СПЕЦИФИКА ПРОДВИЖЕНИЯ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ДЖАЗОВОЙ МУЗЫКИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СПЕЦИФИКА ПРОДВИЖЕНИЯ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ДЖАЗОВОЙ МУЗЫКИ

Опанащук Д.В. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблемы продвижения музыкальных проектов изучены в исследованиях зарубежных и отечественных ученых1: А. В. Крыловой, Е. Л. Шековой, Г. Л. Тульчинского, В. А. Бабкова, Т. Лэтроп и Д. Петтигрю и др.

А. В. Крылова отмечает: «слово „проект” происходит от латинского projectusu, что означает „брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед”. В соответствии с историей происхождения этого слова, проект – „это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определенного результата или цели, на создание уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а так же требованиям к качеству и доступному уровню риска”» 2

В исследовании Лэтропа и Петтигрю «Проблемы продвижения музыкальных проектов» представлена комплексная программа, инструменты и технологии продвижения проектов. Авторы отмечают управленческий профессионализм менеджера как важную составляющую программы продвижения. Пакет инструментов продвижения включает:

  • список СМИ (составление своей базы данных с адресами и контактами газет, журналов, радио- и телепрограмм, который необходимо постоянно обновлять);

  • пресс – пакет (оптимизирует большой объем информации для рассылки почтой);

  • суперобложку (которая отвечает за образ продукта при первом его представлении.Суперобложка несет в основе своей несколько функций таких так престижность продукта и папки для остальных элементов пакета.);

  • письмо (обращение к определенному адресату с целью ознакомить его с музыкальными новинками);

  • перечень фактов (содержит в себе список главных характеристик продукта вынесенных на одной странице);

  • резюме-биографию (основной документ пресс-пакета);

  • фотографию (одна из важных частей пресс-пакета. Фотография должна полностью отражать стиль и имидж музыканта, группы, продукта);

  • пресс-релиз (лаконично составленная форма о каком либо событии связанном с представлением вашего продукта для СМИ. Авторами выделяется множество подходов для популяризации продукта через СМИ, тактик и технологий паблисити: «Узнать как можно больше о продукте и аудитории; выбрать подходящий канал передачи информации; представлять информацию своевременно; думать как редактор; начать с тех, кого знаете; поддерживать непрерывную связь со СМИ; работать в паре с редактором; установить позитивные отношения с представителями СМИ; идти в ногу со СМИ»3.

Лэтроп и Петтигрю отмечают в конце исследования: «Успешные архитекторы промоушн - кампаний часто игнорируют стандартные подходы, пытаясь найти новаторские пути для получения доступа к новым аудиториям…»4 .

Продвижение джазовых проектов имеет свою специфику. Проблемы продвижения джаза изучались в исследованиях К. Мошкова «Индустрия джаза в Америке. XXI век» и А. Голоденко «Сектор джазовой музыки на российском рынке концертных услуг к началу второго десятилетия XXI века».

По мнению А. Голоденко Русский джаз – «это самостоятельное постоянно развивающееся… яркое художественное явление»5. В начале XXI в. наблюдается его быстрая эволюция, связанная с развитием компьютерных технологий. Но, несмотря на эволюционное развитие, наблюдается общее снижение посещаемости концертов в организациях культуры и искусства В результате этого растут долги и все сложнее поддерживать высокое качество музыкального продукта.

Ниже мы рассмотрим несколько важнейших причин.

  1. Низкий уровень культуры (снижение и потеря качества культурного образования в стране);

  2. Отсутствие высококвалифицированных продюсеров, менеджеров;

  3. Стремительно растущая стоимость концертов, при наименьших доходах слушателя;

  4. Снижение моды на джаз из - за выбора слушателем менее интеллектуальной формы музыки.

Далее приведем результаты исследования, направленного на изучение целевой аудитории джазовой музыки в г. Ростове-на-Дону. Данное исследование позволит понять, насколько значим джаз на рынке развлекательных услуг.

Исследование целевой аудитории проводилось в городе Ростов – на – Дону в рамках моего сотрудничества с отделом культуры и искусства Департамента социального развития, в форме анкетирования в 2014 год.

Мною была принята следующая форма анкеты (образец содержится в исследовании А. Голоденко):

Анкета

Ваш пол?

Мужчина

Женщина

Сколько вам лет?

