ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ ДЕТСТВОСБЕРЕЖЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ ДЕТСТВОСБЕРЕЖЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Лоушкина А.А. 1
1Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва, экономический факультет, 4 курс
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных условиях политика обеспечения благополучного и защищенного детства стала одним из основных национальных приоритетов России. Механизмами практической реализации мероприятий направленных на ее обеспечения в сфере детства стала реализация ряда республиканских программ:

Республиканской целевой программы развития Республики Мордовия на 2013 – 2018 годы, утверждённой постановлением Правительства Республики Мордовия от 8 октября 2012 г. № 363;

Республиканской целевой программы развития образования в Республике Мордовия на 2011 – 2015 годы, утверждённой постановлением Правительства Республики Мордовия от 27 декабря 2010 г. № 519;

Республиканской целевой программы развития дошкольного образования в Республике Мордовия на 2012 – 2014 годы, утверждённой постановлением Правительства Республики Мордовия от 2 мая 2012 г. № 167;

Республиканской комплексной программы по усилению борьбы с преступностью, противодействию терроризму, экстремизму и профилактике правонарушений на 2011 – 2015 годы, утверждённой постановлением Правительства Республики Мордовия от 27 декабря 2010 г. № 512;

Республиканской целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» на 2010 –2014 годы, утверждённой постановлением Правительства Республики Мордовия от 30 ноября 2009 г. № 514;

Республиканской целевой программы «Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Республики Мордовия» на 2012 –2015 годы, утверждённой постановлением Правительства Республики Мордовия от 26 декабря 2011 г. № 524;

Республиканской целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Республике Мордовия» на 2012 – 2016 годы, утверждённой постановлением Правительства Республики Мордовия от 22 августа 2011 г. № 317;

Так, по результатам принятых мер намечены позитивные тенденции роста:

– показателей рождаемости и снижения детской смертности (рис. 1),

   

Рисунок 1 – Динамика показателей рождаемости и детской смертности в Республике Мордовии в 2009-2013гг.

– улучшения условий социально-экономического положения семей с детьми (рис. 2),

   

Рисунок 2 – Динамика показателей повышения качества социально-экономического положения семей с детьми в РМ, в 2009-2013гг.

– повышение качества и доступности образования (рис. 3)

   

Рисунок 3 – Динамика показателей доступности образования детей в РМ,

в 2009-2013гг.

– медицинской помощи для детей (рис. 4).

Рисунок 4 – Динамика показателей развития качества оказания амбулаторно-поликлинической помощи в РМ, в 2009-2014гг.

Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения.

Происходит постепенное снижение численности детского населения Республики Мордовия в среднем на 3 % в год. Почти у 50 % детей дошкольного возраста и обучающихся общеобразовательных учреждений обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения[1].

Не менее остро в Республике Мордовия ощутимы проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании, вследствие чего, по данным республиканских правоохранительных органов, почти четверть преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения.

Особую озабоченность со сторону республиканских властей и компетентных органов вызывают суицид и покушение на самоубийство со стороны несовершеннолетних.

В связи с отмеченными выше проблемными аспектами реализации политики Республиканской семейной политики детствосбережения основными направлениями Стратегии действий в интересах детей в Республике Мордовия на 2012 – 2017 гг. явятся:

– снижение уровня бедности среди семей с детьми и обеспечение им минимального гарантированного дохода;

– повышение качества и доступности социальных услуг для семей с детьми, основанных на международных стандартах прав ребенка;

– обеспечение для всех детей максимально безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого исключались любые возможные формы жестокого обращения с ребенком и соблюдались бы права ребенка.

– обеспечение профилактической работы в направлении снижения семейного неблагополучия, на основе раннего его выявления и оказания индивидуализированной адекватной помощи семье, попавшей в трудную жизненную ситуацию, на межведомственной основе, приоритета воспитания ребенка в родной семье[7].

Хотелось бы уделить особое внимание первоочередным мероприятиям реализации Республиканской семейной политики детствосбережения:

– нормативное закрепление порядка взаимодействия ведомств в сфере выявления семейного неблагополучия, социального сиротства, защите прав и законных интересов детей.

