К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ РАБОТЫ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ РАБОТЫ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Теория досуга представляет важное направление современной философии, социологии, экономики, культурологии, социальной психологии, педагогики. В трудах отечественных и зарубежных ученых с достаточной полнотой раскрыта сущность досуга как социально-педагогической категории, отражающей деятельность человека в свободное время, обеспечивающую рекреацию и его дальнейшее физическое и духовное развитие.

Военнослужащие – особая группа населения, проявляющая существенные отличия в профессиональной, семейно-бытовой и досуговой жизнедеятельности. Они имеют меньше свободного времени, их досуг в силу специфики службы, к сожалению, страдает определенными ограничениями. Однако, именно они, испытывая физические и психические перегрузки, часто попадая в стрессовые состояния и ощущая постоянный контроль над собой, особо нуждаются в эффективном досуге, в умении разумно использовать его конструктивный потенциал. А это в свою очередь диктует необходимость глубоко и разносторонне исследовать феномен досуга военнослужащих.

Современная наука связывает сущность досуга с одним из полюсов человеческой деятельности, носящей в целом двухфазовый характер: «усилие – расслабление», «работа – отдых», «утомляющий вид активности – восстанавливающий вид активности» и т.п. Представление об отдыхе формируется как о деятельности, имеющей многофункциональное назначение, приобретающей сложное содержание, многообразные формы организации.

Важно уяснить характер досуговой деятельности в связи с теми потребностями, которые человек реализует в её процессе. Известно, что потребности человека условно можно разделить на три типа:

  • первичные, или врожденные. К ним относятся физиологические потребности в отдыхе, пище, продолжении рода и др.; физические – в чистом воздухе, геоландшафтных и климатических условиях жизни; материальные – в товарах повседневного спроса, пищевых продуктах и др.;

  • социальные – потребности в общении, социальном обслуживании, транспортном передвижении и др.;

  • культурные – потребности в образовании, духовном развитии, освоении художественных ценностей и другие [1].

Если с первичными потребностями человек рождается и они могут давать о себе знать спонтанным состоянием организма, то социальные и культурные потребности во многом формируются культурной средой, тесно соотносятся с его разумом, социальным статусом, уровнем образования, общим развитием личности.

В отличие от первичных запросов, которые более устойчивы в своих проявлениях, социокультурные потребности формируются только в социо–культурной среде и по мере воспитания человека. В досуге человек реализует все три указанных типа потребностей либо в тесном переплетении, либо в некоторой последовательности. Следовательно, досуг обладает большим потенциалом, в том числе нравственной направленности. Это обусловлено следующими условиями:

  • непосредственные нравственные переживания, впечатления и состояния, которые испытывает человек, включенный в конкретный вид досуговогo занятия и тем самым удовлетворяющий свои потребности;

  • осмысление человеком воспринимаемой информации, художественных образов, общего культурного контекста, который в этой время оказывается в фокусе его внимания;

  • его оценки, которые возникают у человека по поводу качества отдыха, а также услуг, если они ему оказываются в этом процессе [2].

Естественно, что в период досуга человек стремится испытать положительные эмоции, сосредоточиться на конструктивных мыслях, то есть добиться тех состояний, которые связаны с рекреационным эффектом.

Таким образом, досуг создает для человека возможности реализовать потребности и аспекты его внутреннего развития, что невозможно в полной мере в повседневной деятельности. Тем самым реализуются компенсаторные функции, поскольку в утилитарных областях практики ограничена свобода действий и выбора. Здесь человек далеко не всегда может реализовать свой творческий потенциал, обратиться к любимым занятиям, пережить развлекательный эффект, снимающий внутреннее напряжение и т.п.

В повседневной жизни досуговая активность выполняет множество различных функций рекреационно-оздоровительного и терапевтического типа. Без их реализации у многих людей неизбежно формируются состояние стресса, повышенный невротизм, психическая неуравновешенность, переходящие в устойчивые болезни, а в условиях воинской службы, требующей напряжения духовных и физических сил она выполняет особую функцию психологической разгрузки.

