АНАЛИЗ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК СУБЪЕКТОВ РЫНКА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АНАЛИЗ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК СУБЪЕКТОВ РЫНКА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Тактарова М.С. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Субъекты рынка – это физические и юридические лица, вступающие в экономические отношения товарообмена и услуг в одних случаях как потребители, в других случаях как производители [6]. Субъектами рыночной экономики являются: предприниматели; работники, продающие свой труд; конечные потребители; владельцы ссудного капитала; собственники ценных бумаг, торговцы и т.д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на четыре группы: домашние хозяйства; предприятия (фирмы), банки и государство (правительство) [33].

Субъекты малого предпринимательства, к которым относятся так же и такие учреждения как негосударственные детские дошкольные учреждения, успешно занимают определенную нишу рынка. Сегодня частные дошкольные образовательные организации становятся заметным явлением в российской системе образования и содержат в себе важную социальную значимость. Их важность и широкое представление на рынке услуг подчеркнута на Федеральном Уровне.

«…Особое внимание нужно уделить дошкольным учреждениям, в том числе поддержать создание частных учреждений подобного рода. Надо, наконец, дать людям нормально работать, повсеместно открывать надомные, малокомплектные детские сады, группы продлённого дня, а значит, предоставить родителям возможность выбора дошкольного учреждения без очередей и нервотрёпки» - из послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию на 2013 год.

«Модельная программа по созданию благоприятных условий для развития негосударственных организаций дошкольного образования и досуга в субъекте Российской Федерации» - это перечень мер, направленных на развитие негосударственного сектора дошкольного образования. Реализация программы позволит сократить очерёдности в детские сады и создать условия для конкурентной среды, способствующей повышению качества дошкольного образования [37].

На сегодняшний день государство готово поддерживать развитие данного сектора. Развитие данной отрасли решает сразу две важнейшие задачи: - развитие малого предпринимательства; - и создание организаций предоставляющих образовательные услуги детям дошкольного возраста.

Со своей стороны государство предоставляет поддержку и субсидии по различным муниципальным программам, проводит из средств бюджета финансирование социально-ориентированных проектов, таких, как НДОУ.

«Агентство по стратегическому продвижению новых проектов» при президенте России разработало «Модельную программу по поддержке негосударственного сектора дошкольного образования в различных субъектах Российской Федерации». Развитие системы автономного, негосударственного дошкольного воспитания, привлечения инвестиций в данную систему образования, экономия бюджета, развитие частного партнёрства с государственной основой – это целый ряд задач, поставленных в данной модели. Можно сказать, что развитие данного сектора рынка услуг , является для государства приоритетным и имеет федеральное значение.

Вследствие этого, негосударственные дошкольные образовательные учреждения различных типов за последнее несколько лет, несомненно, утвердили свои позиции, как субъекты ранка образовательных услуг.

Демографическое положение в стране, приоритетные направления дошкольного образования, использование новейших методик, широкий спектр предоставляемых услуг и многое другое, делает данные организации более чем привлекательными для потребителей.

Рассмотрим внутренние различия в функционировании НДОУ. Большинство негосударственных дошкольных детских клубов и центров раннего развития организовывают свою работу по одной из четырех моделей.

  1. Первую модель «Развивающий комплекс» большинство российских клубов работают именно по такой системе. Ребенка приводят на занятия 2-3 раза в неделю на 1-3 часа, в это время включено изучение целого ряда дисциплин. Количество и наименование предметов зависит от возраста ребенка. Стандартный набор для детей 3-4 лет состоит из:

  • Развития речи

  • Основ математики

  • Рисованию

  • Английскому языку

  • Музыке

  • Танцам (ритмопластике)

В комплекс могут быть дополнительно добавлены такие предметы, как :

  • Окружающий мир

  • Психология

  • Сенсорика

  • Этикет

  • Гимнастика (или физ.культура)

  • Уроки музыкального театра

Несомненный плюс данной модели состоит в том, что родители оплачивают 1 занятие, за которое ребенок получает информацию и приобретает навыки сразу в нескольких образовательных направлениях: и в чтении, и в счёте, и различного вида творчествах и т.д. Минус для работодателя и руководителя развивающего центра состоит в том, что на каждый предмет или пару предметов обычно требуется один педагог и специально оборудованный класс для каждого вида занятий. По времени на одну дисциплину обычно отводится 15-30 минут, в зависимости от возраста ребенка. Если вы желаете углубленного изучения вашим чадом какого-либо предмета, за такой короткий срок и в группе детей, это вряд ли представиться возможным.

