ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ В БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЯХ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ В БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЯХ

Никитина А.С. 1
1Самарский государственный институт культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время уже неразделимые понятия «бизнес» и «PR» прочно вошли в жизнь нашей страны. В последнее время слово «пиар» стало даже модным. Но на самом деле PR является очень древним понятием, так как связи с общественностью начали свое существование еще с первобытных времен с образованием первых обществ, разумеется, в примитивной форме.

Но недавно PR пришел в Россию как инструмент бизнеса. Если к началу девяностых годов на Западе этот предмет, возведенный в ранг науки, уже целое столетие как изучался в университетах и исследовательских центрах, то советская власть напрочь отвергала понятие связей с общественностью, что, впрочем, не мешало Советскому Союзу тратить огромные силы на пропаганду своего образа жизни, что, по сути, тот же пиар. И все же инструменты PR в сфере бизнеса начали проникать в наше общество уже в новой России: в начале девяностых в вузах появляются кафедры связей с общественностью, в крупных компаниях - PR-отделы, появляются первые труды и монографии по предмету [1]. К сожалению, высшее образование по PR в нашей стране пока не обладает достаточным профессиональным уровнем, и большинство изучаемых материалов носит чисто теоретический характер, не имеющий по сути ничего общего с тем, что в реальности приходится делать в отделе PR российской коммерческой компании.

Сегодня связи с общественностью являются одним из важнейших средств физического выживания компаний, борьбы за её репутацию, за благосклонность органов власти и зарубежных кредиторов, от которых в последнее время стало зависеть слишком многое, а также налаживания бизнес-коммуникаций с ними. В современном мире пиар стал действительно необходим, особенно в бизнесе, потому что сфера бизнеса оказывает наибольшее воздействие на экономические процессы, происходящие в государстве, так как именно в ней происходят наиболее мобильные движения рынка, и она охватывает самую широкую целевую аудиторию, затрагивая все слои населения [2]. Поэтому актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, тем, что бизнес неразрывно связан с деловыми коммуникациями, которые представляют собой обмен информацией, реализующиеся посредством постоянного взаимодействия с реальными и потенциальными потребителями, партнерами, конкурентами. Такие коммуникации позволяют компании быть в курсе потребностей и ожиданий реальных и потенциальных покупателей, работы конкурентов, а также  выявляются различные интересы, мотивы, противоречия, особенности участников, информация о которых позволяет бизнесу совершенствоваться и иметь перспективы роста. Но в нашей стране бизнес сфера стремительно развивается, но является малоизученной.

Данная  тема освещена в основном в работах зарубежных исследователей, так как в США зародилась и сформировалась данная сфера деятельности и профессия. Кроме того, США по праву считаются родиной современных связей с общественностью. Так, понятие и сущность PR в своих трудах рассматривали такие американские исследователи как Эдвард Бернейс, который является одним из основоположников науки о связях с общественностью в Америке, известный американский исследователь Рекс Харлоу, гений PR и автор многих работ в сфере PR Сэм Блэк, французский ученый Филипп Буари, репортер Айви Ли, прозванный «отцом связей с общественностью» и многие другие. Например, Эдвард Бернейс определяет PR  как «область действий, которая призвана заниматься взаимодействиями между личностью, группой, идеей или другой единицей общественности, от которой она зависит» [3]. В свою очередь Рекс Харлоу, обобщив более пятисот определений PR, предложил свое собственное определение, опубликовав это в  статье «Building a Public Relations Definition» (дословно можно перевести как «построение определения паблик рилейшнз) в его журнале  «Public Relations Review». Харлоу утверждал, что паблик рилейшнз - это особая функция управления, призванная устанавливать и поддерживать взаимосвязи, взаимопонимание, взаимопризнание и сотрудничество между организацией и ее публикой, осуществлять управление процессом разрешения проблем или спорных вопросов, помогать руководству в изучении общественного мнения и реагировании на него, определять и подчеркивать ответственность руководства в вопросах служения общественным интересам, помогать руководству эффективно изменяться в соответствии с требованиями времени, выступать системой заблаговременного предупреждения, помогая предвидеть тенденции развитии. Сэм Блэк в своей работе «Введение в паблик рилейшнз» формулирует PR как искусство и науку достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности. В свою очередь французский ученый Филипп Буари в своей книге «Паблик рилейшнз или стратегия доверия» определяет PR как поведенческую мораль группы, стратегия и технология коммуникации, подлинное приложение гуманитарных наук, имеющее целью установление и поддержание доверительных отношений, основанных на знании друг друга и взаимопонимании.

Что касается российских авторов-исследователей, И.В. Алешина,  В. Королько, Е.Н. Пашенцев, К.А. Иванова, Ф.Г. Панкратов В.Г. Комаров и многие другие также изучали паблик рилейшнз в своих трудах. Так авторы учебника «Основы рекламы» Ф. Г. Панкратов, Ю.К. Баженов и В.Г. Шахурин, изучая связь рекламы и PR, пришли к выводу, что деятельность PR неотделима и одновременно отлична от рекламы, что цель PR заключена не в пропаганде достоинств маркетинга или прямом стимулировании спроса, а в формировании специального образа, имиджа, роли, которое играет предприятие, в установлении доверительных отношений с окружающими, в реализации социальной ответственности за действия с позиции приемлемости для людей [4]. Методы PR являются основой для позиционирования марки, установления прочной ассоциативной связи декларируемых преимуществ с потребностью в них. Пашенцев Е.Н. в также отмечает, что «связи с общественностью и реклама - активно взаимодействующие системы: в чем-то взаимодополняющие, а в чем-то остро конфликтующие части комплекса интегрированных коммуникациях (в то же время общественная роль PR выходит далеко за рамки маркетинга)».

 

Список литературы

1.        Гайдаенко Т. Маркетинговое управление. Полный курс МВA. Принципы управленческих решений и российская практика - М.: «Эксмо», 2007.

2.        Подкопаев О.А. Теоретические и практические аспекты исследования систем управления финансовыми рисками // Вестник СамГУПС. 2012. № 1. С. 82-87.

3.        Хопкинс К. Научная реклама. Пер. с англ. А. Репьева - М.: «Эксмо», 2007.

4.        Синяева И., Земляк Н., Синяев В. Маркетинг в предпринимательской деятельности - М.: «Дашков и К», 2008.

 

 

Просмотров работы: 1601