РАЗВИТИЕ ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАЗВИТИЕ ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Полещук В.В. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова», институт истории, филологии и иностранных языков, 4 курс
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из ключевых форм деятельности в развитии и совершенствовании индустрии туризма в современных условиях является экскурсионная деятельность. Экскурсионную деятельность следует рассматривать как деятельность по организации ознакомления туристов и экскурсантов с экскурсионными объектами в месте временного пребывания без предоставления услуг размещения. Организованная экскурсионная деятельность должна осуществляться квалифицированными работниками, знающими требования, предъявляемые к технологии создания экскурсионных услуг и обслуживания экскурсантов, и затрагивать самые широкие слои населения. Под организованной экскурсионной деятельностью следует понимать предложение стандартизированной экскурсионной программы или отдельных экскурсий как разновидности туристских услуг.

Экскурсионные фирмы комбинируют услуги непосредственных производителей (музейных, транспортных, зрелищных организаций) по своему усмотрению и по желанию потребителей, а также сами создают и предоставляют туристические экскурсионные услуги, то есть являются туроператорами.

Экскурсионные компании или бюро обычно организуют экскурсионное обслуживание туристов в местах их временного пребывания. Следует сказать, что экскурсионная программа обслуживания – это план экскурсионных мероприятий, реализуемых для удовлетворения конкретных или специализированных познавательных запросов и интересов местного населения, туристов или экскурсантов в зависимости от целей их пребывания. Комплекс услуг, входящих в состав программы, является продуктом экскурсионной фирмы (или экскурсионного отдела туристской фирмы). Предметом настоящей статьи явился анализ общего состояния и развития экскурсионного туризма в одном из наиболее привлекательных регионов и областей Урала и России – Челябинской области.

Челябинская область по праву иногда называется опорным краем державы, ее ядерным щитом и боевым арсеналом, не смотря на то, что долгие годы была белым пятном на туристических картах мира.

Сегодня туристические ресурсы области открыты для многочисленных любителей путешествовать. В области свыше двухсот особо охраняемых территорий, 450 памятников археологии, истории и культуры, градостроительства и архитектуры находятся на государственной охране. Списки объектов, представляющих культурно-историческую, научную и художественную ценность постоянно пополняются.

Согласно проведенным исследованиям во многих государствах мира туристическая деятельность развивается как система, которая предоставляет все возможности для ознакомления с историей, культурой, религиозными и духовными ценностями данной страны и её народа. Туризм является важным источником повышения благосостояния государства и одним из мощных факторов усиления престижа страны, роста её значения на мировом рынке и в глазах рядовых граждан.

Экскурсии зародились на основе поездок познавательного, образовательного, научного характера. Экскурсионная деятельность и экскурсионные организации способствовали более широкому развитию туристского движения в России.

По сведениям Федерального агентства по туризму Российской Федерации, научно-познавательный туризм сейчас очень популярен на Западе, но в доле всего российского туристического рынка он занимает пока 1%. Большая часть этого объема приходится на Москву и Санкт-Петербург. Челябинская область относится к Уральскому рекреационному району. Регион характеризуется богатым рекреационным потенциалом, стабильностью политической обстановки, многообразием историко-культурного наследия, что способствует развитию туризма. В качестве объектов привлечения туристов в области можно отметить горнолыжные центры, объекты культурного наследия, большое количество санаториев и баз отдыха. Область обладает уникальными природно-климатическими условиями: наличие множества озер, большие массивы леса, пещеры и природные целебные источники, что служит основой для развития туризма и отдыха. По данным «Урал-пресс-информ», на 10.03.2011 г. на заседании общественного координационного совета по развитию туризма в Челябинской области выделено три перспективных рекреационных маршрута: «Пороги. Айская долина», территория города Сатки, территория парка «Зюраткуль». Перспективным для научно-познавательного туризма может быть маршрут в города Касли (который с начала 19 века стал мировым центром художественного литья из чугуна) и Златоуст (самый высокогорный город на Южном Урале). Таким образом, туристический бизнес вполне перспективен в этом плане, поскольку связан с меньшими рисками для инвесторов, а природные условия региона позволяют обеспечить динамичное развитие отрасли.