16-19

20-24

25-34

35-44

45-54

55-64

65 лет и более

Где вы проводите свободное время из нижеперечисленных культурных заведений (бывали за полгода, %)

В кинотеатре

В театре

В музее, галерее

На концерте джазовой музыки или классической музыки

В ночном клубе, на дискотеке

Какой жанр музыки вы предпочитаете?

Поп музыка

Рэп музыка

Рок музыка

Шансон

Джаз музыка

Классическая музыка

Материальное положение в семье

Низкое

Ниже среднего

Выше среднего

Высокое

Ваша занятость

Работающий

Учащийся

Неработающий среднего возраста

Пенсионер

Ваше образование

Ниже среднего

Среднее

Высшее

Таблица 1 «Динамика зрительских предпочтений разного рода развлечений и возрастная группа целевой аудитории за 2014 год»

 

Проведение свободного времени (%)

Весь город

16-19 лет

20-24 лет

25-34 лет

35-44 лет

45-54 лет

55-64 лет

65 лет и более

В кинотеатре

35

45

40

30

28

35

33

2

В театре

25

10

10

15

25

25

24

20

В музее, галерее

15

20

20

25

25

22

23

20

В ночном клубе или на дискотеке

10

10

15

12

10

8

5

30

На концерте джазовой или классической музыке

15

15

15

18

12

10

15

28

Таблица №2 «Музыкальные предпочтения слушателя (%)»

Проанализировав данные в таблицах, видно, что посещение джазовой музыки совсем не велико. Так же таблица показывает, что возрастная группа слушателя джазовой музыки – это молодежь до 35 лет и люди пенсионного возраста. По второй таблице можно заметить, что музыкальные предпочтения аудитории очень разнообразны и что люди пожилого возраста предпочитают спокойную («душевную») музыку.

Чтобы понять с чем связана возрастная динамика интереса к джазовой музыки, необходимо обратить внимание на целевую аудиторию и спектр потребительских групп. Следует так же учесть жанрово - стилевую многоплановость джаза. Рассмотрим квалификацию джазовой музыки, приведенную в исследовании А. Голоденко.

  • «Академический джаз» – музыка филармоний и больших оркестров.

  • «Ресторанный джаз» – джазовая музыка, которая исполняется профессиональными и полупрофессиональными музыкантами в ресторанах.

  • «Джаз арт-кафе» – экстравагантное сообщество ценителей джазовой музыки или другого искусства с полной свободой самовыражения и творческого эксперимента.

  • «Джаз как музыка профессиональных джазовых фестивалей». Любой фестиваль привлекает внимание публики.

  • «Джаз-клуб» – место проведения джазовых концертов с профессиональными музыкантами»6.

По обзору, сделанному А. Голоденко, можно отметить, что «… происходит расширение возрастных границ аудитории джазовой музыки (в связи с расширением стилевых границ и площадок предоставления джазовой музыки потребителю). Вследствие этого наблюдается постепенное увеличение посещаемости джазовых мероприятий…. Наличие столь разнопланового спроса… определяет предложение, которое в перспективе и будет регулировать деятельность региональных центров развития джаза в России»7.

Продвижение проектов джазовых филармонических оркестров связано с управленческой работой системы учреждений культуры. В современной России крупнейшими центрами оркестрового джаза являются: Филармония джазовой музыки Д. Голощекина (г. С- Пб), Центральный военный оркестр Министерства обороны Российской Федерации, Московский Государственный камерный оркестр джазовой музыки Олега Лундстрема, Новосибирская государственная филармония и Биг-бенд им. В. Толкачева и др., Ростовская филармония и оркестр им. К. Назаретова (подробнее см. Таблица 1).

За последний год филармоническими учреждениями культуры было организовано более 700 концертов и фестивалей. В Ростовской областной филармонии так же проходят разноплановые мероприятия, проводимые с участием оркестра им. Кима Назаретова. Коллектив ведет концертную работу в Ростове-на-Дону и Ростовской области (г. Новочеркасс, Шахты, Цимлянск, Белая Калитва, Таганрог, Семикоракорск, ст. Вешенская и т.д.), а так же за ее пределами (г. Ейск, Туапсе, Анапа, Новороссийск, Ставрополь, Курск, Донецк, Хорьков и т.д.). Его характерной особенностью является популярно-музыкальное направление – эстрадно-джазовая музыка, которая не оставляет равнодушным ни одного меломана.

