ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ НЕФТЕТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ НЕФТЕТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Карташева А.А. 1, Глухова М.Г. 1
1Тюменский государственный нефтегазовый университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Проблемы энергосбережения относятся к актуальнейшим проблемам глобальной экономики. Для России они являются особенно важными потому, что расход энергии на единицу валового внутреннего продукта в стране в среднем на 30% выше, чем в остальных индустриально развитых странах. Из стран, входящих в десятку крупнейших потребителей энергии в мире, ни одна не потребляет больше энергии на единицу ВВП, чем Россия. Безусловно данная тема является актуальной для всех отраслей экономики в том числе и для нефтетранспортных предприятий, где в последние годы наблюдается рост объемов перекачки нефти, и вместе с тем растет потребление электроэнергии при ее транспортировке по магистральным трубопроводам.

Сегодня повышение эффективности использования энергии на нефтетранспортном предприятии - не просто способ снижения издержек, а важнейший рычаг подъема экономики. Снижение эффективности работы отрасли стало отчетливо проявляться в последние годы в виде роста коммерческих потерь энергии (увеличились на 9-11 млрд. кВт*ч), ухудшения загрузки оборудования, увеличения численности персонала в отрасли.

В связи, с чем проблемы энергосбережения требуют научно обоснованных, долгосрочных решений, реализации комплексной стратегии устойчивого развития предприятий топливно-энергетического комплекса, в том числе и на предприятиях трубопроводного транспорта нефти.

На сегодняшний день главный недостаток организационных мер, направленных на повышение эффективности использования энергии — недостаточно развитие нормативно - правовой базы энергосбережения как внутри организаций, так и во взаимоотношениях с другими организациями и потребителями. Не в полной мере формируется энергосберегающее поведение (мотивации), не достаточно полно предлагается система управления энергосбережением во многих организациях, фрагментарно учитываются региональные программы. Мероприятия, в большинстве своём, предлагаются без учета результатов приборного энергетического обследования (весьма специфического для энергоснабжающих организаций).

Целью исследовательской работы является разработка программы

энергосбережения предприятия на основе мер по реализации резервов повышения эффективности использования электрической и тепловой энергии, котельно-печного и моторного топлива, воды, с обоснованием плановых показателей объема их потребления.

В задачи исследования входило:

-дать характеристику производственно-хозяйственной деятельности предприятия и оценку ее результатов;

-провести анализ потребления энергоресурсов нефтетранспортного предприятия;

-выявить возможности улучшения производственно-экономических результатов, путем формирования программы сбережения энергоресурсов;

-рассмотреть целевые задачи и порядок формирования программы энергосбережения;

-обосновать возможности и источники финансирования программы энергосбережения;

-оценить экономическую эффективность программы энергосбережения.

Объект исследования ОАО «Сибнефтепровод» - предприятие, осуществляющее транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам.

В качестве источников информации были использованы научная и учебная литература, материалы периодической печати, а также расчетно-аналитические данные отчетности реального предприятия.

В соответствии с положениями Федерального закона №261-ФЗ от 23 ноября 2009 года, при разработке программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в ОАО «Сибнефтепровод» за базовый принят 2012 год.

В ОАО «Сибнефтепровод» уделялось ранее и уделяется в настоящее время большое внимание вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Компанией достигнуты определенные успехи при повышении эффективности использования электрической и тепловой энергии, котельно-печного и моторного топлива. В то же время, энергетические обследования показали наличие потенциала энергосбережения.

1. ОЦЕНКА ПОТРЕБЕЛЕНИЯ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ НЕФТЕТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.

  1.  
    1. Анализ динамики и источников потребления энергоресурсов

ОАО «Сибнефтепровод» осуществляет деятельность на территории ХМАО, ЯНАО и Западной Сибири.

Основные направления деятельности:

  • перекачка, координация и управление транспортировкой нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

  • профилактические, диагностические и аварийно-восстановительные работы на нефтепроводах;

  • координация деятельности по комплексному развитию сети магистральных трубопроводов и других объектов нефтепроводного транспорта;

  • осуществление деятельности в решении задач научно-технического прогресса в трубопроводном транспорте нефти, во внедрении новых технологий и материалов;

  • организация работы по обеспечению охраны окружающей среды в районах объектов магистрального трубопроводного транспорта.

Основными направлениями производственной деятельности ОАО являются перекачка, координация и управление транспортировкой нефти по магистральным трубопроводам.

ОАО «Сибнефтепровод» является крупнейшим в России нефтетранспортным предприятием , на его долю приходится 26 % грузооборота объектов нефтетранспортной отрасли.

