Правовое образование личности - это целенаправленный, организованный, преднамеренный и педагогический процесс воздействия на сознание людей с помощью системы специально созданных правообразовательных форм, средств и методов с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры. Правовое формирование личности и правовое образование личности соотносятся как целое и часть. Это значит, что правовое формирование личности включает в себя не только процесс правового образования, но и другие процессы, которые носят непреднамеренный характер воздействия на сознание. Тем не менее до сих пор не до конца решенной остается основная проблема образования: с одной стороны, современному выпускнику для успей той социализации необходим не столько набор знаний, сколько умение их добывать и применять в будущей жизни, т.е. в основу работы школы должна быть положена компетентностная парадигма образования; с другой стороны - во многом методика, технологии, используемые в образовании, остаются на уровне прежней, знаниевой парадигмы.
Таким образом, в национальной образовательной инициативе сформулирован заказ школе на формирование определенной модели выпускника. Однако мы понимаем, что данная работа не может стать результативной без повышения профессионального уровня учителя, который подразумевает под собой прежде всего формирование профессиональных компетентностей, направленных на создание такой образовательной среды, в которой каждый из участников образовательного процесса получает возможность для саморазвития и самореализации.
Примером подобной работы, направленной, с одной стороны, на приобретение учащимися практико-ориентированных знаний, формирование у них ключевых компетентностей и одновременно на совершенствование профессионального уровня педагогов, является научный образовательный центр гражданско-правового образования функционирующей на базе кафедры теории и методики обучения праву факультета права ДГПУ. Для сотрудников центра подобной проблемой является формирование правосознания учащихся. Поэтому проекты, разработанные центром, по праву можно определить как инновационные педагогические. Они предполагают в качестве результата получение знаний по праву, в организации процесса социальную пробу и социальную практику учащихся, а для педагогов - фактическое повышение квалификации по теории и методике преподавания права в школе.
Актуальность проектов обусловлена следующими факторами:
-необходимостью формирования правосознания населения в целом и молодежи в частности;
-возросшим за последнее время вниманием к проблемам соблюдения прав ребенка;
-значительным удельным весом преступлений и правонарушений, совершенных несовершеннолетними. Для разработки проектов одним из необходимых условий является оценка ситуации. Здесь нужно отметить, что до настоящего времени «Право» не является предметом, обязательным для изучения. В соответствии с базисным учебным планом 2014г. по усмотрению школы можно вести правовое обучение либо в рамках интегрированного курса «Обществознание», либо выделять отдельным предметом наряду с экономикой (последнее касается прежде всего профильной школы). В результате чего правовое образование либо присутствует в образовательной организации либо нет, так как в рамках «Обществознания» дать достаточные теоретические и практические знания по праву, необходимые для дальнейшей социализации личности, не представляется возможным. А без такого рода знаний трудно говорить и о формировании правосознания.
Опросы, проводимые среди старшеклассников, лицея №51 г. Махачкалы выявляют большой интерес школьников к профессиям, связанным с юриспруденцией: судьи, адвоката, работника прокуратуры и т.д. Многие из нынешних и будущих абитуриентов намерены связать свою трудовую жизнь с работой в сфере права.
На основании вышеизложенного можно сделать некоторые выводы:
-в школах нет специалистов, имеющих высшее юридическое образование (или педагогическое со специализацией по праву), готовых вести школьные курсы права;
- право как отдельный предмет изучается лишь в единицах школ, в большинстве случаев - входит составной частью в интегрированный курс «Обществознание» и, таким образом, изучается крайне поверхностно, часто - на уровне
знакомства с основами теории государства и права и конституционного права;
- только в рамках классно-урочной системы 'достижение достаточного уровня правовой культуры выпускников невозможно, а воспитательная работа по праву ведется в большинстве образовательных учреждений спорадически, бессистемно;
-при выборе профессий будущими абитуриентами многие из них останавливаются на юридических специальностях, хотя не имеют должного представления о работе юристов.
Исходя из оценки ситуации, мы сформулировали следующие проблемы:
1.отсутствие в образовательных учреждениях достаточного числа профессиональных кадров, имеющих высшее юридическое образование, мешает формированию правовой культуры учащихся в регионе;
2. противоречие между необходимостью знания несовершеннолетними своих прав и обязанностей по российскому законодательству, умения правильно вести себя в конфликтных ситуациях и отсутствием в современной школе официального предмета, который позволил бы школьникам сформировать правовую компетентность;
3. популярность юридических профессий среди школьников и непонимание сути деятельности специалистов, работающих в этой сфере.
Исходя из этого, можно сформулировать основные цели проектов:
-формирование правосознания и законопослушного поведения школьников на основе изучения основ российского законодательства и организации для них через проекты социальной пробы и социальной практики;
-профориентация старшеклассников, знакомство их с основными юридическими специальностями;
-повышение квалификации педагогов в области гражданско-правового образования.
Литература.
1.Хуторский А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. М.: 2013г.
2. Юсуфбекова Н.Р. Педагогическая инноватика как направление методологических исследований// Педагогическая теория: идеи и проблемы. М.: 2012г.