СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ПРОЕКТА «РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ СОЗДАНИЯ КРЕАТИВНОЙ ПРОДУКЦИИ СРЕДСТВАМИ ФОТОГРАФИИ» - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ПРОЕКТА «РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ СОЗДАНИЯ КРЕАТИВНОЙ ПРОДУКЦИИ СРЕДСТВАМИ ФОТОГРАФИИ»

Чернова Ю.М. 1
1Институт искусств и креативных технологий МГГУ им. М.А. Шолохова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Объект исследования ─ графическая декоративная, сувенирная, подарочная, семейно-бытовая продукция (календари, открытки, эстампы).

Предмет исследования ─ календари.

Рынок календарей в России, в основном, представлен множеством стандартной продукции с использованием фотографий в реалистическом стиле. Проблема в том, что сектор эксклюзивной оригинальной продукции ничтожно мал. Как правило, она делается под заказ и не находится в свободной продаже. Между тем, наблюдается тренд возрастания спроса потребителей на такую продукцию.

Выдвигается гипотеза: методы создания новой календарной продукции должны лежать в области повышения ее эстетических и функциональных качеств, ухода от стандартности в сторону оригинальности. Если избрать данный путь развития, то на рынок можно вывести новый конкурентоспособный вид печатной продукции, востребованной потребителями. Для создания такой продукции нужны соответствующие оригинальные методы.

Цель проекта – разработка таких методов создания креативной продукции, которые бы обеспечили ей свое место на рынке. Эти методы должны позволить нашей продукции выгодно отличаться от конкурентной (альтернативной электронной и эксклюзивной печатной заказной), чтобы быть замеченной и купленной потребителем.

Задачи проекта: модифицировать и адаптировать ранее не используемые принципы и техники декоративно-прикладного искусства, технологии и стили фотографики для разработки методов создания креативной продукции на основе фотографии. Из ДПИ заимствуются техники витража и мозаики. Из фотографики берется стиль пикториализма и технологии применения пакета графических программ Adobe, в том числе для ранее не используемых стилизаций и имитаций под техники ДПИ. В этом заключается принципиальная новизна проекта.

Общетеоретический обзор выбранной области дизайна мультимедиа

Следует начать с расшифровки терминов, употребленных в названии темы проекта и его содержании.

Термин «креативность» означает:

  • по Энциклопедическому словарю - (от лат. creatio - созидание - сотворение), творческая, созидательная, новаторская деятельность.

  • по Психологическому словарю - (от лат. creatio - созидание) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности - в качестве независимого фактора.

Синонимы термина «креативный»: высококачественный, изысканный, крутой, модный, необычный, новаторский, новый, созидательный, творческий, хороший, эксклюзивный [3].

Креативная идея все же отличается от творческой. Первая всегда содержит некий намек на коммерциализацию и предполагает выход креативного продукта на рынок. Продукт творчества же может быть положен «в стол».

Мультимедиа (лат. Multum + Medium) — одновременное использование различных форм представления информации и ее обработки в едином объекте-контейнере. Например, в одном объекте-контейнере (англ. container) может содержаться текстовая, аудиальная, графическая и видео информация, а также, возможно, способ интерактивного взаимодействия с ней. Термин мультимедиа также, зачастую, используется для обозначения носителей информации, позволяющих хранить значительные объемы данных и обеспечивать достаточно быстрый доступ к ним (первыми носителями такого типа были CD - compact disk). В таком случае термин мультимедиа означает, что компьютер может использовать такие носители и предоставлять информацию пользователю через все возможные виды данных, такие как аудио, видео, анимация, изображение и другие в дополнение к традиционным способам предоставления информации, таким как текст [9].

Таким образом, мультимедийный продукт ─ это цифровая разработка, зачастую интерактивная, в состав которой могут входить: музыкальное и речевое сопровождение, видеоклипы, анимация, графические изображения, базы данных, текст и другое [17]. Мультимедийный продукт является результатом интеллектуальной деятельности ─ персональной и коллективной [12].

