный акт проверяемый экономический субъект в течении 15 рабочих дней может передать письменные возражения.

Поскольку акт проверки не содержит решения налогового органа по проверке, то он не подлежит обжалованию в УФНС или арбитражном суде.

Затем налоговый орган принимает окончательное решение по итогам камеральной проверки.

Список литературы:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ. [Электронный ресурс]. – М. , [2014] . – Режим доступа: информационно-правовая справочная система «Консультант Плюс».

  2. Дорофеева Н. А. Налоговое администрирование: Учебник / Н.А. Дорофеева, А.В. Брилон, Н.В. Брилон. - М.: Дашков и К, 2014. - 296 с.

  3. Кузьменко В. В. Организация и методика проведения налоговых проверок: Учебное пособие / В.В.Кузьменко, Н.С.Бескоровайная, А.А.Рубежной; Под ред. В.В. Кузьменко - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 186 с.

  4. Погорелова М. Я. Налоги и налогообложение: Теория и практика: Учебное пособие / М.Я. Погорелова. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013. – 208 с.

  5. Предеус Н. В. Бухгалтерское дело: Учебное пособие / Н.В. Предеус, С.И. Церпенто, Ю.В. Предеус. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 304 с.

Просмотров работы: 1706