  1. Вторую модель можно сопоставить с «Дворцом творчества». Это означает, что учреждение предлагает определенный набор разнообразных курсов, которые проводятся по утвержденному расписанию. В реестр услуг центра такой модели обычно включено проведения занятий по таким предметам, как : рисование, танец ( спортивный, бальный), гимнастика, музыка (вокал, фортепиано, реже какие-либо другие инструменты), шахматы, театральный кружок, иностранные языки и т.д. Клиент приходит в детский клуб и выбирает для себя и своего ребенка ту дисциплину, которой хотели бы посвятить занятия, в связи с личными предпочтениями. Это и является большим плюсом данной модели, так как каждый родитель считает приоритетным какое-то своё направление, и каждый ребенок имеет от природы свои исключительные склонности и способности к какой-либо сфере творчества. Минус данной модели в том, что каждый взятый курс клиенту необходимо оплачивать отдельно, что дороже или наравне с посещением комплексных занятий. Кроме того, если у детей и их родителей все же возникает желание посещать сразу несколько направлений, осуществить на практике это часто не просто, так как занятия проводимые в разных кабинетах могут совпадать по времени или накладываться друг на друга.

  2. Так же существует так называемая «Смешанная» модель частного дошкольного учреждения, в которой представлены в синтезе обе представленные выше модели. Позволить себе подобную систему может только учреждение с просторным помещением, и широкими возможностями по предоставлению материалов и обустроенного учебного пространства. Конечно, если проблем с помещением нет, данная модель является наиболее удобной для родителей, они оставляют за собой право выбора образовательного направления и выгодной в материальном отношении для руководителя.

  3. Исключительно развлекательная деятельность. Детский центр сосредотачивает свою работу на проведении праздников, мероприятий для всей семьи. Наличие постоянного персонала, состоящего из воспитателей и аниматоров. Специально оборудованное помещение для игровой деятельности.

Конкуренция среди негосударственных дошкольных учреждений обычно высока. Если принимать во внимание положение данных субъектов образовательных услуг в городах смиллионным населением, можно смело сказать что в каждом районе города будут находиться сразу несколько детских клубов, различной направленности.

Исходя из наблюдения и анализа за развитием и функционированием данной сферы рынка образовательных услуг, можно сделать вывод, что конкуренция среди подобных учреждений чрезвычайно высока. Поэтому сегодня каждый руководитель дошкольного учреждения старается выделиться из общей массы, стремиться подчеркнуть свою индивидуальность, найдя и подчеркивая «изюминку» в организации образовательно-развлекательного процесса, приятно удивляя потребителей.

Сейчас негосударственные дошкольные центры и клубы России находятся в такой точке своего развития, когда для успешного существования и конкурентоспособности необходимо не только опираться на проверенные годами методики, отталкиваясь от общепринятых правил и схем организации трудовой деятельности, а реализовывать новаторские идеи, разрабатывать инновационные программы, и т.д.

Воплощается это желание в виде наметившейся тенденции квсё большему появлению различных «подвидов» клубных учреждений:

  • Эко-клуб – это учреждение, где в обустройстве и дизайне организации используются только природные, экологически чистые материалы;

  • Детские фитнес-клубы – это специально оборудованные помещения центров по проведению занятий, направленных на физическое развитие и оздоровление детей.

  • Клубы и центры «Мягкой школы» – это специально обустроенные помещения, где проводятся занятия для всей семьи, цель которых, помочь найти или улучшить контакт родителей с детьми, а так же приобрести определенные физическое навыки и улучшить психологическое оздоровление посетителей.

  • Клуб-студия для дошкольников «узко профильной» направленности - это учреждение, где представлен один вид творческой деятельности, например, только музыка, или только живопись и т.д.

Осознавая эту современную тенденцию развития частных дошкольных организаций, многие подобные учреждения выбирают стратегию роста, стабилизации и защиты, чтобы более укрепиться на рынке и охватить более широкую аудиторию.

Рассмотрим с этой точки зрения опыт продвижения негосударственных образовательных учреждений на рынке города Санкт-Петербурга.

Санкт-Петербург – это Северная столица нашей необъятной родины, город федерального значения Российской Федерации и административный центр Северо-Западного федерального округа и Ленинградской области; расположенный на побережье Финского залива, в устье реки Невы. Население Санкт-Петербурга на 2014 год составляло 5 131 924 [40].

Санкт-Петербург – важный экономический, научный и культурный центр России. Исторический центр города и связанные с ним комплексы памятников входят в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Кроме того Санкт-Петербург - это крупный транспортный узел. Город обладает более чем развитой инфраструктурой.