Электроснабжение объектов транспорта нефти в филиалах нефтетранспортного предприятия осуществляется от электрических сетей нескольких энергосистем, поставщиком энергетических ресурсов является ООО «Энергопредприятие».

Таблица 1.1

«Потребление энергоресурсов в «Базисном» году»

Показатель

Ед.измерения

Базисный год

 

Потребление

энергетических ресурсов и воды

   

1

Котельно-печное топливо

тыс. т у.т.

52,17

2

Электроэнергия

тыс. кВт·ч

3528109

3

Теплоэнергия

тыс. Гкал

54,99

4

Моторное топливо

тыс. т у.т.

39,95

 

ВСЕГО

тыс. т у.т.

513,475

 

Затраты на ТЭР

   

1

Котельно-печное топливо

тыс. руб.

296785

2

Электроэнергия

тыс. руб.

2027448

3

Теплоэнергия

тыс. руб.

30629,67

4

Моторное топливо

тыс. руб.

636713,2

 

ВСЕГО

тыс. руб.

2991575,87

Среднее значение доли затрат на энергоресурсы в стоимости произведенной продукции по ОАО «Сибнефтепровод» составляет 10-12%.

По официальным статистическим данным, энергоемкость транспорта сырой нефти выросла на 79%, а энергоемкость транспорта нефтепродуктов увеличилась на 25%. Большая часть потребления энергоресурсов на транспортировку сырой нефти и нефтепродуктов приходится на долю электроэнергии. [11]

Данные по перекачке нефти по магистральным трубопроводам представлены в табл. 1.2.

Таблица 1.2

Динамика транспортировки нефти по магистральным трубопроводам, млн. тонн [19]

Транспортировка

2008

2009

2010

2011

2012

Нефть

454,1

460,8

461,8

456,4

474,4

Нефтепродукты

28,2

28,4

28,7

31,6

30,6

Итого

482,3

489,2

490,5

488

505

   

2009/2008

20010/2009

2011/2010

2012/2011

Прирост, %

 

1,4

0,27

- 0,51

3,5

Как видно из таблицы в последние годы объем транспортировки нефти по магистральным трубопроводам вырос на 3%.

Основным энергоресурсом, используемым в организации является электроэнергия, на которую приходится около 75% от общего потребления ТЭР; доля котельно-печного топлива в общем балансе расхода ТЭР составляет порядка 10%; покупной тепловой энергии – около 10 %; моторного топлива – около 7 % (рис. 1.2). Доля финансовых затрат на электроэнергию составляет около 88 %, на моторное топливо приходится около 7% от общих финансовых затрат на оплату ТЭР, на котельно-печное топливо – около 6%, на покупную теплоту – около 5 % и на водопотребление – около 0,1%. [7]

Рис. 1.1. Распределение расхода ТЭР по видам энергоносителей, 2012г.[7]

В последние годы потребление электроэнергии при транспортировке нефти выросло на 6%.

Также существуют на предприятии аварии, причиной этому служат:

1) Узкая реализация программы энергосбережения предприятия (мероприятия по повышению энергоэффективности носят, в основном, технологический характер).

2) Дефицит финансирования ресурсов на реализацию программ энергосбережения (в настоящее время организация несет значительные расходы на строительство новых магистральных нефтепроводов).

3) Немаловажной преградой на пути к реализации всего потенциала энергосбережения является высокая загруженность объектов трубопроводного транспорта.

  1.  
    1. Принципы формирования организационно-экономических решений энергосбережения нефтетранспортного предприятия.

Программа энергосбережения компании формируется на основании нормативно-законодательных актов РФ, таких как, Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении», Приказ Федеральной службы по тарифам от 26 августа 2010 г. «Об установлении требований к программам в области энергосбережения» и собственно энергетической стратегии России.

Основной принцип, заложенный при формировании программы энергосбережения компании на 2012-2015 гг. – первоочередная реализация мероприятий с минимальными затратами, которые дают максимальный энергосберегающий эффект.

Исходя из этого принципа, все мероприятия разделяются по срокам окупаемости:

  • долгосрочные высокозатратные мероприятия, требующие значительных инвестиционных затрат со сроком окупаемости более 5 лет;

  • среднезатратные мероприятия, срок окупаемости от 2 до 5 лет;

  • первоочередные малозатратные мероприятия со сроком окупаемости до 1-2 лет.

Основными целями Программы энергосбережения являются уменьшение потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) при безусловном обеспечении плановых показателей технологических процессов и надежности работы оборудования, и снижение затрат на топливно-энергетические ресурсы в бюджете организации.

