Малый бизнес выступает важнейшим субъектом инновационной деятельности, может внести существенный вклад в развитие производства в технически передовых областях и направлениях. Он служит основным источником нововведений, генератором новых идей, создаёт предпосылки к инновационному развитию экономики страны в целом. Малое предпринимательство инновационно по своей природе, чему способствуют веские черты организаций малого бизнеса:
гибкость, мобильность и адаптивность в быстро меняющихся условиях в силу размера, а также управление, как правило, руководителем-инноватором;
повышенная экономическими и неэкономическими факторами мотивация к инновационной деятельности;
творческая специализация в деятельности;
немногочисленный, но чаще всего высококвалифицированный персонал;
ориентация на достижение максимально возможного результата;
возможность рисковать;
высокая производительность труда и низкие издержки производства;
высокая отдача на единицу финансовых вложений в НИОКР.
Малый бизнес выступает важным фактором, обеспечивающим динамическое развитие предпринимательской деятельности, а также необходимым условием функционирования инновационной экономики. Особенно в той части малых предприятий, которые являются инновационно активными. Их деятельность направлена на создание инновационного продукта, успешную их коммерциализацию. Малые инновационные предприятия должны открывать новые сегменты рынка, осваивать и внедрять новые продукты и технологии, быть главными поставщиками продукции, тем самым, повышая наукоёмкость и конкурентоспособность производства и способствуя формированию нового технологического уклада.
Приоритетным полем деятельности малых фирм являются наукоёмкие отрасли. К характерным особенностям таких отраслей относятся: высокие темпы роста и заработная плата работающих; крупные объёмы экспорта, а главное, высокий инновационный потенциал. Наукоёмкие отрасли основываются на высоких технологиях, а это требует, чтобы потенциал отрасли относился к технологическому укладу высокого уровня. Наукоёмкость отрасли можно измерить как отношение затрат на НИОКР к объёму сбыта отрасли, либо как отношение к объёму сбыта численности учёных, вовлечённых в инновационный процесс.
Современная экономическая ситуация требует от участников активных инновационных действий, направленных на изменение принципов работы, направлений бизнеса. При этом в «Стратегии 2020» задаются достаточно быстрые темпы преобразований, требующих изменить принципы поведения основных участников инновационного процесса.
Авторами концепции национальных инновационных систем является большая группа западных экономистов К.Фримен , Б.-А. Лундвалл и Р.Нельсон , которые в 80-90 гг. ХХ в. практически одновременно положили начало современной теории инновационной деятельности и разработали общие методологические принципы:
следование идеям Й.Шумпетера о конкуренции на основе инноваций и научных разработок в корпорациях как главных факторов экономической динамики;
признание особой роли знания в экономическом развитии;
рассмотрение институционального контекста инновационной деятельности как фактора, прямо влияющего на ее содержание и структуру.
Исходя из данной концепции, можно определить инновационную подсистему региона, как это совокупность взаимодействующих институтов и субъектов в регионе, которые совместно и каждый в отдельности вносят свой вклад в создание, воспроизводство, хранение и передачу знаний, профессиональных навыков и технических разработок, с целью обеспечения устойчивого экономического развития региона и повышения качества жизни населения путем: производства инновационной продукции, технологий и услуг; создания дополнительных рабочих мест, как в сфере науки, так и производства товаров и услуг; увеличения поступлений в бюджеты разных уровней за счет увеличения производства наукоемкой продукции и увеличения доходов населения; повышения образовательного уровня населения; вывода экологически вредных производств; решения собственных экологических и социальных проблем за счет использования новейших технологий.
Основными элементами инновационной подсистемы региона являются следующие подсистемы: генерации знаний, образования и профессиональной подготовки, производства продукции и услуг, инновационной инфраструктуры, включая финансовое обеспечение.
По уровню инновационного развития разрыв между субъектами ЮФО один из самых высоких по сравнению с другими социально-экономическими показателями: Ростовская и Волгоградская области, Краснодарский край, по праву относящиеся к «инновационным лидерам» в округе, находятся, соответственно, на 11-ом, 20-ом и 27-ом местах среди субъектов РФ, в то время, как Астраханская область, Республика Калмыкия и Республика Адыгея только на 59-ом, 76-ом и 79-ом месте.
Ведущими структурами инновационного комплекса экономики округа являются Южный федеральный университет, Южный научный центр Российской академии наук, ключевые академические институты, исследовательские центры и проблемно-ориентированные лаборатории, наукоемкие и высокотехнологичные организации.
Реализация научно-инновационного потенциала Южного федерального университета осуществляется по 84 научным направлениям в рамках 35 областей знаний, которые соответствуют 8 приоритетным направлениям развития науки и техники.
Основные научные исследования и инновационные разработки в ЮФО ведутся в ВУЗах. В настоящее время в округе 83 высших учебных заведений, из которых 45 являются государственными, а 38 – негосударственными.