В сфере дошкольного автономного образования в городе Санкт-Петербурге предоставляется широкий спектр различных учреждений самых разнообразных направленностей. По данным информационного сайта города на сегодняшний день насчитывается 74 центра раннего развития, 72 частных детских сада, предоставляющих образовательные услуги комплексного развития. [36]Стоит отметить, что государственных детских садов в городе насчитывается 1218 и в целом можно сказать, что больших проблем с очередями и записью в детский сад у населения Санкт-Петербурга нет. Несмотря на это, потребителей услуг частных образовательных учреждений для дошкольников немало.

Сфера частного предпринимательства в секторе негосударственных автономных дошкольных учреждений является по своему характеру достаточно сложной, так как с одной стороны представляет собой предпринимательство и направлена получение прибыли, а с другой стороны – ориентируется, на реализацию социальных функций. Поэтому в структуре администрации города Санкт-Петербурга в соответствии с Уставом города выделены специальные подразделения, т.е. определенная сфера ответственности, которая включает в себя регулирование вопросов организации системы и контроля функционирования частных образовательных дошкольных учреждений. Так, например, Управление по социальным вопросам имеет отдел по работе с детьми и молодежью.

Управление действует на основании Устава муниципального образования города и специального Положения «Об управлении по социальным вопросам Администрации муниципального образования города Санкт-Петербурга». В соответствии с поставленными целями, Управление в рамках деятельности Отдела по работе с детьми и молодежью осуществляет целый спектр функции.

Задачи отдела:

  • обеспечение прав и защиты интересов детей и молодёжи на территории города;

  • создание условий для непосредственного участия граждан и организаций в формировании и реализации молодежной и детской политики - программ, проектов, инициатив, касающихся детского развития;

  • содействие гражданскому, социальному, культурному , духовному , физическому и интеллектуальному развитию подрастающего поколения;

  • помощь и поддержка детских и молодежных общественных объединений, реализующих полезные инновационные социальные программы;

  • осуществление контроля , координации и методического руководства деятельности различных образовательных и развлекательных учреждений;

  • помощь в организации различных детских мероприятий на территории города;

Развитие предпринимательства в системе образовательных учреждений является одним из направлений в работе Управления экономического развития Администрации города. В своей структуре Управление имеет специальное подразделение - «Отдел развития предпринимательства». В обязанности отдела входит проведение единой муниципальной политики по поддержке и развитию предпринимательства в городе, контроль и внимание данного отдела распространяются и на частные образовательные дошкольные учреждения.

Деятельность администрации направлена на создание доступной образовательной среды и «охвату детей дошкольников образованием».

В Санкт-Петербурге, как и во многих других субъектах Российской Федерации степень удовлетворения потребности населения в услугах дошкольных учреждений показывает, что в данном секторе административная работа еще долго будет востребована. За последние несколько лет в городе значительно увеличилось число негосударственных образовательных учреждений. Основными документами, задающими целевые ориентиры государственной образовательной политики, является Концепция модернизации российского образования и Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации

Развитие сектора частных детских садов, детских клубов и центров на сегодняшний день - необходимость, ведущая к формированию конкурентной среды, что в свою очередь будет являться стимулом для дальнейшего развития этой сферы.

Следует обратить внимание, что намечается тенденция конкурирования между частными и государственными дошкольными учреждениями. Но из-за отсутствия финансирования и общегосударственной программы поддержки данного вида предпринимательства, дорогой аренды и многих других причин, частные образовательные учреждения во многом являются более трудоёмким и «тяжелоподъёмным» проектом.

Сложность и шаткость позиции негосударственных образовательных организаций состоит в том, что они конкурируют как между собой, так и с государственными учреждениями. Поэтому в данном секторе рынка особенно важна грамотная стратегия развития, внимательное отношение к управлению всей организацией.

Рассмотрим примеры продвижения негосударственных дошкольных учреждений на примере нескольких наиболее успешных и заметных детских организаций в городе Санкт-Петербург.Большой сектор данной отрасли рынка образовательных услуг занимают учреждения, работающие по франшизе московских детских клубов. Например, сеть развивающих клубов «Сёма». По своей модели – это стандартный вид детского дошкольного развивающего центра. В России филиалов этого московской компании насчитывается около 300. По рейтингу интернет-журнала «Бигбосс» клуб «Сёма» входит в сотню лучших франшиз – организаций России 2014 года, открывающих свои филиалы по всей стране практически каждый месяц. В Северной столице этих клубов пять, в разных районах города. Все они работают по единой образовательной системе, которая контролируется и руководством из Москвы. Клуб «Сёма» предоставляя весь спектр услуг учреждения подобного рода: мини-детский сад, комплексные и индивидуальные занятия, проведение праздников и мероприятий.