Сегодня туристский рынок Челябинской области требует нового подхода к организации экскурсионной деятельности. Огромный историко-культурный потенциал нашей области предоставляет неограниченные возможности для организации туристско-экскурсионной деятельности. К числу основных проблем экскурсионного туризма в Челябинской области следует отнести:

- существующая материально-техническая база туризма, более чем на 80% устарела и нуждается в реконструкции;

- имеются нереализованные возможности внутренних туристических ресурсов, которые оцениваются специалистами в 50 млн. долл. в год. Новые туристические комплексы смогут создать дополнительные рабочие места;

- рост цен на услуги, главным образом транспортные, несоответствие цен на предлагаемые услуги качеству этих услуг.

К перспективным направлениям развития экскурсионного туризма в Челябинской области можно отнести:

- разработку авторских экскурсий по городам области Челябинск, Миасс, Златоуст, Кыштым, Касли и других,

- составление тематических экскурсионных туров, например, посещение археологического комплекса «страны городов», включающее 20 памятников начала 2 тысячелетия до н.э. Наиболее известные из которых Аркаим и Синташтинское поселение.

В Челябинской области есть все необходимые предпосылки для дальнейшего развития новых форм экскурсионного обслуживания. Для этого необходимо:

- привлекать к работе новых молодых специалистов, создавать прогрессивную систему туристского образования, повышать квалификацию персоналу туристских фирм и предприятий туристской отрасли;

- привлекать как российских, так и зарубежных инвесторов;

- обеспечивать безопасность отдыха и оздоровления населения;

- туроператоры, создающие экскурсионный продукт, должны иметь свою оригинальную марку, учитывать потребительский спрос и дифференциацию обслуживания. Рождение новых маршрутов ведет к появлению новых экскурсионных объектов, разнообразию продукта. Туристическим фирмам нужно создавать новые, более интересные и доступные маршруты для всех категорий граждан;

- совершенствовать нормативно-правовую базу туризма на региональном и муниципальном уровнях;

- развивать систему информационной поддержки туризма с использованием сети INTERNET и международных сетей автоматизированного бронирования туристских услуг.

Однако, только наличие этих важных условий не может обеспечить качественное развитие экскурсионного туризма. Для успешного его развития необходимы также эффективная реклама, организационная и финансовая помощь государства. На сегодняшний день разработана областная целевая программа «Развитие туристско-рекреационной деятельности в Челябинской области на 2011-2016 годы», тем самым рычаги развития уже запущены.

В целом, формат экскурсионной деятельности позволяет способствовать подъему и дальнейшему развитию культурного и образовательного уровня населения, возможность изменить к лучшему быт горожан и увеличить их интерес к собственному городу и региону, придать своим улицам, домам и культурным достопримечательностям привлекательный облик. Ведь многое зависит от самого населения и от того, как люди сами преподносят свой город и ознакомлены со своими нравами, традициями и достопримечательностями своей области. Пока народ сам не научится ценить и развивать то, что имеет вокруг себя, большого потока туристов в тот или иной регион не будет осуществляться.

Список использованной литературы

1. Кулаев, К.В. Экскурсионная деятельность: теоретические и методологические основы. – М.: Турист, 2004. – 96 с.

2. Ильина, Е.Н. Туризм – путешествия. Создание туристской фирмы. Агентский бизнес: Учеб. – М.: РМАТ, 1998. – 169 с.

3. Квартальнов, В. А. Туризм: теория и практика: Избранные труды: В 5 т. Т. 4: Иностранный туризм. — М.: Финансы и статистика, 2002. – 320 с.

4. Логинов, Л.М., Рухлов, Ю.В. История развития туристско-экскурсионного дела. – М.: Турист, 1989. - 156 с.

5. Чернобровкин, В.А. Актуальные проблемы сервиса в современном социокультурном пространстве // Теория и практика современной науки [Текст] : материалы XII Международной научно-практической конференции, Том II, г. Москва, 29–30 декабря 2013 г. / Науч.- инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». – Москва : Изд-во «Спецкнига», 2013. – С.393-398.

Просмотров работы: 2041