Наряду с ЮФУ, узловыми элементами формирующейся окружной инновационной системы выступают Кубанский государственный университет, Кубанский государственный технологический университет, Волгоградский государственный технический университет, Южно-Российский государственный технический университет, Астраханский государственный технический университет и др.
В число основных задач и организационно-экономических механизмов развития инновационной деятельности, предусмотренных Стратегией социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года, входят:
- создание центров глобальной компетенции в таких отраслях как переработка углеводородов, производство и переработка сельскохозяйственного сырья, биотехнологии, энергетика, рекреация;
- создание современных технологических платформ на базе ведущих вузов Южного федерального округа и инновационно-активных предприятий: композиционных технологий и материалов, биотехнологий, светодиодов и энергосбережения, авионики и бортового оборудования, информационных, космических, медицинских технологий, экологии, природопользования, ресурсосбережения, безопасности, ядерных технологий, нанотехнологий, технологий в строительстве, химических технологий и др.;
- создание пояса малых инновационных предприятий, в том числе на базе технопарков и научных парков ведущих вузов ЮФО;
- развитие на территории Южного федерального округа инфраструктуры венчурного финансирования субъектов малого предпринимательства в научно-технической сфере; разработка механизма поддержки межрегионального трансфера инновационных технологий;
- развитие инновационной инфраструктуры, создание региональных аналитических центров, центров коллективного пользования, центров промышленного дизайна и прототипирования и др.;
- подготовка кадров для инновационного бизнеса, включая создание системы региональных ресурсных центров, обеспечивающих подготовку и повышение квалификации специалистов на базе инновационных технологий;
- развитие международной деятельности, направленной на кооперацию в научно-образовательной сфере и продвижение конкурентоспособной инновационной продукции на зарубежные рынки;
- разработка нормативно-правовых актов региональных органов власти, направленных на создание благоприятных условий для развития субъектов инновационной деятельности;
- увеличение объема финансирования инновационного сектора из региональных и местных бюджетов (субсидии производства, экспорта, льготы по оплате аренды, льготные кредиты и проч.), предоставление инновационно-активным субъектам бизнеса преференций в сферах налогообложения и использования объектов, находящихся в региональной и муниципальной собственности;
- формирование систем регионального маркетинга инновационного рынка, регионального и межрегионального научно-технологического форсайта, моделирования и прогнозирования научно-технического прогресса и территориального социально-экономического развития.
В соответствии с утвержденной Стратегией социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года развитие научно-инновационной сферы предполагает достижение следующих основных целевых показателей:
- доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, к 2020 году возрастет до 40%;
- удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции - до 25%;
- внутренние затраты на исследования и разработки увеличатся до 2,5%, число малых инновационных предприятий - до 500;
- число технопарков на базе ведущих вузов возрастет до 25;
- число бизнес-инкубаторов в Южном федеральном округе - до 30 единиц.
Институциональная среда Ростовской области.
На сегодняшний день многообразие институциональных условий определяется особенностью модели институциональной структуры, которая отражает уровень развития экономики, науки, социальные, культурные и исторические особенности. Процессы взаимодействия структурных элементов национальной инновационной системы основаны
на правилах и нормах, которые осуществляются с помощью организационных механизмов. Все это в совокупности образует институциональную структуру, которую следует рассматривать как базовую составляющую инновационного типа развития промышленного комплекса. Формирование институциональной среды инновационного развития подвержено влиянию экономических, социальных, демографических и географических факторов, что определяет специфику институциональной среды; инновационной экономики. На рисунке 4 продемонстрированы структурные элементы институциональной среды в их воздействии на инновационное развитие экономики.
Инновации возникают в определенном институциональном контексте, а факт влияния институтов — правил и обеспечивающих их соблюдение механизмов — на экономический рост, развитие и в конечном счете уровень благосостояния не вызывает споров среди экономистов.
Роль государства в качестве координатора функционирования инновационной экономики можно обосновать наличием следующих закономерностей: 1. государство систематизирует функционирование инновационной экономики, обеспечивая относительно оптимальное развитие всех звеньев инновационной системы; 2. государство обладает финансовыми ресурсами для оказания под держки в развитии всех звеньев инновационного процесса; 3. только государство может обеспечить экономическое стимулирование инновационного процесса, предоставляя налоговые и таможенные ( льготы; 4. государство содействует созданию инфраструктуры (технико- экономические и экономические зоны, технопарки, инкубаторы); 5. государство способно наилучшим образом объединить усилия науки, образования и бизнеса; 6. только государство может обеспечить формирование такой законодательной базы инновационной деятельности; которая бы обеспечила благоприятные условия для развития; всех звеньев инновационной системы.
В настоящее время; государство должно выполнять такие функции как финансирование фундаментальной науки; участие в финансовом обеспечении НИОКР. При этом, «главное в деятельности государства — это формирование единой инновационной цепочки: изобретение, создание нового продукта и его освоение в массовом производстве; Без наличия единой инновационной системы деятельность субъектов и отдельных звеньев инновационного процесса не может быть достаточно эффективной» .
