Современным инструментом для оценки эффективности внедрения интеллектуальных транспортных систем на дорогах является создание моделей функционирования объектов с использованием современного программного обеспечения, например технологий моделирования PTV.
Программный комплекс PTV Vision Vissim позволяет моделировать движение автомобильного транспорта, городского пассажирского транспорта, а также пешеходных потоков. Программа позволяет[1]:
Оценить влияния типа пересечения дорог на пропускную способность (нерегулируемый перекрёсток, регулируемый перекрёсток, круговое движение, ж/д переезд, развязка в разных уровнях).
Осуществлять проектирование, тестирование и оценку влияния режима работы светофора на характер транспортного потока.
Оценивать транспортную эффективность предложенных мероприятий.
Анализировать управление дорожным движением на автострадах и городских улицах, контролировать направление движения, как на отдельных полосах, так и на всей проезжей части дороги.
Анализировать возможности предоставления приоритета общественному транспорту и мероприятия направленные на приоритетный пропуск трамваев
Анализировать влияние управления движением на ситуацию в транспортной сети (регулирование притока транспорта, изменение расстояния между вынужденными остановками транспорта, проверка подъездов, организация одностороннего движения и полос для движения общественного транспорта).
Анализировать пропускную способность больших транспортных сетей (например, сети автомагистралей или городской улично-дорожной сети) при динамическом перераспределении транспортных потоков (это необходимо, например, при планировании перехватывающих парковок).
Анализировать меры по регулированию движения в железнодорожном транспорте и при организации стоянок ожидания (например, таможенных пунктов).
Осуществлять детальную имитацию движения каждого участника движения.
Моделировать остановки общественного транспорта и станции метрополитена (причём учитывается их взаимное влияние).
Рассчитывать аналитические показатели (более 50 различных оценок и аналитических коэффициентов), с построением графика (в Microsoft Excel) временной загрузки сети и т.п.
Для построения модели проводилось исследование улицы Антонова от пересечения с проспектом Строителей до пересечения с улицей Лебедева-Кумача г.Саратова. Данный участок дороги был смоделирован в программе PTV Vision VISSIM 5.20. Исходными данными послужили такие параметры, как интенсивность движения, фазы светофорного регулирования и относительная доля каждого типа транспортных средств в потоке.
Рисунок 1 – Модель перекрестка в 3D
Рисунок 2 – Модель движения транспортных средств
При имитации дорожного движения видно, что спустя определенный промежуток времени образуется затор (рисунок 3). Средняя задержка каждого транспортного средства составляет 2 минуты. На основании созданной модели и анализа данного участка УДС (оценка дорожного покрытия, оценка освещенности, наличие дорожной разметки и знаков, манера езды) можно выработать меры по минимизации возможности возникновения транспортных заторов, следствием чего будет снижение транспортных задержек и сокращение времени в пути.
Рисунок 3 – Имитация транспортного затора на перекрестке
Выводы. На современном этапе развития перспективным направлением управления транспортными потоками является использование средств имитационного моделирования при планировании движения в городах. Использование современных программных комплексов позволяет проанализировать эффективность средств управления движением на дорожную ситуацию и предложить мероприятия по ее повышению с учетом поведения каждого участника движения.
Литература
Руководство пользователя VISSIM 5.40. – Санкт-Петербург, 2012. – 837 с.