У клуба есть строго определенно выраженные миссия, цель и задачи. Изложены они в «Философии компании» - ознакомиться с ней можно, как и в каждом отделении клуба, так и на сайте организации.[45]

Слоган клуба - «Мы раскроем гения в каждом ребенке», даёт созидательный посыл всем родителям – потенциальным и настоящим клиентам клуба.

Компания «Сёма» регулярно проводит различные акции, дарит подарки, бонусные карты и предоставляет скидки для новых клиентов, как внутри каждого клуба, так и на общегородском уровне.

Ребята, обучающиеся в этом клубе, регулярно принимают участие в различных творческих конкурсах и фестивалях городского и регионального уровня. Эти участия и победы в музыкальных и художественных мероприятиях помогают в формировании положительного образа и являются прекрасной, если не самой лучшей, рекламой.Руководство компании тщательно следит за подбором и работой педагогов и администраторов клубов. Для преподавателей организуются курсы переквалификации и курсы по обмену опытом. Так же компания детских центров «Сёма» предоставляет бесплатные курсы и он-лайн консультации для клиентов, желающих открыть филиал клуба в своём городе.

В 2013 году первый центр «Сёма» был открыт и в г. Ростове – на – Дону.

Эта компания постоянно растёт, не стоит на месте и динамично развивается.

Рассмотрим следующий пример успешной деятельности негосударственного учреждения в сфере образования и развлечения – город развлечения и профессий «Кидбург».

«Кидбург» - город профессий – это масштабный проект, где с зоной охвата является не только город, но и близлежащие населенные пункты. Данная организация по своему расположению сразу ориентирована на реализацию целевого трафика и пространства крупных торговых центров городов с миллионным населением. В Санкт-Петербурге площадь детского центра составляет 2800кв.м. Всего в России два «Города профессий» в Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону.

В нашем родном городе этот проект так же работает по франшизе и по сравнению с петербургским, гораздо более скромен по площади и техническому оснащению.

Проект «Кидбург» - интерактивный мир взрослых для детей. В этом волшебном городе есть школа, больница, банк, почта, ферма, теле-радио студия, салон красоты, автошкола, аэропорт, пекарня и многое другое. Ребенок, приходящий в «Кидбург» в игровой форме знакомиться с разными профессиями, примеряет их на себя, трудиться, зарабатывая «кидбург-деньги» и может их тратить в городе. Здесь дети могут освоить разные профессии: доктора, пекаря, пилота, автослесаря, почтальона и т.д. Так же в течение дня в жизни волшебного детского города случаются разные события: мероприятия и праздники для всех жителей и маленьких «работников».

Возрастной ценз для детей – от 4 до 13 лет.У руководителей проекта «Кидбург» - не первое детище. До него были осуществлены такие образовательно-развлекательные проекты, как «Сказкин дом» - особенный театр, где можно и смотреть спектакли и самому принять в них участие; и «Лабиринтум» - развлекательнаяквест-игра для детей. В Санкт-Петербурге они работают с 2008 года.У проекта «Кидбург», так же имеется чётко сформулированная миссия [46]Кратко её можно выразить так – проект « Кидбург» призван научить детей работать в команде, быть ответственными, самостоятельными, коммуникабельными, посредством знакомства и освоением с целого рядя профессий.

Компания «Кидбург» постоянно работает над поиском партнёров, но из-за неимоверно дорого начального вложения филиалов по стране пока мало. Известно, что Москве подобный проект реализовать не получилось. Сейчас компания, заняв достойное место в городах Санкт-Петербург и Ростов-на-Дону стремиться продвинуться дальше в регионы России, для этого организация ведет активную рекламную компанию по привлечению инвестиций и партнеров.

Такой грандиозный и масштабный проект не может быть не замеченным, тем более, что успешная реализация по франшизе представлена в Ростове-на-Дону, поэтому, я думаю, в скором времени филиалы компании займут достойное место в торговых центрах регионов России.

Список литературы:

  1. Айдашева Г. «Дошкольная педагогика», изд. Феникс , 2004.

  2. Бабков А. «Технология работы со спонсорами» // Музыкальное и театральное продюсирование: Российский и зарубежный опыт. Сб. статей. М., 2008.

  3. Белоблоцкий Н. «Маркетинг музыкальных фестивалей» // Фестивальный менеджмент: Российский и зарубежный опыт: Сб. статей. М., 2007.