Инновационные предприятия Ростовской области
Крупный бизнес.
В рамках выставки «ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ XXI ВЕКА» состоялись презентации инновационной продукции, перспективных разработок, новых технологий и сервисов, обмен опытом и анализ основных тенденций в области инноваций, встречи авторов проектов, заказчиков и потенциальных инвесторов, что позволило организациям Ростовской области позиционировать свой бренд и повысить статус компании, установить прямые контакты с потенциальными клиентами и партнерами, продвинуть высокотехнологичные идеи и решения.
ОАО «Роствертол» представил многоцелевой широкофюзеляжный транспортный вертолет, представитель нового поколения тяжелых вертолетов, самый грузоподъемный вертолет в мире Ми-26Т2
ООО ПК «НЭВЗ». Пассажирский двухсистемный электровоз ЭП 20, способный водить пассажирские поезда на скорости до 200 км/ч на железнодорожных линиях, электрифицированных как переменным, так и постоянным током.
ООО «КЗ «Ростсельмаш». Комбайн TORUM 740 – высокопроизводительный роторный комбайн 7 класса, способный убрать за сезон 1500 - 2000 га разнообразных культур.
Инженерно-технологическая академия ЮФУ – многоцелевой беспилотный авиационный комплекс «Рассвет» - единственный в мире БПЛА, осуществляющий мультиспектральную съемку. Летно-технические характеристики превосходят отечественные и зарубежные аналоги.
ОАО НПП КП «Квант». Производство оптико-электронных приборов ориентации космических аппаратов.
ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева». Самолет-амфибия Бе-200ЧС – универсальный самолет-амфибия, легко конвертируемый в различные варианты для выполнения пожаротушения, морского патрулирования, поиска и спасения на море.
Малый и средний бизнес Ростовской области.
Динамика уровня инновационной продукции в промышленных видах деятельности как у малых так и у средних предприятиях характеризуется незначительными изменениями и имеет отрицательный тренд, вместе с тем, в различных видах деятельности наблюдаются разнонаправленные тенденции.
Инновационное развитие предприятий во многом зависит от ресурсного обеспечения, представляющего собой фактические расходы на различные типы и виды инновационной деятельности.
В течение последних трех лет завершенные инновации имели 68 малых и 12 средних предприятий, в том числе технологические - все малые и средние предприятия, маркетинговые - 2 малых и 3 средних предприятия, организационные - 4 малых и 2 средних. Анализ степени кооперации предприятий при разработке завершенных инновации показал, что в основном технологические, маркетинговые и организационные инновации разрабатывались организациями самостоятельно.
Одним из направлений исследования инновационной активности субъектов малого предпринимательства было изучение внешнеэкономической деятельности, в части экспорта инновационных товаров и услуг. Результаты обследования показали, что деятельность инновационно-активных малых предприятий в основном направлена на удовлетворение спроса отечественных потребителей, всего лишь 9 малых предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, отгружали инновационные товары, услуги на экспорт.
Перечислим инновационные проекты, осуществленные малыми и средними предприятиями Ростовской области в 2014 году:
- Разработаны электронные приборы для метрополитена;
- Разработано программное обеспечение модуля ловли рыбы;
- Первичные преобразователи для вихревых расходометров;
- Разработка и изготовление промышленной СВЧ печи;
- Разработка комплекта оборудования для диагностики оборудования АЭС;
- Создание соединений трубопроводов, разработка технологии изготовления их уплотнителей;
- Экспериментальные исследования механических и гидродинамических параметров элементов искусственного рифа и особенности формирования биоценозов;
- Разработка плазматрона для резки металла;
- Разработана система мониторинга состояния стальных канатов подъемно-транспортных машин.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что взаимодействие малого инновационного и крупного бизнеса, создание партнёрских отношений между малыми инновационными и крупными предприятиями остаётся необходимым, поскольку позволит реализовать им инновационный потенциал, а вследствие этого повысить конкурентоспособность отечественной экономики и сыграть достойную роль в становлении национальной инновационной системы страны.Роль малого и среднего бизнеса в реализации инновационного потенциала Ростовской области и региона в целом трудно переоценить. Большинство стартапов, успешно развивающихся сейчас на рынке, выросли из малого бизнеса и достигших огромных результатов. В свою очередь, регион должен быть заинтересован в инновационных продуктах, а следовательно, грамотно выстраивать свою политику по отношению к малым и средним инновационным предприятиям.
Список использованных источников и литературы
Г.Я. Гольдштейн Инновационный менеджмент Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998
Аналитический обзор «Инвестиционная активность малых (включая микропредприятия) и средних предприятий Ростовской области в январе-декабре 2010 года» (ООО НПФ «Инком-центр», в соответствии с Госконтрактом № 44 от 10 июня 2011 года в рамках реализации «Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2011 годы») // http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=107673.
Росстат
Ростовское инвестиционное агенство