АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ОТРАСЛИ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ОТРАСЛИ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проведен анализ современного состояния отрасли молочного скотоводства Московской области. Выявлены причины сокращения поголовья коров, производства молока.

Ключевые слова: молочное скотоводство, производство молока, продуктивность, государственная поддержка.

 

Молочный подкомплекс обеспечивает население важнейшими продуктами питания и имеет большое значение в развитии агропромышленного комплекса Московской области, поскольку на долю продукции животноводства приходится 45 % от всей производимой продукции регионального АПК.

Московская область входит в состав Центрального Федерального округа и является одной из крупных производителей сырого молока, а именно базового продукта молочного подкомплекса, которая определяет возможности переработки и реализации молока и молочных продуктов в этом регионе.

По состоянию на 1 января 2014 года производство сырого молока в ЦФО сконцентрировано в Воронежской, Московской, Белгородской областях на них приходится 35,4 % производства молока от всего объёма ЦФО.

По объемам производства молока Московская область занимает 2 место в Центральном Федеральном Округе и  12 место в Российской Федерации (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Структура Центрального Федерального Округа по субъектам молочного подкомплекса в сфере производства молока, %

По данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области сельскохозяйственные товаропроизводители всех категорий обеспечивают молоком и молочными продуктами только 41% населения региона. При этом уровень потребления молока и молочных продуктов, по рекомендации Института питания РАМН, составляет 390 кг/год на человека. Тогда как по Московской области потребление в 2013 году молока и молочных продуктов на душу населения приходится в 1,4 раза меньше медицинской нормы (таблица 1).

 

 

 

Таблица 1 - Потребление молока и молочных продуктов на душу населения,
(в год; килограммов)

 

Регионы

1990 г.

2000 г.

2005 г.

2009 г.

2012 г.

2013 г.

Медицинская норма

Российская Федерация

386

215

234

244

249

248

390*

Центральный
федеральный округ

407

221

223

224

233

233

Московская область

441

236

238

250

268

271

 

Для получения оценки современного состояния отрасли  молочного скотоводства Московской области, которое является базовым поставщиком молока в рамках подкомплекса, в нашем исследовании рассматривается период с 1990 по 2013 годы. При этом 1990 г. будем рассматривать в качестве базового. В результате Российского банковского кризиса 1998 г., который сопровождался девальвацией российского рубля АПК Российской Федерации в период 1993-1999 гг. находилась в кризисном состоянии, что повлекло за собой резкое сокращение поголовья животных. Начиная с конца 1999 г. происходила постепенная стабилизация аграрной экономики. В этой связи в исследовании были проанализированы  данные 2000 года, в котором ситуация в АПК начала стабилизироваться. - рост экономики в после кризисный период. Следующим временным этапом в изучаемом вариационном ряду является 2009 год как период после финансового кризиса 2008 г. в России.

В России за 90е годы произошло значительное сокращение поголовья молочного стада в условиях тяжелого финансового положения сельскохозяйственных товаропроизводителей обусловлено кризисной ситуацией в АПК. Так по России этот показатель в 2013 году уменьшился на 57,9 % по сравнению с 1990 годом. Более значительное сокращение произошло в Центральном федеральном округе - на 75,8 %, так и в Московской области - на 78,9 %.

Основными причинами сокращения поголовья выступают недостаток финансовых средств, низкое обеспечение поголовья полноценными кормами, изношенность материально-технической базы.

 За алогичный период также нельзя сказать про продуктивность коров, здесь наблюдается положительная динамика (рисунок 2). Так по России этот показатель в 2013 году возрос на 42,5 % по сравнению с 1990 годом. Более значительное увеличение наблюдается в Центральном федеральном округе - на 70 % и в Московской области - на 56 %. В результате за исследуемый период мы приходим к тому, что в 2013 г. надой молока на одну корову в хозяйствах всех категорий составил 6117 кг в области, что по сравнению со среднероссийским показателем больше на 1,6 % и с показателем Центрального федерального округа выше на 1,3 %.