Кроме того, досуговая активность позволяет личности осознать про-тивоположные векторы своего существования. Досуговые занятия создают возможность межличностного взаимодействия со многими незнакомыми людьми (во время праздников, массовых зрелищ и т.п.) и тем самым рождают ощущение единения, всеобщей связанности людей друг с другом.

В целом досуговая активность способна выполнять функции оздо-ровления психики, развития внутреннего мира, расширения индивидуальной жизненной среды. Таким образом, досуг интегрирует множество разрозненных аспектов жизни человека в единое целое, формируя у него представления о полноте своего существования.

Для того, чтобы качественно организовать досуг военнослужащих, заместитель командира роты по воспитательной работе осуществляет следующее:

  • изучает духовное состояние и культурные потребности личного состава, докладывает о них командиру и учитывает при проведении культурно-досуговой работы;

  • планирует проведение кулътурно-досуговые мероприятия для личного состава подразделения;

  • организует досуг военнослужащих в выходные и праздничные дни;

  • оказывает помощь командирам подразделений и взводов в культурно-досуговой деятельности с личным составом;

  • подбирает культурно-досуговый актив и обучает его практике организации культурно-досуговой работы;

  • направляет работу комнаты информирования и досуга, проявляет заботу о создании в ней уюта и условий для полноценного отдыха;

  • руководит деятельностью коллективов художественного самодеятельного творчества военнослужащих;

  • организует работу библиотечек-передвижек, просмотр телевизионных и прослушивание радиопередач, использование периодической печати и других средств, для удовлетворения культурных потребностей военнослужащих;

  • заботится о полном обеспечении подразделения культурно-досуговым имуществом, обеспечивает его правильную эксплуатацию, сохранность и своевременный ремонт;

  • анализирует результаты проводимой культурно-досуговой работы и вырабатывает предложения по её совершенствованию.

Особое место в воспитательном процессе занимают массовые формы культурно-досуговой работы. Воспитательные возможности которых исключительно богаты и разнообразны. Все они направлены на формирование общественных взглядов, убеждений и чувств, а последние во многом определяют практическое поведение людей в обществе.

Во-первых, массовые мероприятия выражают коренные интересы военнослужащих и являются гибкой и надежной формой связи с массами и целенаправленного влияния на них, отличаются публицистичностью содержания и формами их проявления, чрезвычайной универсальностью, популярностью и доступностью, рассчитаны на одновременное восприятие широкой аудиторией определенной информации, близкой ей, связанной с её непосредственным жизненным опытом и задачами. Они имеют целью вызвать и утвердить конкретные суждения и чувства, побудить людей к успешному выполнению решаемых задач.

Во-вторых, массовым мероприятиям присущи предельная яркость, зрелищность, эмоциональность. Они обращены не только к разуму, но и к чувствам людей и призваны сплотить, объединить их, превратить в коллектив.

В-третьих, они отличаются комплексностью использования признанных и полюбившихся массе средств эмоционального воздействия.

В-четвертых, их характеризует всеобщее признание, приемлемость. Строятся массовые мероприятия на основе общего интереса. Это создает условия для активного участия в них людей, использования их инициативы, самодеятельного творчества и энтузиазма.

Благодаря своим очевидным преимуществам массовые формы работы нашли широкое применение в воспитательной и культурно-досуговой работе.

Анализируя содержание культурно-досуговой работы в подразделении, можно сделать вывод, что, решение её задач достигается при условии, если тематика мероприятий связана с жизнью, с задачами Вооруженных Сил, характером учебно-боевой деятельности подразделений; данные мероприятия имеют чёткий тематический замысел; смысловое содержание сочетается с эмоциональностью выражения при комплексном использовании средств эмоционального воздействия и технических средств информации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Военная психология: Учебник для вузов / Под ред. А.Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2005. - 464 с.

2. Военная педагогика / Под ред. О.Ю. Ефремова. – СПб.: Питер, 2008.– 640 с.

Просмотров работы: 1544