Электронный практикум – это обучающая программа, осуществляющая дидактический цикл процесса обучения, обеспечивающая интерактивную учебную деятельность и контроль уровня знаний. Электронные практикумы призваны автоматизировать все основные этапы обучения - от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок.
Преимущество электронных практикумов заключаются в том, что весь материал, необходимый для изучения дисциплины собран в одном месте.
При создании электронного издания необходимо учитывать всю совокупность приемов, методов, способов продуцирования графической и аудиовизуальной информации с учетом воспроизведения электронных изданий с локального носителя, локальной сети или из образовательных сайтов Всемирной паутины. В частности, необходимо помнить, что во всех случаях текстовой материал больших объемов желательно публиковать в обычных бумажных изданиях.
Электронные издания должны быть научными, доступными и наглядными. Материал в них должен излагаться в соответствии с некоторой логически связанной системой.
Требование научности означает достаточную глубину, корректность и научную достоверность изложения содержания учебного материала, с учетом последних научных достижений. Процесс усвоения учебного материала с помощью электронного издания должен строиться в соответствии с современными методами научного познания: эксперимент, сравнение, наблюдение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез, метод моделирования, в том числе и математического, а также метод системного анализа.
Требование доступности означает необходимость определения степени теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Недопустима чрезмерная усложненность и перегруженность учебного материала, при котором овладение этим материалом становится непосильным для обучаемого.
Требование проблемности обучения обусловлено самой сущностью и характером учебно-познавательной деятельности. Когда учащийся сталкивается с учебной проблемной ситуацией, требующей разрешения, его мыслительная активность возрастает. Уровень этой активности может быть значительно выше при работе с электронными изданиями, чем при использовании традиционных учебников и пособий.
Требования наглядности обучения означает необходимость учета чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей и их личное наблюдение учащимся. Требования наглядности в электронных изданиях реализуется на принципиально новом, более высоком уровне. Распространение систем виртуальной реальности позволит в ближайшем будущем говорить не только о наглядности, но и о полисенсорности обучения.
Требования самостоятельности и активизации обучаемого предполагает самостоятельных действий учащихся при работе с учебником, четкое понимание конечных целей и задач учебной деятельности. Поэтому в электронных изданиях должна прослеживаться четкая модель деятельности учащихся. Мотивы его деятельности должны быть адекватны содержанию учебного материала. Для повышения активности обучения необходимо вводить в электронное издание разнообразные вопросы, предоставлять обучаемому возможность выбора пути усвоения материала, возможность управлять ходом событий.
Требования системности предполагает последовательность усвоения учащимся определенной системы знаний в изучаемой предметной области. Необходимо, чтобы знания, умения и навыки формировались в определенной системе, в строго логическом порядке и находили применение в жизни. Для этого необходимо:
предъявлять учебный материал в систематизированном и структурированном виде;
учитывать как ретроспективы, так и перспективы формируемых знаний, умений и навыков при организации каждой порции учебной информации;
учитывать межпредметные связи изучаемого материала;
тщательно продумывать последовательность подачи учебного материала и его воздействия при усвоении, аргументировать каждый шаг по отношению к обучающемуся;
строить процесс получения знаний в последовательности, определяемой логикой обучения;
обеспечивать связь информации в электронных изданиях с практикой путем увязывания содержания и методики обучения с личным опытом обучающегося, подбором примеров, создания содержательных игровых моментов, предъявления заданий практического характера, экспериментов, моделей реальных процессов и явлений.
Рассматриваемый в данной статье электронный практикум должен выглядеть приблизительно так. В главном окне программы располагается горизонтальное ниспадающие меню, а также стандартные кнопки свернуть, развернуть и закрыть окно программы.
Главное меню программы состоит из пяти пунктов: Приложения;Задания; Справка; Видеофайлы;Выход.
При нажатии на пункт «Меню» появляется список меню второго уровня. Так, при нажатии на пункт «Задания», появляются пункты:Задание1; Задание 2; Задание 3; Задание 4;
Видеоматериал содер-житинфрмацию о работе с программой. При открытии формы «Задание 1». Первона-чально нажимаем на кнопку «Изменить баланс» Открывается форма «Балансовый отчет».
При нажатии на кнопку «Пример» в окне DBGrid отображается содержание Базы данных из учебника.При нажатии на кнопку «Очистить» выводятся наименование статей и номера строк. Но данные надо вводить вручную, используя инструмент «Навигатор».
Выходим из формы приложения и уже на форме с задачей, запускаем процедуру «расчет» или процедуру «вывод в excel», которые соответственно выводят результаты вычислений на форму или в Еxcel. Кнопка «Методология» открывает форму с формулами, которые используются при расчете.