Для эффективного решения проблем, связанных с реализацией энергосберегающих мероприятий необходимо разработать:

- механизм финансирования энергосберегающих проектов;

- систему материального стимулирования персонала бюджетных организаций по результатам работ в энергосбережении;

- методику проведения технико-экономического обоснования и анализа энергосберегающих проектов для учреждений образования с учетом факторов стимулирования;

- программное обеспечение для проведения работ по технико-экономическому обоснованию и стимулированию внедрения эффективных энергосберегающих проектов.

Достижение поставленных целей возможно не только за счет решения прямых задач, дающих непосредственных эффект энергосбережения – разработки и внедрения планов и программ энергосберегающих мероприятий. Не менее важное значение имеет отслеживание динамики процесса реализации разработанных мероприятий по экономии энергетических ресурсов – мониторинг программы энергосбережения. [7]

В результате анализа системы показателей контроля энергоэффективности были выявлены следующие недостатки:

  • В данной системе не достаточно полно раскрыты показатели, которые бы учитывали труд исполнителей, то есть, не в полной мере учтен человеческий фактор.

  • Учитывается снижение удельных технологических потерь только в результате естественной убыли, при этом не явно отражено уменьшение потерь вследствие снижения затрат на ликвидацию аварий.

  • Не достаточно явно отражена инновационная активность рядовых работников предприятия в процесс энергосбережения.

Все существующие на данный момент руководящие документы служат для организации правильной эксплуатации и строительства трубопроводов, однако не могут являться основанием для обоснования выбора энергосберегающих мероприятий.

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ СБЕРЕЖЕНИЯ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ НА НЕФТЕТРАНСПОРТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ.

2.1. Характеристика методических подходов к планированию программы энергосбережения

В рамках этой задачи были проанализированы уже существующие на данный момент показатели энергоэффективности на нефтетранспортном предприятиии «Сибнефтепровод», в результате анализа были выявлены следующие недостатки:

  • В данной системе не достаточно полно раскрыты показатели, которые бы учитывали труд исполнителей, то есть, не в полной мере учтен человеческий фактор.

  • Учитывается снижение удельных технологических потерь только в результате естественной убыли, при этом не явно отражено уменьшение потерь вследствие снижения затрат на ликвидацию аварий.

  • Не явно раскрыты показатели, способные выявить существующий потенциал энергосбережения и пути сокращения электропотребления.

  • В данной системе в недостаточной норме учитывается инновационная вовлеченность менеджмента в процесс энергосбережения. Не достаточно явно отражена инновационная активность рядовых работников предприятия в процесс энергосбережения.

  1.  
    1. Адаптация методики программно-целевого планирования энергосбережения к условиям предприятия так, чтобы она включала принципы, критерии и методы формирования энергосберегающих мероприятий;

    2. Механизм финансирования энергосберегающих проектов. Одним из важнейших факторов стимулирования энергосбережения на предприятиях и в организациях могут являться средства из специального фонда энергосбережения данного предприятия, где будут аккумулироваться денежные средства от энергосберегающих проектов. Следует отметить, что часть сэкономленных средств нужно использовать на проведение очередных плановых работ по повышению эффективности использования энергоресурсов, а часть - на материальное поощрение инициативных работников.

    3. Система материального стимулирования нефтетранспортного предприятия по результатам работ в энергосбережении.

Нормативная база стимулирования энергосбережения может включать:

  • положение о материальном стимулировании персонала предприятия за экономию ТЭР;

  • положение о смотре-конкурсе подразделений по работам в области энергосбережения;

  • положение о материальном стимулировании трудового коллектива, отдельных работников за экономию ТЭР;

  • положение о вкладе работников трудового коллектива в энергосбережение и принципах материального и морального поощрения за достигнутые результаты в области энергосбережения;

  • положение о создании группы ответственных лиц за экономию ТЭР.

5. Методика технико-экономического обоснования и анализа энергосберегающих проектов для организаций. Основная задача технико-экономического анализа энергосберегающих проектов для нефтетранспортной компании заключается в том, чтобы сделать правильный, экономически и технически обоснованный выбор энергосберегающих проектов, которые принесут предприятию не только максимальную экономию энергетических ресурсов, но и позволят получить дополнительные источники финансирования.

Методика технико-экономического обоснования включает:

- методику определения экономической эффективности энергосберегающего оборудования на предприятии, критерии экономической эффективности инвестиций для энергосберегающего оборудования в отрасли;

- оценку экономической эффективности внедрения энергосберегающего оборудования для предприятия с учетом инфляции и риска.

6. Программное обеспечение для проведения работ по технико-экономическому обоснованию– «Espoteo”.