Впервые термин «мультимедиа» появился в 1970 годы. Явление мультимедиа оказывает двухстороннее влияние на общество: негативное, как зависимость от компьютерных игр, позитивное ─ как новый жанр искусства [12]. Мультимедиа-технологии широко используются СМИ, образовательными и бизнес-структурами, субъектами творческой деятельности. Социокультурный аспект заключается в том, что объекты мультимедиа порождают развитие новых форм творчества, порождая нацеленность на коммуникацию, вовлечение в творческий диалог. В результате, появились феномены «сетевой художественной жизни» и «виртуальной художественной культуры» [12].

С другой стороны, мультимедийный продукт ─ это произведение современного искусства. Сложный комплексный объект, где объединились технические и художественные показатели деятельности человека. Мультимедийный продукт представляет собой единое целое (единое произведение), имеет сложный состав или структуру, образуется из совокупности разнородных результатов интеллектуальной деятельности. В процессе создания мультимедийного продукта принимают участие дизайнеры, сценаристы, композиторы, художники и другие творческие лица. Он очень часто является компиляцией уже известных произведений и историко-культурных событий [12]. Разработчики мультимедийного продукта опираются на цифровые технологии.

Цифровые технологии ─ это технологии обработки, хранения и представления информации на основе дискретных сигналов. Соответственно, цифровой продукт ─ это продукт, созданный с помощью таких технологий.

Следующий термин сегодня тоже плотно связан с цифровыми технологиями ─ это цифровая фотография.

В широком смысле, фотогра́фия(фр. photographie от др.-греч. φως / φωτος — свет и γραφω — пишу; светопись — техника рисования светом) — получение и сохранение изображения при помощи светочувствительного материала или светочувствительной матрицы в фотокамере [18].

Также фотографией или фотоснимком, или просто снимком называют конечное изображение, полученное в результате фотографического процесса и рассматриваемое человеком непосредственно (имеется в виду как кадр проявленной плёнки, так и изображение в электронном или печатном виде) [18].

«Фотография - это некое высказывание, смысл которого должен быть «прочитан» зрителем. Каждое высказывание, сообщение должно быть оформлено, организовано» [5].

«Фотография - это новое средство изображения реальности на плоской поверхности, гораздо в большей степени, нежели живопись и графика, похожее на саму эту реальность. Похожее - да, но никак не тождественное, это совсем не изображение собаки при помощи самой собаки (пример С. Образцова). Собака в жизни и ее изображение на фотобумаге не только не

совпадают во всем многообразии цветов, форм, запахов, осязательных, двигательных ощущений и всего прочего, но зачастую просто совершенно не похожи» [5].

«Фотография - это то, чем становятся живопись, композиция, пластический ритм, геометрия, размещенные в считанных долях секунды» (А. Картье-Брессон, 50-8).

«А потому фотографическая композиция при всех своих отличиях имеет ту же природу восприятия, что и композиция в изобразительном искусстве» [5].

Существуют следующие виды фотографии:

  • арт-фотография или художественная фотография ─ фотография выступает как самостоятельное художественное произведение, несет на себе отпечаток авторского видения, не обязана копировать реальность (1,5% российского рынка фотографии);

  • фотографический репортаж ─ фотография выступает как документальное подтверждение события, например, свадебное фото, журналистика (20% рынка);

  • коммерческая фотография ─ это фотография, которая делается под нужды заказчика, связанные, чаще всего, с продвижением и продажей продукта, например, рекламное фото, оформление с помощью фото упаковки товара, использование фото в презентациях продукта и другое (78,5% рынка) [6].

Арт-фотографию принято оценивать по критериям:

  • общая новизна;

  • масштабность культурного резонанса;

  • актуальность использованных художественных приемов;

  • актуальность технического исполнения;

  • авторитет автора [6].