Удельный вес каждого вида источника средств на начало года:
УдВН = (СумН / ИБН )*100%;
Удельный вес каждого вида источника средств на конец отчетного периода: УдВК = (СумК / ИБК )*100%;
Изменения суммы за год :ИзмС=СумК-СумН;
Изменения удельного весаза год ИзмУд= УдВК-УдВН;
Темп роста источников средств по статье пассива баланса рассчитывается по формуле:ТР = (СумК/СумН) 100%;
где УдВН – удельный вес по статье пассива баланса на начало года ;
СумН- сумма по статье пассива баланса на начало года ;
ИБН –сумма итогового баланса на начало года;
где УдВК – удельный вес по статье пассива баланса на конец года ;
СумК- сумма по статье пассива баланса на конец года ;
ТР - темп роста источника средств по статье пассива баланса;
Для создания базы используем компонент Delphi 7.0 DatabaseDesktoр v7.0
Задаем имя, тип и размер поля, определяем ключевое поле
Компоненты, используемые для связи с базами данных, расположены в библиотеки компонентов на странице DataAccess (доступ к данным) и DataControls (управление данными).Компонент – набора данных (dataset), непосредственно связывающиеся с базой данных- Table.
Компонент – источник данных (datasource), осуществляющий обмен информацией между компонентами первого типа и компонентами визуализации и управления данными. Таким компонентом является DataSource.
Компоненты визуализации и управления данными: DBGrid, DBEdit, DBNavigator.
рис . Схема взаимодействия компонентов Delphi с базой данных
:
В качестве набора данных используем компонент Table (со страницы DataAccess). Источником данных будет компонент DataSource. Это невизуальные компоненты.
В качестве компонента визуализации: DBGrid со страницы DataControl. Это визуальный компонент, в котором будут отображаться данные. Align=alClient.
Связь между визуальным компонентом и источником данных: свойству DataSource у компонента DBGrid1 в инспекторе объектов присвоить значение из выпадающего списка DataSource1.
Связь между источником данных и набором данных: свойству Dataset у компонента DataSource1 в инспекторе объектов присвоить значение из выпадающего списка Table1.
Связь между набором данных и таблицей базы данных: для этого предназначены два свойства компонента Table – DatabaseName и TableName.
В выпадающем списке свойства DatabaseName показываются все доступные BDE псевдонимы баз данных. Выбрать ранее созданный псевдоним .После этого в выпадающем списке свойстваTableName появятся таблицы, доступные в данной базе данных. Выберите таблицу balans.db.
Можно связаться с таблицей в процессе проектирования, если установить свойство таблицы Table1 Active в true.1
Запустив приложение можно просматривать данные, редактировать их (отредактированные данные будут помещаться в базу данных в момент перехода от редактируемой записи к любой другой. Поле Numавтоматически изменяется и доступно только для чтения.
Заранее выставлять для таблиц Active = true допустимо только в процессе настройки и отладки приложения, работающего с локальными базами данных.
В законченном приложении во всех таблицах сначала должно быть установлено Active = false, затем при событии формы эти свойства могут быть установлены в true, а при событии формы onDestroy эти свойства опять должны быть установлены в false. Это исключит неоправданное поддержание связи с базой данных, которое занимает ресурсы, а при работе в сети мешает доступу к базе данных других пользователей.
Cвойства компонента DBGrid: ReadOnly – запрещение редактирования данных, тот же эффект дает для свойства Options – dgEditing=false.
Eще один компонент, управляющий работой с таблицей – навигатор DBNavigator (со страницы DataControl).DBNavigator имеет кнопки для управления данными.
DBNavigator имеет свойство VisibleButtons, пользуясь которым можно убрать любые ненужные в данном приложении кнопки. Если нужно запретить вводить новые записи – nbInsert=false.
DBNavigator связывается с источником данных также через свойство DataSource. При работе с DBNavigator внесенные изменения зафиксируются в таблице после нажатия кнопки nbPost.
При использовании электронного практикума в качестве учебного пособия происходит не только репродуктивная деятельность обучающихся, но и абстрактно – логическая, что способствует лучшему осознанию и усвоению представленного материала.
Электронный практикумявляется альтернативой деятельности обучающего, предполагает своеобразные формы подачи материала, выполнения упражнений и контроля знаний. Это один из способов подачи материала совместно с традиционными учебниками, к сожалению, без живого общения обучающего и обучающегося.
Список использованной литературыАдамадзиев К.Р. Разработка автоматизированных рабочих мест экономистов :уч. пособ. – Махачкала : ИПЦ ДГУ, 2005.
Адамадзиев К.Р. Оценка экономического потенциала и финансового состояния предприятия методами математического и компьютерного моделирования ( на примере ОАО «ДЕНЕБ» Республики Дагестан)Махачкала : ИПЦ ДГУ, 2012 г
Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров. – М.: Изд. Московского психолого-социального института, 2002.
Ермолович, Л.Л. Практикум по анализу хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие - М: Книжный дом, 2005. .
Зимина О.В., Кириллов А.И. Печатные и электронные учебники в современном высшем образовании: Теория, методика, практика. М.: «МЭИ», 2003
Кандзюба С.П. DELPHIБазы данных и приложения. Санкт-Петербург ОАО «Техническая книга. . 2012 г.
Красильников И.В. Информационные аспекты разработки и применения в ВУЗе электронных учебных пособий. Монография. М.: «РХТУ», 2007.
1Кандзюба С.П. DELPHI Базы данных и приложения. Санкт-Петербург «Техническая книга.» . 2012 г. 137 с
10