На сегодняшний день быстрорастворимые напитки относятся к повседневным продуктам питания различных возрастных и социальных слоев населения, оказывающим воздействие на организм человека и качество его жизни. С целью создания конкурентоспособных функциональных быстрорастворимых напитков направленного действия на российском рынке и обоснования целесообразности их производства проведены маркетинговые исследования потребительских предпочтений и мотиваций при выборе напитков, а также проанализированы перспективы потребительского спроса на данный вид продукции [2].
Методология исследований соответствует рекомендациям [3-4]. Результаты по вопросу мотивации потребителей при покупке напитков иллюстрируют данные, представленные на рисунке. В целом анализ потребительских предпочтений и мотиваций показал следующее.
1. Основная масса респондентов употребляет быстрорастворимые тонизирующие напитки несколько раз в день, в основном такими напитками являются растворимый кофе, включая кофе с содержанием сахара и искусственных сливок, так называемые «3 в 1» и «2 в 1», растворимый шоколад (какао) также «3 в 1» и «2 в 1», и растворимый цикорий с различными добавками.
2. Превалирующими мотивациями при покупке таких напитков являются легкость в приготовлении, потребность в тонизирующих напитках и положительное влияние на состояние здоровья.
Рисунок. Мотивации потребителей при покупке быстрорастворимых кофейных напитков
3. Основную массу опрошенных респондентов не всегда устраивает качество быстрорастворимых напитков, представленных в торговых сетях
4. Анализ потребительских предпочтений показал перспективность и целесообразность проведения исследования по разработке быстрорастворимых напитков с натуральными составляющими компонентами, хорошими вкусовыми качествами и полезными для здоровья.
5. Была определена номенклатура потребительских требований к направлению совершенствования рецептурного состава растворимых напитков. Респондентами отмечена необходимость обогащать напитки натуральными ингредиентами, такими как сухое козье молоко, сухое коровье молоко и сухое молозиво. Пожелания респондентов направлены на совершенствование структуры ассортимента напитков с целевым назначением для лечебного и профилактического питания потребителей с аллергическими реакциями, диабетиков и питания детей школьного возраста.
Список литературы
Эльпинер Л.И. Влияние водного фактора на формирование здоровья человека//Вода: химия и экология.- 2009.-№3. – С.6-10.
Анурин В., Муромкина И. Маркетинговые исследования потребительского рынка/В. Анурин, И.Муромкина. – М.,2004.-234 с.
Браун Т.Д., Черчиль Г.А. Маркетинговые исследования. СПб.;Питер, 2010.-704с.
Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология / Е.П.Голубков.- М.:Финпресс, 1998.