– создание информации о правах ребенка, в понятной для детей, родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, организаций и учреждений для детей форме и распространение через средства массовой информации, сеть «Интернет»;

– рационализация статистического наблюдения государства в сфере защиты семьи, материнства и детства;

– формирование эффективной системы мониторинга и статистического учета в целях оценки эффективности республиканской семейной и социальной политики в сфере материнства и детства[7].

С целью обеспечения гарантий государства, в том числе и дополнительных мер поддержки, социальной защиты семьи и детства получателями дополнительной меры республиканской социальной поддержки определены родители, родившие (усыновившие) каждого третьего и последующего ребенка. Так, республиканский материнский (семейный) капитал установлен с ежегодной индексацией исходя из прогнозируемого в соответствующем финансовом году уровня инфляции в следующих размере:

100000 рублей за рождение (усыновление) третьего ребенка;

120000 рублей за рождение (усыновление) четвертого ребенка;

150000 рублей за рождение (усыновление) пятого и последующего ребенка.

Рисунок 5 – Численность детей, на которых произведена ежемесячная денежная выплата при рождении 3 ребенка или последующих детей в 2013 г.

При этом средства республиканского материнского (семейного) капитала могут направляться:

на приобретение строительство или реконструкцию (строительство) жилья; Так, в результате проведенной работы семьям, имеющим трёх и более детей, за 2013 г. предоставлены в аренду для индивидуального жилищного строительства 973 земельных участка, в том числе из числа земель республиканского фонда – 128 участков, из муниципальных земель – 845 участков. Кроме того, в собственность переданы 49 участков для ведения личного подсобного хозяйства, а также земельные участки, на которых многодетные семьи завершили строительство и зарегистрировали объекты недвижимости.

По состоянию на конец 2013 г. (таблица 1) а в 18 муниципальных образованиях Республики все многодетные семьи, поставленные на учёт, были обеспечены земельными участками, в 6 муниципальных образованиях обеспечены от 80% до 96% таких семей, в 19 муниципальных образованиях – от 50% до 76% семей.

Таблица 1 – Динамика показателей по многодетным семьям Республики Мордовия, поставленным на учёт по вопросам обеспечения земельными участками

Отчетная дата

Подано заявлений

Поставлено на учет

Предоставлено земельных участков

на 01.01.2012

379

260

78

на 01.01.2013

2824

2542

665

на 01.01.2014

4823

4473

1638

– на получение образования ребенком (детьми);

– на формирование накопительной части трудовой пенсии матери.

Распорядиться этими средствами в соответствии с законодательством воз можно по истечению трех лет со дня рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей.

Жителям Республик Мордовия, имеющим детей, также представляется:

1) ежемесячная денежная выплата на приобретение специальных молочных продуктов по заключению врачей (гражданам, имеющим детей в возрасте до трех лет);

2) ежемесячное пособие на ребенка;

3) компенсация части родительской платы, выплачиваемой родителями за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в размере:

на первого ребенка – в размере 20% размера фактически внесенного размера родительской платы;

на второго ребенка – в размере 50% размера фактически внесенного размера родительской платы;

на третьего и последующих детей – в размере 70% размера фактически внесенного размера родительской платы.

Студентам дневного отделения государственных высших учебных заведений, имеющим детей, компенсируются фактические расходы на содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.

В целях обеспечения формирования безопасного и комфортного семейного окружения для детей ведется:

– обеспечение внедрения и распространения современных технологий профилактической и реабилитационной работы с семьей и детьми;

– повышение доступности услуг для семей с детьми;

– реализация республиканской информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми;

– содействие формированию действенных механизмов выявления жестокого обращения и насилия в отношении ребенка, социального неблагополучия семей с детьми на ранних стадиях и оказания им помощи с участием учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания, в том числе закрепление порядка межведомственного взаимодействия в деятельности по защите прав детей;

– организация распространения и внедрения опыта в сфере профилактики жестокого обращения с детьми и реабилитации пострадавших.

Дети-сироты и дети Республики Мордовия, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа (дети-сироты) обеспечиваются жилыми помещениями. Так в период 2011-2013гг. количество сирот Республики Мордовия, обеспеченных жильем составило 1 394 человек (рисунок 7), в том числе: в 2011 году – 391, в 2012 году – 441, в 2013 году – 562.

