В государственном докладе «О положении детей в Российской Федерации» сообщается, что каждый пятый ребенок рождается больным или заболевает сразу после рождения; более 1 млн. детей являются инвалидами; за время школьного обучения число физически здоровых детей сокращается в 5 раз. Лишь 14% выпускников средней школы можно считать действительно здоровыми. Не менее красноречивы показатели «социального здоровья» детей и подростков. Около 2,5 млн. детей школьного возраста нигде не обучаются; от 2 до 4 млн. детей и подростков бродяжничают и попрошайничают; число детей-сирот превысило 650 тыс. (95% из них - это социальные сироты, т.е. имеющие живых родителей); 40% детей подвергаются насилию в семьях. 16% учащихся школ жалуются на физическое насилие со стороны педагогов и 22% - на психологическое. По экспертным оценкам, за последние 10 лет количество самоубийств в детском населении выросло на 100%, уже отмечаются самоубийства среди детей 5-9 лет. Число детей, задержанных за правонарушения, увеличилось почти вдвое и превышает 1 млн. в год; из них 275 тыс. -дети моложе 14 лет [1].
Школа занимает важнейшее место в жизни ребенка. Однако именно школа является основным источником нарушения прав ребенка. Анализ результатов мониторинга правовой, культуры участников образовательного процесса, проведенного в образовательных учреждениях г. Махачкалы в 2009 г., показывает, что учащиеся не знают своих прав, им не знакомы источники, где зафиксированы права ребенка. Педагоги также не показали знаний в данной области. В связи с этим вопрос, каким образом они будут соблюдать права учащихся, если не знают о них, приобретает риторическое звучание.
Анализ ответов учащихся и учителей школ г. Махачкалы показывает, что основными формами нарушения прав ребенка в школе являются:
1. Игнорирование прав и свобод ребенка
Проявления:
неприятие детства как особой субкультуры наряду со взрослой;
пренебрежение основополагающим понятием прав человека «достоинство человека» (многие педагоги считают, что достоинством обладают только взрослые);
представление о ребенке, как о пассивном материале, из которого учителю предстоит лепить «нечто» по своему усмотрению, полное игнорирование детской индивидуальности;
пренебрежение равенством возможностей учащихся и равного ко всем отношения (говоря словами Б. Алмазова, «выдавлены слабые, урезаны перспективы большинству обычных детей и осуществляется поддержка ограниченного числа привилегированных»);
государственная типовая школа остается основным местом образования;
не соблюдаются гарантии на бесплатное образование (бесплатность образования лишь декларируется, на деле качественное образование требует вложения больших средств; государство экономит на школе, родителей используют в качестве естественных доноров; дети из малообеспеченных семей не имеют возможности получения качественное образования);
распространен авторитарный стиль педагогической деятельности (ребенок рассматривается никак равноправный партнер воспитания, а как объект).
2. В системе образования применяются наказания, ущемляющие человеческое достоинство
- физическое насилие;
психологическое, психическое насилие;
система штрафов за плохую успеваемость или неудовлетворительное поведение учащихся;
выставление отметки за поведение, которая влияет на выведение общей отметки по предмету;
отчисление из учебного заведения детей, не достигших 14 лет;
перевод в другой класс, на другой вид обучения без согласия законных представителей и ребенка.
Наносится вред здоровью ребенка
Проявления:
расписания не соответствует нормам валеологии;
сверхнормативное увеличение учебного плана;
проведение более 2-х контрольных, проверочных работ в день;
большие объемы домашних заданий;
у ребенка формируется страх ошибки, т.е. ребенок боится предъявить неправильный ответ.
4.Отсутствие возможности участия в соуправлении учебным заведением.
- Отсутствие общественных детских, молодежных объединений в учебных заведениях.
Заметим, что массовые нарушения прав ребенка в образовательном учреждении происходят при отсутствии реальных механизмов защиты прав ребенка. В школе, как правило, отсутствует система защиты прав участников образовательного процесса, нормативная база с этой точки зрения не выдерживает никакой критики. В целом, в системе образования отсутствуют правозащитные методики, а также нет условий для интеграции наработанных вне ее методик в систему образования [4].
Все изложенное выше приводит к выводу о необходимости реформирования системы помощи детям и защиты их прав. Концептуальным системообразующим фактором, характеризующим основную направленность, содержательный смысл и структурную организацию этого реформирования должна стать защита интересов ребенка в широком смысле слова. Имеется ввиду реализация, как личных, так и социальных, экономических и культурных прав ребенка, включая право на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию природных способностей, на своевременное получение всех необходимых видов помощи и поддержки на современном профессиональном уровне, на адаптацию микросоциума (со всей его инфраструктурой, государственными и общественными институтами) к потребностям ребенка с его конкретными психофизиологическими, этническими и культурными особенностями; сюда входит и защита детей от различных форм насилия, ущемления их природных и гражданских прав, как в семье и микросоциуме, так и в государственных, особенно интернатных учреждениях.
Литература:
Постановление Совета министров РФ «О реализации конвенции ООН о правах ребенка, всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» от 23.08.93 г. №843.
Гордеева М.В. Реализация Конвенции о правах ребенка и положение детей в Российской Федерации.// Права женщин. Законодательство и практика. 2001., № 2 (12)-с. 18-23.
Ермаков В.Д. Некоторые актуальные вопросы социальной и правовой защиты детей в современной России.// Права ребенка. - №1. - М., 1997.
Журавлева И.А. Конвеция о правах ребенка: принимать и исполнять // Право в школе. – 2009. - № 4. – С.58.