Ежегодно проходят фестивали с приглашением известных российских и зарубежных джазменов (Ирины Родилес (вокал); Аркадия Шилклопера (валторна), Игоря Бутмана (саксофон), Давида Голощекина (туба, скрипка, саксофон, вибрафон), Джейми Девиса (вокал), концерты, посвященные тематическим праздникам (8 марта, 23 февраля, Новый год), творчеству известных оркестров (Гленна Миллера, Бенни Гудмана, КаунтаБейси, ДюкаЭллингтона), латино-американской музыке, произведениям советских и современных российских композиторов. Проходят благотворительные концерты в помощь детям (Ростовский научно – исследовательский онкологический институт). Так как оркестр является частью государственной филармонии, то его финансирование осуществляется из бюджета области. Основная работа направлена на достижение культурных, образовательных, благотворительных и иных общественно- полезных целей.

Целевая аудитория джаза намного больше той аудитории, которая реально может прийти на концерт живого джаза. В то же время появление на концертах известного исполнителя активизирует потенциал целевой аудитории и вызывает интерес у слушателей джаза. Практика проведения таких концертов в других городах показывает высокий уровень посещаемости таких мероприятий.

Однако, обратимся к зарубежному опыту и рассмотрим историюпродвижениябиг-бенд проектов в США. Следует сразу оговорить, что в Америке различают коммерческие и некоммерческие джазовые проекты. В данном исследовании рассматриваются некоммерческий проект государственного учреждения, направленный на формирование и поддержания интересов джазовой музыки на периферии, поэтому продвижение джазовых проектов будет рассмотрено именно в некоммерческой сфере .Эти проблемы рассматриваются в исследованиях И. Бутмана Дж. Джеффри, К. Мошкова, М. Тимошина, и др.

В Америке наряду с развитием коммерческого джаза существовали государственные оркестры к примеру оркестр военно-воздушных сил США Гленна Миллера.

Некоммерческая сфера рассматривается в работе Шековой «Государственные источники финансирования в некоммерческих организациях», где автор пишет, что « Некоммерческая сфера…объединяет организации, которые не рассматривают в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. Их работа направлена на достижение культурных, образовательных, научных, благотворительных и иных общественно- полезных целей»8.

В течении нескольких десятков лет они составляют около 70% всех финансовых поступлений некоммерческой сферы.

Финансирование в американской некоммерческой сфере

«Увеличения благотворительных взносов населения и снижения темпов роста благотворительных вкладов коммерческого сектора»9. С появлением термина «корпоративные социальные инвестиции»10, коммерческие организации стали отчислять средства на общественно-полезные цели. С их мнения корпоративные социальные инвестиции получают образец спонсорских средств.

«Спонсоры, согласно материалам Американского Коммерческого Комитета Поддержки Искусств, рассматривают корпоративные социальные инвестиции как составляющие программы связей с общественностью, направленной на расширение внешних контактов и создание благоприятного имиджа фирмы. Кроме того, спонсорство выступает как недорогое средство рекламы и доступа к престижным развлекательным программам»11.

Выгоды спонсоров

Прямые Косвенные

( Получение рекламы, доступ (Завоевание лояльного

к современным источникам отношения властей и

информации и т.д) известных политических

деятелей)

Благотворительные фонды (США отличаются постоянным ростом числа благотворительных фондов и их активов.)

Членские взносы.

Два вида членских взносов

Индивидуальное Корпоративное

(для физических лиц) (для юридических лиц)

Сроки членских взносов

Годовое Срочное Бессрочное членство

(5, 10,15,20лет)

Разные группы членства предоставляют разнообразные преимущества инвесторам. Первоначально, члены имеют право на бесплатное или льготное получение помощи некоммерческих организаций. Одновременно, участники общества непрерывно получают известия из жизни некоммерческой организации через присылаемые журналы, извещения, приглашения, а также получают скидки на ее печатную и сувенирную продукцию.

Вдобавок, привилегированные участники и попечители принимают естественное участие в правлении некоммерческой организацией. Участники получают право голоса на заседаниях высшего органа управления некоммерческой организации.

Из чего следует, что известность системы членства можно истолковать так, что она является индивидуальной формой участия в деятельности некоммерческих организаций и предполагает огромное число преимуществ для инвесторов.