Рисунок 6– Динамика количества детей-сирот Республики Мордовия, обеспеченных жилыми помещениями

Необходимо отметить, что на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями в период за 2011-2013гг. было выделено 1 438 992,1 тыс. рублей (в том числе: республиканский бюджет – 1 054 129,4 тыс. рублей, федеральный бюджет – 384 862,7 тыс. рублей), в том числе:

- в 2011 году – 373 535 тыс. рублей (областной бюджет 296 477 тыс. рублей, федеральный бюджет 77 058 тыс. рублей),

- в 2012 году – 495 068,8 тыс. рублей (областной бюджет 297 652,4 тыс. рублей, федеральный бюджет 197 416,4 тыс. рублей),

- в 2013 году – 570 388,3 тыс. рублей (областной бюджет 460 000 тыс. рублей, федеральный бюджет 110 388,3 тыс. рублей).

В 2014 году с целью финансирования мероприятий по приобретению жилья для детей-сирот предусмотрено 266 636,4 тыс. рублей (в том числе 169 590,1 тыс. рублей средства республиканского бюджета, 97 046,3 тыс. рублей средства федерального бюджета). На выделенные финансовые средства жильем планируется обеспечить 249 детей-сирот Республики Мордовия.

Вместе с тем в Республике Мордовия также реализуются и меры, направленные на профилактику изъятия ребенка из семьи, социального сиротства, например:

– организация системы раннего выявления социального неблагополучия семей с детьми и комплексной работы с ними для предотвращения распада семьи и лишения родителей родительских прав на основе межведомственного взаимодействия (при участии органов образования, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, социальной защиты населения, здравоохранения, служб занятости, органов опеки и попечительства) с необходимой степенью координации деятельности указанных служб в сфере реабилитации семьи;

– обеспечение свободного доступа семей с детьми к необходимым им социальным услугам, в том числе на основе развития специализированных учреждений для несовершеннолетних, центров реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, центров социальной помощи семье и детям, центров психолого-педагогической помощи населению, служб экстренной психологической помощи «телефоны доверия», кризисных отделений для женщин с детьми, учреждений дополнительного образования, организаций отдыха и оздоровления для детей;

– обеспечение внедрения эффективных технологий реабилитации социально неблагополучных семей с детьми повсеместно на территории Республики Мордовия;

– внедрение и реализация системы профилактики отказов от детей при рождении и (или) помещении в медицинские учреждения, особенно в случаях выявления у ребенка нарушений развития и несовершеннолетия матерей;

– введение запрета на изъятие детей из семей без предварительного проведения социально-реабилитационной работы, включая возможность замены лишения родительских прав ограничением родительских прав с организацией в этот период реабилитационной работы с семьями[7].

В качестве ожидаемых результатов реализации мероприятий Республиканской семейной политики детствосбережения можно выделить следующие:

– снижение уровня бедности, дефицита доходов у семей с детьми и ликвидация крайних форм проявления бедности;

– сокращение числа семей Республики, находящихся в социально опасном положении;

– возможность сформировать в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства;

– возможность создания более эффективных механизмов, способствующих сокращению случаев лишения родительских прав, выявлению семей, входящих в группу риска, их социальному сопровождению и реабилитации, сокращению числа случаев жестокого обращения с детьми в семьях;

– сокращение численности детей, остающихся без попечения родителей.

Список используемых источников

  1. Информация Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия о работе по состоянию 2013 г.

  2. Государственный доклад «О положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации», 2012 г.

  3. Демографический ежегодник России. 2010: Стат. сб./ Росстат. – M., 2013 – 525 c.

  4. Проблемы и приоритеты развития системы здравоохранения в субъектах Российской Федерации (на основании докладов , подготовленных субъектами Российской Федерации во исполнение п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения

  5. Мордовия: Стат. ежегодник./Мордовиястат. – Саранск, 2012. – 472 с.

  6. Мордовия: Стат. ежегодник./Мордовиястат. – Саранск, 2013. – 465 с.

  7. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017гг.

  8. Николаева Ю. К вопросу о формировании и реализации государственной политики в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних / Ю. Николаева //аналмтический вестник. – 2012. – №6. – С.14-18.

Просмотров работы: 1075