Существует множество направлений фотографии. Среди них для целей нашей работы можно выделить направление пикториализма.

Пикториали́зм (англ. pictorialism, от англ. pictorial — живописный) — течение в европейском и американском фотографическом искусстве

конца 19 — начала 20 вв., подчеркивавшее в фотографии те черты, которые сближали ее с живописью и графикой эпохи (импрессионизм, живопись прерафаэлитов, символизм, югендстиль, арт-нуво и др.). Для достижения подобного эффекта фотографы использовали особые техники съемки и печати (мягкорисующие объективы, фильтры, обработка позитива бихроматами, солями серебра и др.) [18]. Пикториализм называют еще фотоимпрессионизмом.

Пикториализм ─ это самостоятельное направление фотографии, которое копирует стилистику и цели традиционных видов искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры и литературы). Такое копирование имеет региональную привязку [1].

Подражание традиционному искусству осуществляется в двух направлениях:

  • подражание форме ─ тому, например, как выглядит акварель;

  • подражание сюжету при сохранении внешнего современного вида, например, в английском пикториализме ─ подражание сцене из произведений Шекспира [1].

К числу крупнейших пикториалистов причисляют во Франции Робера Демаши и Констана Пюйо, в Германии — Г.Г. Эммериха, в Швеции — Хенри Гудвина, в Чехии — Франтишека Дртикола, в Великобритании и США — Э.Л. Кобурна, А. Стиглица, Э. Стайхена, Гертруду Кезебир, Кларенса Хадсона Уайта, Карла Страсса, Ф.Х. Дея, Сару Сирс и др.

В России в стиле пикториализма делал свои фотографии Андрей Тарковский, а также примечательны работы Н.П. Андреева, Алексея Мазурина, Сергея Лобовикова, Василия Улитина, Мирона Шерлинга, Соломона Юдовина [18].

Начиная с 1970-х годов и по сегодняшний день, благодаря развитию средств фотографики (фототехники, фотофильтров и программ обработки фото), интерес к пикториализму снова вернулся, так что в современном мире это направление опять актуально. Однако, оригинальных результатов можно добиться, используя вместо профессиональных фотофильтров, фильтры, сделанные из подручных материалов ─ скомканного целлофана, капрона, прозрачного пластика, стеклянных изделий и другого [14]. Как показывает практика фотоконкурсов, лучшие фотоснимки бывают сделаны случайно и в «походных» условиях.

Наука, которая занимается фотографией и всем, что с ней связано, называется «фотографика».

Фотографика (от греч. phos — свет и grapho — пишу) — раздел художественной полиграфии, сочетание фотографических художественных методов с методами графики, полиграфии, типографской печати.

В 1-й половине 20 в. были открыты новые изобразительные и выразительные методы фотографии:

  • фотомонтаж (1916 г., немецкие графики Джон Хартфилд и Жорж Гросс);

  • использование фотографии и фотомонтажа в книге, журнале, плакате (1920-е гг., А. М. Родченко, Л. М. Лисицкий, Г. Г. Клуцис);

  • бескамерные фотографии — "фотограммы" (1922 г., американский художник Ман Рэй);

  • синтетическое искусство "типо-фото" (1928 г., швейцарский график Ян Чихольд).

Во 2-й половине 20 в. фотографика стала одним из ведущих методов графического дизайна [15].

Фотографика – это вид искусства, построенного на принципах трансформации материала фотоизображения в графический художественный образ, акцентирующий пластические ценности изобразительно-выразительной формы [4].

Основной графический редактор, позволяющий работать с фотографиями, принадлежит графическому пакету программ Adobe. Он называется AdobePhotoshop и использует растровый формат графики. Корректировать экспозицию, изменять цвета и форму, ретушировать, применять различные фильтры, вырезать части изображения и составлять коллажи ─ далеко не полный спектр возможностей этой программы. С ее помощью можно полностью изменить фотографию, полученную цифровым фотоаппаратом, и адаптировать ее под конечные цели использования. Также для достижения целей данного проекта могут быть применены другие программы, в частности Adobe Illustrator, Publisher.