Заемные средства.

В роли заемных источников финансирования выступают кредиты банков, финансовых институтов, коммерческие кредиты, факторинг,лизинг и др.

Значимое место в этой системе берут муниципальные облигации, называемые мунисами (munis).

Виды мунисов

Краткосрочные Долгосрочные

(Используются для преодоления (Финансирование инвестицион-

временных денежных затруднений ных проектов некоммерческих

некоммерческих организаций) предприятий)

Типы мунисов

Муницип. облигации Налоговые облигации Муницип. доходные обл.

(Обеспеченные (Выплаты отдельных (Основная сумма и

безусловной или местных органов проценты выплпчи-

гарантией республи- власти) ваются из доходов от

канских налогов) финансируемых сих

помощью проектов)

Муниципальные облигации (источник заемного финансирования) в нашей стране еще не получили достойного распространения, в отличие от за рубежа.

Тем не менее в планах данного источника финансирования, без сомнений, получит хорошую известность в России, нежели на западе.

Резервные взносы.

Имеют некий вид привлечения средств физическими и юридическими лицами в некоммерческую организацию. Резервные взносы размещаются на счетах различных банков и инвестиционных институтов, с намерением получить стабильный процент.

Важным качеством резервных взносов является запрещение на использование самой суммы взноса на финансирование расходов некоммерческой организации. Некоммерческая организация имеет право распоряжаться только накопленными процентами с этой суммы, при этом сам взнос никогда не возвращается вкладчику.

Историю продвижения джазовых проектов в США хотелось описать по исследованию «Индустрия джаза в Америке» русского журналиста К. Мошкова, для которого эта книга стала результатом множества поездок в Соединенные Штаты, совершенных с 1998 – 2007 год. Он тщательно исследовал индустрию американского джаза, посредством, интервьюирования значимых, для джаза, людей, а так же с помощью научной литературы и своих наблюдений.

А. Мошков пишет «… в рамках этой книги больше интересует взгляд тех людей, что работают здесь же, в этой же отрасли, и не могут существовать без музыкантов – при том, что и музыканты, по большему счету, не могут существовать без них – без преподавателей, продюсеров, звукоинженеров, без фирм грамзаписи, радио, клубов и фестивалей»12

Существует несколько основных методов продвижения джаза в Америке. Один из них это радио. Рассмотрим известную круглосуточную радио станцию в Нью-Йорке – WBGO – это общественная некоммерческая радиостанция, входящая в систему Национального общественного радио США. С 1994 года правительство перестало субсидировать ее, и станция полностью стала самостоятельна и теперь добывает деньги на свое существование сама. Около 60 процентов бюджета радиостанции составляют корпоративные пожертвования, а больше 40 процентов станция получает от слушателей. Тысяча людей несколько раз в год присылают на станцию свои деньги, взамен получая звание «члена WBGO», ежемесячные информационные листки «Upbeat» в свой почтовый ящик и возможность бесплатно приходить на специальные мероприятия, устраиваемые радиостанцией. Большинство слушателей – патриоты джаза и готовы отдать все, чтобы слышать эту музыку.

Чтобы слушатели были в курсе событий, происходящих в мире джаза, радио транслирует музыку в исполнении лучших джазовых музыкантов (живое исполнение и запись), давая людям представление о том, что сегодня являет собой это классическое, вечно молодое искусство.

Так же индустрия американского джаза имеет свою Ассоциацию джазовых журналистов, начавшую свою работу с 1986 года. С появлением интернета, Ассоциация открывает свой веб сайт благодаря которому стали объединяться журналисты разных стран (Южной Африки Шотландии, Англии, Румынии, Франции, Австралии, Нидерландов, Канады, Германии, Россиии и др.)13. Ассоциация ежегодно проводит Джазовые Премии (JazzAwards), в которых награды получают не только музыканты, но и журналисты. Проходят так же различные семинары и встречи.

