ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ПРАВОПОРЯДКА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ПРАВОПОРЯДКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Задачи реформирования заключаются в том, чтобы разрешить имеющиеся проблемы, устранить все то, что мешает развитию. Среди них особое место занимают вопросы укрепления правопорядка, дисциплины, повышения организованности и ответственности личного состава. Специфика армейской жизни такова, что чем крепче дисциплина и правопорядок, тем выше боеготовность, боеспособность соединений и частей. С другой стороны, это важнейшее направление повседневной деятельности органов военного управления, должностных лиц части (подразделения) является необходимым условием успеха проводимой реформы.

Серьезным недостатком в ряде мест является отсутствие четкой системы работы по укреплению воинской дисциплины и правопорядка. Предпринимаемые усилия слабо координируются и имеют недостаточную профилактическую направленность. Как показывает войсковая практика, деятельность по укреплению воинской дисциплины и правопорядка наиболее результативна там, где она носит комплексный, системный характер, где гармонично сочетаются современные теоретические данные и практический опыт, нравственный и правовой аспекты.

Реформирование Вооруженных Сил - процесс сложный и длительный. Его особенностями являются: серьезное сокращение численности личного состава и оптимизация структур; реорганизация и передислокации; ограниченное бюджетное финансирование и т. д. В этих условиях проблема поддержания дисциплины и правопорядка не только не снимается, но и приобретает первостепенное значение. Решающая роль в укреплении дисциплины и правопорядка, несомненно, принадлежит офицерским кадрам в конкретных частях (подразделениях).

Эффективность деятельности офицеров части (подразделения), реализующих в своей деятельности четкую систему по укреплению правопорядка, зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов.

Факторами, которыми обеспечивается укрепление дисциплины и правопорядка, являются:

Во-первых, понимание первостепенной важности дисциплины в целом и личной дисциплинированности в частности, убежденность в жизненной необходимости строгого и точного соблюдения военнослужащими установленных порядка и правил. Если отсутствует понимание важности дисциплины, убежденность в ее необходимости, то дисциплина не может быть прочной. А само соблюдение порядка и правил становится непосильным трудом, от которого люди стремятся при случае уклониться.

Обязанность должностных лиц части (подразделения) - сформировать у подчиненных интересы и потребности дисциплины (правопорядка). Ведь это главный мотив строгого и точного соблюдения порядка и правил. Он не может быть заменен или компенсирован ничем другим. Необходимо на убедительных фактах показать, как от дисциплины зависят боевая готовность, управление войсками, боевая подготовка, содержание, эксплуатация и использование техники и оружия, повседневная служба и боевое дежурство, быт и отдых личного состава, моральный дух и взаимодействие войск, взаимоотношения в воинских коллективах и т. д. Тут не обойтись голыми декларациями. Особенно важным и убедительным должен быть показ военнослужащему возможных последствий нарушения им тех или иных правил. Общественное мнение должно быть направлено против нарушений, негативно влияющих на ход реформирования.

Во-вторых, знание тех правил, которые надлежит соблюдать, умение, навык и воля соблюдать их строго и точно.

Вот почему так важно обеспечить глубокое понимание каждым членом воинского коллектива порядка и правил как важнейшей предпосылки высокой эффективности той деятельности, которой они занимаются.

В-третьих, важно сосредоточить внимание на межличностных отношениях военнослужащих, на отношении коллектива к дисциплине, а также на отношениях начальников и подчиненных.

В-четвертых, важнейшим фактором, обеспечивающим дисциплину и правопорядок, является уставной порядок. К сожалению, его иногда отождествляют лишь с внутренним порядком в части (подразделении). Такое упрощенное понятие противоречит интересам дела.

Обеспечить уставной порядок - значит добиться четкой организации учебного процесса, образцового несения боевого дежурства, караульной и внутренней служб. Уставной порядок подразумевает высокую исполнительскую дисциплину, здоровые отношения военнослужащих, строгое соблюдение распорядка дня, разумную организацию досуга личного состава. То есть, весь образ жизни, службы и быта воинов должен осуществляться в строгом соответствии с требованиями законов, указов, постановлений, уставов и приказов.

Устав - закон для воина. От него не должно быть никаких отступлений. Все это признают, однако, кое-где лишь на словах. Этим объясняются порой факты нарушений распорядка дня, расписания занятий, отрыва личного состава от боевой учебы, низкой исполнительности. Такие “уроки” неорганизованности, преподаваемые некоторыми командирами и начальниками, не проходят бесследно.