Вообще, мастера современной фотографии редко используют полученное с помощью фотоаппарата изображение в его первоначальном виде. Так немецкие фотографы А. Гурски и К. Хофер в качестве основного средства воздействия на зрителя используют цвет. Они изменяют цвета с целью сознания определенной атмосферы на фотографии. А американский фоторежиссер Г. Крюдсон сначала искусственно конструирует реальность, которую затем будет снимать, привнося в пейзаж различные предметы, которых там изначально не было. А затем еще дорисовывает определенные детали на полученной фотографии или переносит их с других фотографий. Весь процесс осуществляется с помощью целой команды под руководством самого Крюдсона: фотографа, мастера по свету, видеооператора и ретушера. Таким образом, мастера «дорабатывают» реальность, снятую на фотокамеру, добиваются ее особого воздействия на зрителя, соответствующего определенным целям [6].

Можно выделить тенденции в современной фотографии:

  • намеренное, иногда кардинальное, изменение полученного фотоизображения под конечные цели его использования (А. Гурски, К. Хофер, Г. Крюдсон);

  • фотографы ставят задачу осуществить связь с миром через абстракцию, минуя человеческий рационализм, выраженный в стремлении все структурировать (А. Гурски);

  • передача обобщения целого через один элемент ─ через одного человека, один пейзаж и другое (А. Гурски, К. Худяков, О. Доу, К. Йошида);

  • использование уже известных подходов, взятых из кинематографии, литературы и живописи, их модификация и адаптация к фотографике ─ фотография как стоп-кадр из киноленты, стилизация под театральную постановку литературного произведения, стилизация фотографии под живопись и гравюру (Г. Крюдсон, Яо Лю, Э. Коои, Д. Блэкмон) [6].

В целях модификации и адаптации методов декоративно-прикладного искусства для фотографии в данной работе предлагается взять витражную и мозаичную технику.

Витраж (от лат. vitrum – стекло), произведение декоративного искусства, наборная орнаментальная или сюжетная композиция из цветного и расписанного стекла или других пропускающих свет материалов [16].

Витраж используется чаще всего в архитектуре, особенно для создания декоративных окон. Витражная техника известна с античных времен.

В раннюю христианскую эпоху окна храма отделывались тонкими прозрачными пластинами камня — алебастра и селенита — составляющих орнамента. Готические соборы украшались большими многоцветными стеклами разных форм. Эти стекла скреплялись свинцовыми перемычками. В эпоху Возрождения витраж существовал в виде живописи на стекле. Определенным образом покрашенные стекла выскабливались.

Новый этап в развитии витражного искусства наступил в конце 19 века. Оно достигло своего расцвета в 1880—1910-е годы в Европе и Америке. Цельные листы стекла стало производить проще. Появились новые технологии его обработки, окраски и декорирования. И все это существовало благодаря техническому прогрессу. В витражном искусстве легче всего реализовывались художественные принципы стиля модерн — прежде всего, контурная графичность. Изолированные цветные части изображения как нельзя лучше подходили для создания витража, выполненного из кусочков цветного стекла. Старую витражную технику — мозаичный набор из фигурных кусочков стекла — начали активно использовать в прикладном искусстве для многих предметов: ювелирных украшений, зеркал, ширм, мебели, музыкальных инструментов и т. д. Затем усовершенствовали способ состыковки стекол витража между собой. И тогда витражную технику стали применяться еще и для объемных предметов — прежде всего, для оригинальных светильников.

В начале 20 века в России уже было сделано все для удачного развития витражного искусства. Окна в витражном стиле перешли из разряда роскоши в разряд доступного. Их применение стало массовым в Петербурге. Любые здания — от театров до бань — украшались витражными окнами. На стыке веков появились новые термины: вместо «транспаранта», «живописи на стекле» или «стеклянной картины» 19 столетия — явилась «стеклянная мозаика» в 1880—1890-е. Далее акцент терминологии делался на декоративную функцию — «узорное окно», «витро» (vitro или vitreau). Слово «витраж» появилось в русском языке лишь в 1900-е годы.