В США есть несколько учреждений, где серьезно занимаются изучением истории и теории джаза. Это Смитсоновский институт в Вашингтоне, знаменитый Хогановский архив в Нью - Орлеане, и ряд университетских институтов и центров. Один из старейших из них – Институт джазовых исследований (InstituteofJazzStidies) в университете имени Ратгерса, Нью Джерси, основанный в 1952 году доктором Маршаллом Стернсом. В институте хранятся полные комплекты более чем ста джазовых периодических изданий, свыше пяти тысяч книг о джазе, звуковой архив, в котором хранится более ста тысяч джазовых записей – от шеллачных пластинок и до компакт-дисков. Под руководством Дана Моргенстерна архивы медленно, но верно переводятся в цифровую форму. Так же работники Института всячески делают общедоступным свои архивы через интернет.

Так же хотелось бы рассмотреть деятельность Джазового института в г. Чикаго. Он является некоммерческой культурной организацией, которая была создана более 40 лет назад. Значительная часть проводимых Институтом концертных программ получила широкую известность в первую очередь благодаря своим стилистическим открытым программам, в которых мог быть представлен и традиционный джаз, и авангард, и бибоп и т.д. Это философия Института при который аудитория получает доступ к широкому спектру музыки. Как и в Институте джазовых исследований, Институт Чикаго поддерживается взносами ее членов. Институт проводит значимое количество концертов по всему городу, в том числе концертную программу – «Джаз и культурное наследие Чикаго». Руководитель института Лорен Дойч высказывает следующее: «Эти бесплатные мероприятия – часть усилий по представлению возможности слушать джаз людям, которые не в состоянии прийти на платные концерты. Мы должны сделать так, чтобы люди могли услышать ту музыку, которую они, возможно, хотели бы слушать, но не могут себе этого позволить. Кроме того, очень важно, чтобы городские общины (В США так иносказательно именуют малоимущее черное поселение) получали доступ к культурному наследию, когда – то созданному при их прямом участии».14

Еще одна программа Института – это серия мастер - классов для школьников, которые проводят чикагские музыканты. Самый главный проект, который проходит ежегодно – Чикагский джазовый фестиваль. Так же проходит Чикагская джазовая ярмарка, проводимая ежегодно в культурном центре Чикаго. В ее рамках устраивается ряд публичных дискуссий, на которые собираются представители музыкальной индустрии (фирмы грамзаписей, радиостанции, агентства артист - менеджмента и т.п.), галерею фотовыставок и ряд других мероприятий. Вся эта работа делается Чикагским институтом для «сохранения, увековечения и пропаганды джаза в Чикаго».

Таким образом, мы рассмотрели опыт продвижения джазовой музыки в Америке, и следует отметить, что он важен для примера продвижения джаза в России.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алфельбаум С., Игнатьева Е. Связи с общественностью в сфере исполнительских искусств. М. Классика- XXI, 2003. – 136с.

  2. Бутман И. Как управлять карьерой в джазе // "Музыкальное и театральное продюсирование. Российский и зарубежный опыт"– М., 2008.

  3. Джеффри Дж. Жизнь джазмена на родине джаза // "Музыкальное и театральное продюсирование. Российский и зарубежный опыт". – М., 2008..

  4. Дуглас А. Основные принципы франдейзинга. Секреты привлечения денежных средств для неприбыльных организаций. Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2007. – 217с.

  5. Котлер Ф. Основы маркетинга. Новосибирск.: Наука, 1992. – 731с.

  6. Котлер Ф., Шефф Дж. Все билеты проданы. Стратегия маркетинга исполнительских искусств.- М. : Классика- XXI, 2004. – 688с.

  7. Крылова А.В. Звук в рекламе Программа-конспект для теоретико-композиторских факультетов музыкальных вузов/Ростов-на-Дону, 2003.

  8. Крылова А.В. Реклама художественных событий Проблемы музыкальной науки. 2011. №2. – С. 81-86.

  9. Лэтроп, Т., Петтигрю Д. Промоушн музыкальных проектов // "Музыкальное и театральное продюсирование. Российский и зарубежный опыт". – М., 2008..

  10. Мазур И.И., Щапиро В.Д., Титов С.А. и др. Управление проектами. Справочник для профессионалов / под общ.ред. проф. И. И. Мазура, 2001.

  11. Мак-Илрой Э. Культура и бизнес. Путеводитель по фандрейзингу. Перевод с англ. М., Классика- XXI, 2005. – 160с.

  12. Менеджмент и звукорежиссура музыкальных проектов: актуальные проблемы науки и практики: сборник научных статей. / сост.: А.В. Крылова; Ростовская гос. Консерватория (академия) им. С.В. Рахманинова. Ростов-на-Дону, 2012. – 283с.

