КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сорокина А.А. 1, Пустовалова И.Н. 2, Цветков М.Ю. 1
1ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России
2Шуйский филиал Ивановского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В соответствии с Конституцией Российской Федерации  и Федеральным  законом «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорский надзор  представляет собой  одну из самостоятельных форм государственной деятельности. Осуществляя  надзор за точным и единообразным исполнением законов, органы прокуратуры обеспечивают реализацию задач по  укреплению законности и конституционного порядка, охране прав и законных интересов граждан в Российской Федерации. В условиях динамично развивающегося законодательства,  роста преступности, ухудшения ее  криминогенной характеристики   исполнение возложенных на  органы прокуратуры функций приобретает особую практическую значимость. Повышение авторитета органов прокуратуры и эффективности ее деятельности не в малой степени зависит от  организации управления  в системе органов прокуратуры,  определения  места органов прокуратуры в системе  государственно- правовых  институтов, возложенных на нее функций и действенности мер прокурорского реагирования.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов на протяжении длительного времени остается вопрос о месте  органов прокуратуры в конституционной системе власти. В специальной литературе встречается мнение о принадлежности прокуратуры к законодательной, исполнительной, судебной ветвям власти. Так, например,  В. Ломовский считает приемлемым отнесение  прокуратуры к законодательной ветви власти.[1]  Аналогичную позицию занимает В.В., Долежан, отрицающий самостоятельность прокуратуры как властного органа, указывая, что  прокуратура  действует по уполномочию и под контролем законодательной власти. [2] Как инструмент судебной системы рассматривают  органы прокуратуры В.М.  Точиловский, В.Б. Алесеев и  К.Е. Колибаб.[3]  Как элемент исполнительной ветви власти  рассматривает прокуратуру Н.В. Федоров.[4]  П. Кулагин  считает, что прокуратура должна быть отнесена к органам Президентский власти.[5]  Чиркин относит прокуратуру к особой ветви  - контрольно-надзорной. [6]

Нам более близка позиция тех авторов, которые  не относят прокуратуру ни к одной из классических ветвей власти, и,  тем более, к ветвям власти, не получившим своего официального признания.  Прокуратура   должна рассматриваться в качестве  независимого  конституционного органа. Конституция, а  также  преамбула  Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 04.11.2014) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закрепляют право субъектов РФ самостоятельно  определять систему законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя РФ. При этом ст.77 Конституции устанавливает, что  федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти РФ. Законодательная власть в РФ представлена Федеральным Собранием (ст.94) и законодательными органами субъектов РФ, наименование и структура которых определяется субъектами РФ самостоятельно (ст. 4 ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ).  Согласно ст. 118 Конституции РФ «правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.  Внесение изменений в наименование главы 7  Конституции РФ, получившей название  «Судебная власть и прокуратура» вместо  названия «Судебная власть»,  должно поставить точку в рассуждениях об отнесении прокуратуры к органам судебной власти. Как следует из  содержания Конституции РФ, определяющей предназначение и систему органов государственной власти и выстроенной в субъектах РФ  системы государственных органов,  прокуратура не отнесена ни к одной из  ветвей власти.  Совершенно справедливо отмечает И.В. Велиев, что «прокуратура, выступая органом государственной власти, призвана быть важным инструментом в системе "сдержек и противовесов" других ветвей власти».[7] Таким  образом, прокуратура  представляет собой самостоятельный, независимый конституционно-правовой институт, основной функцией которого является обеспечения прав и свобод граждан, соблюдения законодательства всеми субъектами общественных отношений.

Статья 129 Конституции определяет, что  полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.[8] Федеральный закон о Прокуратуре РФ  закрепляет единство и централизацию системы органов прокуратуры, подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ, определяет  порядок назначения прокуроров. Основными функциями прокуратуры выступает  надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина,  участие прокуроров в судопроизводстве, осуществление уго­ловного преследования, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и другие.  Важным направлением деятельности  является  участия прокуратуры в реализации правотворческой функции. Для  повышение эффективности деятельности прокуратуры и реализации, возложенных на нее полномочий по  укреплению законности и правопорядка  в  Российском государстве  большое значение имеет  система управления в органах прокуратуры, заключающаяся в  базирующемся на правовой регламентации многогранном, целенаправленном процессе воздействия вышестоящей прокуратуры на нижестоящие. Управленческие  функции прокуратуры осуществляются на основе нормативных актов общего и индивидуального характера, с использованием зонального и предметного принципов. Управление в системе  органов прокуратуры  основано  на взаимообусловленных   принципах субординации, координации и реординации и включает в себя такие элементы как планирование, прогнозирование, взаимодействие органов и структурных подразделений, контроль исполнения, руководство.  

Эффективность деятельности органов прокуратуры   не в малой степени обусловлена имеющимися в арсенале   прокуратуры правовыми инструментами - методами выявления нарушений (прокурорские проверки, антикоррупционная  экспертиза нормативных правовых актов) и    средствами реагирования на выявленные правонарушения (протесты, представления, предостережения).   Особую роль в обеспечении деятельности прокуратуры  играет законодательное установление ответственности за неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову.

Следует заметить, что  исключение из арсенала прокуратуры такого специфичного и действенного средства  как право  возбуждать  уголовное дело, сокращение объема полномочий по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, кардинальные изменения взаимоотношений с  судебными органами значительно снизили возможности прокуратуры в  реализации правозащитной функции и требуют серьезного переосмысления.



[1] Ломовский В. Какой власти принадлежит прокуратура? // Российская юстиция. 2001. N 9. С. 21

[2]  Долежан В.В. Проблемы компетенции прокуратуры: Автореф. дис... д-ра юрид. наук. М., 1991. С. 44.

[3] Алексеев В.Б., Колибаб К.Е. Процессуальный статус прокуратуры и судебная власть // Организация управления в органах прокуратуры: Сб. ст. М., 1998. С. 95 - 96.; Точиловский В.М. О концепции прокурорской власти // Сов. государство и право. 1990. N 9. С. 46.

[4]  См.: В.Г. Бессарабов ,  А.С. Жмакин. Органы исполнительной власти и прокуратура Российской Федерации. Дата обращения 01.02.2015

[5] П. Кулагин. Прокуратура должна стать органом президентской власти// Законность, N 1, 2001

[6] Чиркин В.Е. Контрольная власть //Государство и право. 1993. № 4

[7] Велиев И.В. Место прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации// Современное право, 2005, N 10

[8] Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398

 

Просмотров работы: 3337