Русские витражи конца 19 — начала 20 веков отразили основные принципы стиля модерн. Основой его художественной и декоративной практики было подражание природным формам во всем их многообразии. Круг иконографических мотивов витражей этой эпохи чрезвычайно широк. Цветы и ветки растений, сплетенные в сложном рисунке стебли или орнаментально упорядоченные мотивы, беспредметные композиции с текучими, плавно изгибающимися линиями, часто образующие букву «омега» — основной набор изображений на витражах стиля модерн. Наряду с ними существовали и другие — геометрические композиции, вариации на тему готической стрельчатой арки, стилизованные изображения гербов, пейзажные композиции. Фигуративные композиции сохранились в нашей стране в незначительном количестве: один из самых эффектных сюжетных витражей посвящен античной мифологии и находится в ресторане гостиницы «Европейская» [18].

Особенно стоит отметить имена Джона Ла Фаржа и Луиса Тиффани. Их достижения относятся к концу 19 века. Им удалось сделать стекло особенно неоднородным. Техника Тиффани отличается от классических витражных техник тем, что места спайки стекол почти незаметны. Организуется очень тонкий подбор стекол по оттенкам. Особенная декоративность достигается за счет использования выпуклых и вогнутых стекол.

Сегодня существует множество технологий получения витражного стекла. Оно может быть прозрачным или непрозрачным, гладким или фактурным, монохромным или полихромным, или в нюансах одного цвета. Существует много видов современного витража: пескоструйный, мозаичный, наборный, спечной (фьюзинг), расписной, травление, паечный, фацетный, кабошон, узор «Мороз», нацвет, рюмочная плитка, транспарант, эрклез, бендинг, шебеке (панджара), контурный заливной витраж. В результате совместного использования техник появляется комбинированный витраж.

Однако, витражи в России никогда не были массовым явлением, что всегда обуславливалось их стоимостью. Так возникли имитации витражей:

• Контурный заливной витраж - на стекло наносятся акриловые краски: сперва контур имитирует жилку классического витража, а затем замкнутые области заливаются цветной краской (английская технология).

• Плёночный витраж — на стекло наклеивается свинцовая лента и разноцветная самоклеящаяся пленка (английская технология).

• Накладной витраж — результат наклеивания элементов на основу [18].

Мозаика (фр. mosaique, ит. mosaico, от лат. musivum, букв. – посвященное музам) – разновидность монументальной живописи, а также техника монументальной декорации, в которой изображение создается из мелких кубиков (тессер, от лат. tesserae) мрамора, гальки, керамической плитки, смальты (глушенного стекла) и др. на сглаженной загрунтованной поверхности пола, стен или потолка [16].

Техника мозаики была известна уже 3500 лет до н. э., что подтверждают раскопки в древнем шумерском городе. В Древнем Египте использовали стеклянную мозаику в ювелирных изделиях. В Греции найден мозаичный пол из черной и белой гальки примерно конца 5 в. до н. э. В эпоху раннего христианства мозаику стали также использовать для декорирования стен и сводов. Мозаику находили на надгробиях в Северной Африке. Широко использовалась она и в Византии 5–15 вв. Там были искусно украшены стены кубиками из перламутра, смальты, и прочих драгоценных материалов. Использовалась также прозрачная смальта, наплавленная на тонкие пластины золота.

Существуют типы мозаики:

• Римская — мозаика выкладывается из кубиков камня или смальты.

• Флорентийская — тонкие пластины выкладываются по контуру изображения. Они состоят из разноцветного мрамора или яшмы.

• Интарсия — мозаика из разных пород дерева.