  13. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основа менеджмента. 1997. – 704с.

  14. Михеева Н., Галенская Л. Менеджмент в социально- культурной сфере.. 2000. – 166с.

  15. Мошков К. Индустрия джаза в Америке.- СПб.: Издательство «Планета музыки», 2008. – 512с.

  16. Музыкальное и театральное продюсирование: российский и зарубежный опыт: сб.ст./сост. и ред. В. А. Бабков.- М.: Арт-менеджер,2008.

  17. Музыкальное искусство в современном социуме: сб.научн.ст./ Ред.-сост. А.В. Крылова.- Ростов н/Д: РГК им. С.В.Рахманинова,2014. – 364с.

  18. Музыкальный менеджмент: искусство, бизнес, образование : сборник научных статей/ Ред.-сост. А.В. Крылова; ред. Е.В. Кисеева.- Ростов н/Д.:Изд. РГК им. С.В. Рахманинова, 2013. – 172с.

  19. Полковникова Е.В., Полковников А.В., Планирование и управление проектами с использованием TimeLine, Диалог-МИФИ, 1994.

  20. Сектор джазовой музыки на российском рынке концертных услуг к началу второго десятилетия XXI века. Голоденко А.А.. Научное исследование. Ростов- на- Дону. -7с.

  21. Тимошин М. Как открыть джаз-клуб в России // "Музыкальное и театральное продюсирование. Российский и зарубежный опыт". – М., 2008.

  22. Тульчинский Г. Л., Шекова Е. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие. 3-е изд., стер. СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2007. – 528с.

  23. Тульчинский Г.Л., Шекова Е. Л. Маркетинг в сфере культуры: Учебное пособие. 3-е изд., стер. СПб.: Издательство «Лань»; 2009. – 496с.

  24. Фестивальный менеджмент: российский и зарубежный опыт: сб.ст. М.: Арт- менеджер, 2008.

  25. Шекова Е. Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций. 2003.-154с.

  26. Шекова Е. Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций: учебник для ВУЗов.- СПб.: Издательство «Лань», 2004. – 192с.

  27. Экономика и менеджмент культуры: Учебное пособие / Научн. ред.: Н.В. Кротова, Е.В. Галаева, И. В. Черная.- М.: МГУКИ, 2007. – 456с.

  28. Экономика культуры: Учебник- М.: Изд-во «СЛОВО/SLOVO», 2005. – 608с.

1Проблемы планирования управления проектами рассмотрены в трудах И. И. Мазура, В. Д. Щапиро., С.А. Титова и др.

2 Крылова А.В. Реклама художественных событий // Проблемы музыкальной науки. 2011. № 2. – С. 81-86; Крылова А.В. Звук в рекламе // Программа-конспект для теоретико-композиторских факультетов музыкальных вузов/Ростов-на-Дону, 2003.

3Т. Лэтроп, Д. Петтигрю Промоушн музыкальных проектов // Музыкальное и театральное продюсирование. Российский и зарубежный опыт.– М., 2008, с. 60

4 Т. Лэтроп, Д. Петтигрю Промоушн музыкальных проектов // Музыкальное и театральное продюсирование. Российский и зарубежный опыт.– М., 2008, с. 61

5А. Голоденко. Сектор джазовой музыки на российском рынке концертных услуг к началу второго десятилетия XXI века. Электронный ресурс: http://www.scienceforum.ru/2014/725/5163.

6А. Голоденко «Сектор джазовой музыки на российском рынке концертных услуг к началу второго десятилетия XXI века», с. 6.

7А. Голоденко «Сектор джазовой музыки на российском рынке концертных услуг к началу второго десятилетия XXI века», с. 7.

8Е. Л. Шекова Государственные источники финансирования в некоммерческих организациях, с.6.

9Е. Л. Шекова Государственные источники финансирования в некоммерческих организациях, с. 60.

10Е. Л. Шекова Государственные источники финансирования в некоммерческих организациях, с 60.

11Государственные источники финансирования в некоммерческих организациях .Е. Л. Шекова, с 61

12 К. Мошков. Индустрия джаза в Америке

13www.jazzhouse.org

14См. об этом в кн. К. Мошкова «Индустрия джаза в Америке»

15

Просмотров работы: 2067