Рисунок 2. Продуктивность коров Московской области, ЦФО, РФ, кг

В тоже время за анализируемый период совокупный объем производства молока сократился на 45, 2% по России. Более значительное снижение производство молока на 62,2% в ЦФО, на 68,3% в Московской области (таблица 2). Потому что темпы роста продуктивности коров были ниже темпов роста сокращения поголовья скота. В следствии этого зависимость области от внешних поставок молока возросла.

Производство молока зависит от поголовья коров и продуктивности, поэтому производители молока не могут быстро реагировать на конъюнктуру рынка. Возможность быстрого увеличения поголовья (что не помешало бы в настоящее время в условиях санкций) ограничена длительностью процесса собственного воспроизводства стада. Увеличение же уровня продуктивности стада в хозяйствах, при наличии генетического потенциала, возможно в пределах 15-20% в год, и может быть реализовано только при улучшении условий кормления и содержания коров, т.е. при стабильном, прогрессивном технологическом процессе.

Таблица 2 - Производство молока в Московской области, ЦФО, РФ, тыс. т.

Субъект

1990 г.

2000 г.

2005 г.

2009 г.

2010 г.

2012 г.

2013 г.

2013 к 1990 гг.

Российская Федерация

55 715,3

32 259

31 069,9

32 570

31 847,3

31 755,8

30 528,8

54,8

Центральный федеральный округ

14 529,6

7 553,3

6 431,5

6 004,2

5 753,2

5 784,1

5 494

37,8

Московская область

2 030,7

1 024,9

950,2

833,5

769,4

693

643,9

31,7

 

Основными причинами сокращения производства молока являются:

  • снижение доходности отрасли в следствие уменьшения закупочной цены (в 2012 году сохранился высокий уровень дифференциации цен сельхоз организаций на молоко по субъектам РФ, так разброс цен в Центральном федеральном округе - от 11,6 тыс.руб/т в Орловской до 16,8 тыс.руб/т в Московской областях);
  • проблемы со сбытом произведенного молока сельхозтоваропроизводителей;
  • снижение объемов кредитования строительства, реконструкции и модернизации объектов животноводства.

За исследуемый период с 1990 по 2013 гг. основными производителями продукции в молочном подкомплексе являются сельскохозяйственные организации как в Московская области, так в Центральном Федеральном Округе и России (таблица 3). При этом в 2013 году на долю сельскохозяйственных организаций в Московской области приходится более 90 % производства молока, что по сравнению с Центральным Федеральным Округом меньше на 26,4%, с Россией - 49%. Начиная с 2000 года существенно увеличился вклад производства сырого молока хозяйств населения, что было обусловлено кризисными явлениями в экономике страны и сокращением поголовья скота в сельскохозяйственных организациях.

Таблица 3 - Структура производства молока по категориям хозяйств (в % к итогу)

Показатели

1990 г.

2000 г.

2005 г.

2009 г.

2012 г.

2013 г.

Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели

Россия

0,0

1,8

3,2

4,4

5,4

5,9

Центральный Федеральный Округ

0,0

1,0

1,7

2,8

4,0

4,4

Московская область

0,0

0,9

0,7

0,9

1,4

1,7

Сельскохозяйственные организации

Россия

76,2

47,3

45,1

44,5

46,5

46,0

Центральный Федеральный Округ

81,1

57,8

61,5

63,2

66,1

66,7

Московская область

95,0

84,0

89,7

91,3

91,3

90,6

Хозяйства населения

Россия

23,8

50,9

51,8

51,1

48,1

48,1

Центральный Федеральный Округ

18,9

41,2

36,8

34,0

29,9

28,8

Московская область

5,0

15,1

9,6

7,8

7,2

7,6

 

Для того, чтобы выйти на положительную динамику объемов производства и реализации молока, более полно удовлетворить потребности населения в молочных продуктах, для укрепления финансового состояния и конкурентоспособности отрасли  необходима государственная поддержка, реализация гос. программ.