Способы изготовления мозаики:

• «прямой набор» — готовые модули мозаики крепятся на подготовленную поверхность;

• «обратный набор» — модули сначала крепятся на поверхность, затем обрабатываются сообразно замыслу, например, шлифуются.

В России особый вклад в развитие мозаичного искусства внес

М.В. Ломоносов. Он создал серию мозаичных картин. А само понятие «русская мозаика» появилось в середине 18 в. Она делалась из лазуритовых, малахитовых и яшмовых пластинок. Такой мозаикой покрывались поверхности изделий с целью создать впечатление, что они высечены из сплошного камня. Так могли украшаться вазы, столешницы, шкатулки и колонны [18].

В современное время техники мозаики тоже находят себе применение. В мозаичном стиле было выполнено оформление многих станций российского метрополитена. Мозаика участвует в декорировании модных интерьеров и предметов ДПИ. Существуют специальные компьютерные программы, позволяющие создавать мозаику из фотографий. Таким образом, сами фотографии становятся модулями мозаики, и уже из них складывается новое изображение. А в программе Photoshop есть фильтр, позволяющий превращать сами фотографии в мозаику. Этот фильтр из подменю «Оформление» так и называется — «Мозаика». Принцип действия фильтра: пикселы формируются в квадратные блоки. Все пикселы в блоке имеют один и тот же цвет, а цвет блока представляют цвета выделенной области [10].

Заключение

На основе анализа техник ДПИ и методов фотографики, можно сделать вывод, что эти техники могут использоваться посредством фотографии для разработки методов создания новой продукции.

Список использованной литературы

  1. Аверкин Ю.А. Курс по предмету «Фотографика». Осенний и весенний семестр 2014. Кафедра дизайна. МГГУ имени М.А. Шолохова.

  2. «Больше, чем просто календарь». Статья. // Журнал «Print Business», январь-февраль. 2014. ─ 58 с.

  3. Большой англо-русский и русско-английский словарь. 2001. Режим доступа: URL https://slovari.yandex.ru/.

  4. Кафедра дизайна МРСЭИ. Режим доступа: URL http://design.mrsei.ru/node/88.

  5. Лапин А.И. Фотография как... Учебное пособие. - М.: Изд-во Московского университета, 2003. - С. 20-22.

  6. Логинов А. Мастер-класс по современной фотографии. Осенний семестр 2014. Кафедра дизайна. МГГУ имени М.А. Шолохова.

  7. Общий толковый словарь русского языка. Режим доступа: URL http://tolkslovar.ru/k10768.html.

  8. Портал «Витражи в России». Режим доступа: URL http://www.vitroart.ru/.

  9. Ресурс словарей и энциклопедий «Академик». Режим доступа: URL http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1048842.

  10. Руководство «Использование Adobe Photoshop CS5 для Windows и Mac OS». ─ Adobe Systems Incorporated, 2010. ─ 404 с.

  11. Ткалич С.К. Курс по предмету «История и методология дизайн-проектирования». Осенний семестр 2014. Кафедра дизайна. МГГУ имени М.А. Шолохова.

  12. Ткалич С.К. Лекция «Мультимедийный продукт как явление современной цивилистической культуры». Осенний семестр 2015. Кафедра дизайна. МГГУ имени М.А. Шолохова.

  13. Тренинговый центр Пятириковой Жанны. Режим доступа: URL http://dlearning.ru/test/?ELEMENT_ID=454.

  14. Федулова В.В. Научно-практический курс по художественной фотографии. Осенний семестр 2014. СТЦ «Икар».

  15. Художественный словарь. Режим доступа: URL http://www.kotvet.ru/slovar1/formalniy_metod-fotografika.html.

  16. Энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа: URL http://krugosvet.ru.

  17. Энциклопедия «Datorika». Режим доступа: URL http://www.datorika.info.

  18. Энциклопедия «Wikipedia». Режим доступа: URL https://ru.wikipedia.org/wiki/.

17

Просмотров работы: 1058