  4. Буданцев Ю. «Системный подход и массовая коммуникация», М.: 1979

  5. Варбанова Л. «Стратегическое планирование для обучающихся организаций сферы культуры», 2012 год.

  6. Винниченко И.И., Даций Н.В., Корецкая С.О. Микроэкономика: Уч. Пособие. – Киев: Центр учебной литературы, 2005 – 296с.]

  7. Грюнелиус Э. М. «Вальдорфский детский сад: воспитание детей младшего возраста», пер. с нем. Е. Протасовой и Н. Егоровой, М., 1993.

  8. Ивантер З. « Детский клуб. Как открыть и сделать прибыльным»

  9. Крылова А.В. Карьерный рост глазами начинающего музыканта-профессионала В сборнике: Музыкант-исполнитель в пространстве мировой культуры: творчество, образование, управление карьерой. Ростов-на-Дону, 2011, С. 252-262.

  10. Крылова А.В. Реклама художественных событий Проблемы музыкальной науки. 2011. №2. С. 81-86.

  11. Крылова А.В. Звук в рекламе Программа-конспект для теоретико-композиторских факультетов музыкальных вузов/Ростов-на-Дону,2003.

  12. Крылова А. Вокальный цикл Вопросы теории и истории жанра/ Москва, 1988.

  13. Котлер Ф. «Основы маркетинга» СПб.: «Питер», 2000.

  14. Локоткова Ж. «Продавцы праздников» // Секрет фирмы. 2004. 1–8 ноября.

  15. М.А. Васильева «Программа воспитания и обучения в детском саду», М., 1985.

  16. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учеб./ Под ред. проф. В. Алексунина. М.: Книготорговый центр «Маркетинг», 2001.

  17. Меньшиков А. «Разработка маркетинговой стратегии фестивального проекта» // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2004. № 1.

  18. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1997.

  19. Моисеева Н., Рюмин М., Слушаенко М.В., «Брендинг в управлении маркетинговой активностью» М.: «Омега-Л», 2003 год.

  20. Морозова Н., Морозов М., «Реклама в социально-культурном сервисе и туризме» М.: «Академия», 2003

  21. Одинцов А. «Менеджмент организации. Введение в специальность». М., 2004.

  22. Панкрухин А. «Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании». М., 1995.

  23. Переверзев М., Косцов Т. «Менеджмент в сфере культуры и искусства»: Учебное пособие. М., 2007.

  24. Плеханов А. «Педагогическая система и практика Марии Монтессори»//Дошкольное воспитание. 1989

  25. Плеханов А. «Я. Коменский: материнская школа» // Дошкольное воспитание. 1992.

  26. Рудаков И. «Основы управления педагогическими системами». Ростов н/Д, 2005.

  27. Сороков Д.Г. «Основы психологии развития». М., изд. МГАЛП, 1997.

  28. Стеркина Р., Князева О., Маханева М. «Организационно-методические основы развития новых форм дошкольного образовани» // Дошкольное воспитание. 2002.

  29. Тимофеева С. « Детский клуб. С чего начать, как преуспеть».

  30. Тимофеева С. «Прибыльный детский клуб».

  31. Фатхутдинов Р. «Стратегическая конкурентоспособность» учебник для вузов, 2-е изд. М.: Экспо, 2005.

  32. Федотова А. Дипломная работа «Становление и развитие дошкольного образования в России», Новосибирск, 2012г. Новосибирский государственный педагогический университет.

  33. Штайнер Р. «Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки»// Дошкольное воспитание, М., 1994

  34. Электронный ресурс: http://newinspire.ru/lektsii-po-mikroekonomike/subekti-rinka-314

  35. Электронный ресурс: http://ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/11/11702/index.php

  36. Электронный ресурс: http://tvoyklub.ru/

  37. Электронный ресурс: http://uchim78.ru/

  38. Электронный ресурс: http://www.asi.ru/

  39. Электронный ресурс: http://www.bibliofond.ru/

  40. Электронный ресурс: http://городской-суд.рф/zakon/rebenok/sanpin_detski_sad

  41. Электронный ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/

  42. Электронный ресурс: www.dissecat.com/content/pedagogika

  43. Электронный ресурс: www.domodedovo-kids.ru/article

  44. Электронный ресурс: www.rostov.gks.ru

  45. Электронный ресурс: www.spbditi.org/id364

  46. Электронный ресурс: www.semaclub.ru

  47. Электронный ресурс: 46.www.ukidburg.ru

Просмотров работы: 3501