За период реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» (2006-2007 годы) и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы в агропромышленном комплексе Московской области произошли положительные изменения как в сфере наращивания объемов производства, так и в социальной сфере. [2] Всего за это время произведено более 5,0 млн. тонн молока.

Малоэффективным оказалось в 2012 году субсидирование отрасли на 1 кг молока. Право на такую поддержку имели только хозяйства, производящие молоко высшего и пока еще первого сорта. Это должно было подтолкнуть предприятия к строительству и модернизации новых ферм, что требует существенных финансовых вложений. В этой связи, для увеличения инвестиционной привлекательности молочного производства необходимо привлекать «длинные» и дешевые кредиты, что и предусматривают относительно новые виды государственной поддержки.

На субсидирование товарного молока в 2013 году приходилось в среднем около 1,6 рубля на литр, в том числе около 1 рубля из федерального бюджета и около 0,6 рубля из региональных бюджетов.

В 2013 году на поддержку молочного животноводства было предусмотрено 1 053,5 млн. рублей, из них 503,9 млн. рублей из бюджета Московской области и 549,9 млн. рублей из федерального бюджета.

В конце 2013 года была утверждена постановлением Правительства Московской области Государственная программа Московской области «Сельское хозяйство Подмосковья».

Программа базируется на положениях Федерального  закона «О развитии сельского хозяйства», Стратегии социально-экономического развития Московской области на период до 2020 года, Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года и долгосрочных целевых программах Московской области «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Московской области на 2013-2020 годы» и «Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия территории Московской области на 2013-2015 годы». [2]

Всего на реализацию этой программы выделено - 62, 4 млрд. рублей, в том числе:

  • Средства федерального бюджета - 19, 5 млрд. рублей
  • Средства бюджета Московской области - 18, 8 млрд. рублей
  • Внебюджетные источники - 21, 5 млрд. рублей
  • Средства бюджетов муниципальных образований Московской области - 2, 5 млрд. рублей

Мероприятия относительно поддержки молочного животноводства:

  • Субсидии на 1 литр реализованного товарного молока
  • Поддержка племенного животноводства
  • Предоставление грантов на развитие семейных животноводческих ферм
  • Предоставление грантов на поддержку начинающих фермеров
  • Поддержка молочного животноводства в крестьянских (фермерских) хозяйствах

На поддержку начинающих фермеров максимальный размер гранта в расчете на одного начинающего фермера в Московской области устанавливается в размере до 1,5 млн. рублей и до 250 тыс. рублей помощь на обустройство. На развитие семейных животноводческих ферм предоставляются гранты в размере не более 21,6 млн. рублей.

В рамках этой программы предполагается к 2020 году (по молочном животноводству):

1.     достигнуть среднего уровня рентабельности по отрасли не менее 25 процентов;

2.     увеличение объема производства молока на 22,5 процента.

В результате реализации мероприятий до 2020 года планируется увеличить объем производства молока до 824 тыс. тонн, молочную продуктивность коров до 7 438 кг/голов в год, выход телят 84 голов на 100 голов коров, т.е. на 21,9%, 18,8%, 20,2% соответственно по сравнению с 2013 годом.

Для того чтобы достичь запланированных результатов необходимо формирование и развитие интегрированных структур АПК (крупные агроформирования), на долю которых приходится основная часть производства молока.

 

Список использованной литературы:

 

1.                Гужин А.А., Молочный подкомплекс как производственно экономическая система управления // Вестник РГАЗУ, 2009, №3.[Электронное периодическое издание]

2.                Государственная программа Московской области «Сельское хозяйство Подмосковья» Утверждена Постановлением Правительства Московской области от  13.08.2013  № 602/31

3.                Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС), [Электронный ресурс]. URL: http://www.fedstat.ru/about.do

 

 

 

 

Просмотров работы: 2870