Поддержание твердого уставного порядка требует повседневных усилий органов военного управления, всего офицерского состава. Решающая же роль в этом принадлежит командиру-единоначальнику. Он обязан сам глубоко знать уставы, неуклонно руководствоваться ими, быть примером безупречного отношения к служебным обязанностям, решительно бороться с любыми отступлениями от уставных требований. И совершенно недопустимо, когда командир закрывает глаза на неправомерное поведение подчиненных, бездействует в случае совершения правонарушений, а случается и скрывает нарушения.

Уставной порядок предполагает четкую организацию всего уклада воинской жизни. Хорошо известно, одними привлекательными лозунгами и призывами правопорядок не укрепить. Разве может быть порядок в подразделении или части, если военнослужащие живут в холодной казарме, если есть перебои в питании, обеспечении всеми положенными видами довольствия. Когда остро стоят такие “элементарные” вопросы, дисциплину поддерживать чрезвычайно трудно.

В-пятых, к важным объективным факторам обеспечения дисциплины и правопорядка относятся благоприятные условия в семье, гарнизоне, обществе.

Объективных проблем и трудностей сегодня с избытком. Все это накладывает свой отпечаток на ход реформирования, на поддержание дисциплины и правопорядка. Вполне понятно, что государство в нынешней ситуации располагает ограниченными возможностями создания материальных стимулов. По мере выхода России из кризиса, по мере осуществления реформы Вооруженных Сил, вес таких стимулов, несомненно, будет увеличиваться.

Наличие острых проблем отнюдь не означают, что воинские коллективы, командиры (начальники) беспомощны и должны проявлять медлительность и пассивность. Там, где воинские части, возглавляют авторитетные и требовательные командиры, где действует эффективная система работы по профилактике правонарушений, там вопросы дисциплины решаются успешно. Несмотря на имеющиеся объективные и субъективные трудности реформирования, работа в этом направлении как никогда прежде должна вестись еще более активно, твердо и последовательно.

Огромное значение для воспитания дисциплинированности у подчиненных имеет требовательность офицера к себе и подчиненным. Это - важнейшее условие эффективности всей системы работы по профилактике правонарушений в части (подразделении).

Требовательность эффективно формирует исполнительность и ответственность у подчиненных, если она ровная и постоянная, не носит грубого и оскорбительного характера, сочетается с уважением чести и достоинства военнослужащего. Проявление требовательности вырабатывает у подчиненных уважение к приказам и распоряжениям, убеждает в необходимости их выполнения точно в установленные сроки. Требовательность офицера побуждает подчиненных к активным и сознательным практическим действиям.

Формы требовательности офицера могут быть самыми различными. Это во многом зависит от обстоятельств и педагогических навыков, от его искусства как воспитателя. Требовательность выражается в форме приказов и распоряжений. Кроме того она может выражаться и в виде упрека, просьбы, напоминания и т. д.

Важно умело использовать дисциплинарную практику. Главное не скупиться на доброе слово, на поощрение. Дисциплинарный устав требует не оставлять без воздействия ни одного случая нарушения воинской дисциплины и при необходимости строго взыскивать с нарушителей. Однако при объявлении взыскания необходимо не допускать поспешности, необъективности, горячности. Оно должно, прежде всего воспитывать. Социально-психологическое значение взысканий состоит в том, чтобы, не унижая достоинства личности, побудить военнослужащего к точному выполнению требований российских законов и воинских уставов. Помочь ему осознать проступок.

Многочисленными исследованиями психологов и педагогов установлено, что отсутствие всякой оценки (а поощрения и взыскания - это разновидность оценки) деятельности человека негативно сказывается на его поведении даже больше, чем при отрицательной оценке. Необходимо не оставлять без внимания, без оценки, без поощрений ни одного военнослужащего.

Особую роль играет умелая индивидуально-воспитательная работа. Это один из наиболее действенных методов воспитания личного состава. Именно на ней сегодня в ходе реформирования необходимо сделать акцент. Эта работа сродни искусству. Она требует настойчивости, терпения, немалых педагогических навыков, знания психологии - словом, большой компетентности офицера. Важно широко и правильно использовать разнообразные формы и методы индивидуальной работы: поощрения, персональные поручения, помощь, личный пример, совет, критику, консультацию, выслушивание, задание и т.д.

Просмотров работы: 1472