Многие из педагогических новшеств ценностно переориентируют школу и учителя, переносят акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребенка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения. В этих условиях большую актуальность приобретают проведение планомерной, систематической внеурочной и внеклассной работы в общеобразовательных учреждениях.
Новые акценты в деятельности образовательных учреждений предполагают «выход» за рамки классно-урочной системы, возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого. ФГОС обращает внимание педагогов на значимость организации образовательной деятельности школьников за рамками уроков, важность занятий по интересам, их соответствие образовательным потребностям и возможностям учащихся.[3,с.11]
Термин «внеурочная деятельность», который употребляется для обозначения определенного спектра жизнедеятельности образовательного учреждения, не является абсолютно новым в педагогической теории и практике. Для образовательного учреждения внеурочная деятельность всегда была неотъемлемой частью выполняемых им функций.
Вместе с тем научный смысл и содержание этого понятия в разные эпохи менялись в зависимости от приоритетов, мировоззренческих установок организаторов системы образования, которые в свою очередь формировались под влиянием идеологических и культурных потребностей общества. Изначально в теории и практике отечественного образования доминировали термины «внеурочная, внеклассная, внеучебная работа», которые трактовались в энциклопедических и справочных изданиях как составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся.[5,с.33]
В педагогических словарях и энциклопедиях, в исследованиях ученых-педагогов 1920–1970-х годов чаще всего встречался термин «внеклассная работа» - это организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков развития индивидуальных способностей.
В Российской педагогической энциклопедии (1993г.), внеклассная работа вообще не рассматривается, но раскрывается понятие «внеурочная работа».
Ряд российских исследователей (И.Я. Лернер, Л.М. Румянцев и др.) придерживались термина «внеклассная деятельность» и рассматривали её как неотъемлемую составную часть единого целостного педагогического процесса, который представляет собой относительно закрытую воспитательную систему, основанную на единой целенаправленной, длительно действующей программе организации и развития школьного коллектива. Различные аспекты внеурочной деятельности рассматриваются в работах Н.П. Аникеевой, Н.И. Болдырева, Л.Ю. Гордина, А.С. Макаренко, Л.А. Сухомлинского, Г.И. Щукиной и других.[1,с.15]
В связи с этим в модели главного документа школы – основной образовательной программы (ООП) особое внимание уделяется организации внеурочной деятельности как полноправной части учебно-воспитательного процесса. Новые ФГОС «отдают» внеурочной деятельности в начальной в начальной школе 20%, в средней – 30%, в старшей – до 40% учебного плана. Кроме того, внеурочная деятельность меняет свои ориентиры: нужны новые формы и новое содержание.
В материалах ФГОС понятие «внеурочная деятельность», рассматривается как неотъемлемая частью образовательного процесса, и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. При реализации своих задач, она одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения.
В материалах сопровождения ФГОС (в частности в Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения) отмечается, что внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Известны такие формы, как экскурсия, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.[2,с.77]
В современной школе очень важно заинтересовать учебным предметом учащихся, повысить мотивацию к обучению, достичь этого можно только лишь через продуманную систему внеурочной деятельности по праву, вот почему внеклассная работа была важным звеном учебно-воспитательного процесса и остается актуальной в наше время.
При организации и проведении внеклассного, внеурочного мероприятия от учителя требуется тонкое и умелое наблюдение и изучение интересов учащихся, учёт их возрастных и психологических особенностей, их интересов.
Внеурочную работу по праву можно определить как систему неоднородных по смыслу, назначением и методикой проведения учебно-воспитательных мероприятий, которые выходят за пределы обязательных учебных программ.
Внеурочная работа по праву решает такие задачи как:
усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретённых на уроках права;
расширение мировоззрения учеников;
развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов;
воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны.
Следует обратить внимание на то, что в процессе организации внеурочной работы по праву необходимо учитывать и психологические особенности личности и психологические особенности коллектива. Это и уровень его развития, степень организационного, психологического, интеллектуального и эмоционального единства, а также направленность деятельности коллектива на отношения между его членами, эмоциональное состояние класса во время выполнения задач по внеклассной работе.
Знание психологических особенностей учеников – необходимая предпосылка успешного выбора соответствующих форм внеурочной работы, определение содержания этих форм, организации и проведение внеклассного мероприятия по праву. [4,с.6]
Внеурочная работа по праву имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания юриспруденции, но и способствует расширению культурологического кругозора учащихся, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению правовых дисциплин.
Внеурочная деятельность и различные внеклассные мероприятия по праву могут обеспечить единство и взаимосвязь морального, эстетичного, трудового и физического воспитания. Оно должно воспитывать искреннего гражданина, который с почтением относится к своей стране и уважает её законы.
Список литературы:
Демакова И.Д. Перспективы развития внеурочной деятельности в контексте построения новой модели образования // Методист. - 2008. - № 7. С. 14 - 19.
Корнеева Т. Как решить проблему организации внеурочной деятельности в школе? // Вестник образования. - 2010. - № 15. - С. 71 - 79.
Семенков Д.И. Организация внеурочной деятельности в условиях личностно ориентированной школы// Английский язык. Всё для учителя. - 2012. - № 5. - С. 10 - 13.
Чернова Т. А. Внеурочная деятельность как средство реализации задач нового ФГОС // Русский язык и литература. Всё для учителя. - 2013. - № 9. - С. 2 - 7.
Шпагина О.Н. Программа организации внеурочной деятельности учащихся // Всё для администратора школы. - 2012. - № 4. - С. 30 - 37.
5