Задачи, решаемые с помощью разработанного программного обеспечения:

- Определение капитальных вложений и эксплуатационных расходов, экономического и экологического эффекта и поступлений денежных средств от реализации;

- Расчет показателей экономической эффективности с учетом фактора времени (учета инфляции и риска;

- Разработка технико-экономического обоснования и проведение технико-экономического анализа энергосберегающих проектов для предприятия, возможность сохранения и корректировки данных по энергосберегающему проекту и вывод результатов в формате программного продукта;

- Сокращение трудоемкости разработки технико-экономического обоснования, простота использования программного обеспечения.

Полное внедрение разработок позволит:

- сэкономить средства за счет проводимых энергосберегающих мероприятий;

- обеспечить бюджетные организации нормативно-методическим материалом и программным обеспечением для проведения работ по технико-экономическому обоснованию и анализу энергосберегающих проектов предприятий, стимулированию персонала, значительно облегчающим реализацию процессов энергосбережения в организациях;

- повысить уровень и ответственность административно-хозяйственного и технического персонала, в большей степени ответственных за энергосбережение.

Также были проанализированы различные группы подходов формирования программы энергосбережения с целью их систематизации и выделения новой группы подходов, позволяющей комплексно подойти к процессу планирования энергосбережения на ОАО «Сибнефтепровод».

Таблица 2.1

Характеристика существующих на нефтетранспортных предприятиях подходов планирования энергосбережения [7]

Характеристика подхода

Достоинства

Недостатки

Подход безусловного выполнения требований российского законодательства, международных договоров Российской Федерации, стандартов и правил в области использования энергетических ресурсов, энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

Позволяет соответствовать нормам, установленным государством. Направленность энергосберегающих мероприятий на стратегические цели страны.

Снижает инициативность предприятия к созданию частных показателей, внутренних стандартов и правил в области энергоэффективности.

     

Подход постановки, постоянного анализа, последовательной актуализации энергетических целей и задач, формирования энергетической стратегии для различных уровней управления планированием и потреблением топливно-энергетических ресурсов и программ ее реализации;

Позволяет комплексно отслеживать выполнение программы энергосбережения для всех уровней управления.

Увеличивает трудоемкость программы

Подход открытости значимой информации об энергосберегающей деятельности.

Повышает инвестиционную привлекательность, повышает уровень доверия держателей акций предприятия.

Увеличивает нагрузку на менеджмент в части разъяснения поступающей информации

Подход приоритетности: порядок реализации мероприятий от менее к более затратным и от более к менее окупаемым.

Позволяет максимально быстро достичь эффекта от мероприятий.

Снижает актуальность реализации стратегии повышения энергоэффективности.

Подход повышения уровня знаний в области энергосбережения и энергоменеджмента персонала, влияющего на потребление топливно-энергетических ресурсов, а также повышение информированности об Энергетической политике и программе энергосбережения на всех уровнях организации, повышение заинтересованности в рациональном расходовании и экономии топливно-энергетических ресурсов.

Позволяет привлечь к процессу энергосбережения все уровни организации.

Увеличивает затраты (как денежных средств, так и временные затраты) на проведение обучающих мероприятий, курсов повышения квалификации

На данных подходах базируется энергетическая политика и программа энергосбережения предприятия. В ходе анализа было выявлено, что существующая группа принципов не полно отражает все аспекты энергосбережения, не в достаточной мере позволяет комплексно подойти к процессу энергоэффективности на предприятии.

2.2. Организационное обеспечение реализации программы энергосбережения на нефтетранспортном предприятии.

Основными целями Программы энергосбережения являются уменьшение потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) при безусловном обеспечении плановых показателей технологических процессов и надежности работы оборудования, и снижение затрат на топливно-энергетические ресурсы в бюджете ОАО.

Достижение поставленных целей возможно не только за счет решения прямых задач, дающих непосредственных эффект энергосбережения – разработки и внедрения планов и программ энергосберегающих мероприятий. Не менее важное значение имеет отслеживание динамики процесса реализации разработанных мероприятий по экономии энергетических ресурсов – мониторинг Программы энергосбережения.

Механизм мониторинга процесса внедрения энергосберегающих мероприятий Программы реализуется через контроль показателей, определяющих динамику повышения энергетической эффективности технологического процесса перекачки нефти.

Перечень показателей для мониторинга определен требованиями Приказа ФСТ РФ от 26 августа 2010 г. № 407-э «Об установлении требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности субъектов естественных монополий, оказывающих услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам, на 2010-2012 гг.», постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2010 г. №340, методических рекомендаций по разработке программ энергосбережения хозяйствующих субъектов с долей государственной собственности, утвержденных Министерством энергетики РФ 2 октября 2008 г.:

  1. Снижение удельного потребления электроэнергии, используемой для перекачки нефти по магистральным трубопроводам (тыс.кВт∙ч/млн.т∙км) и перевалки, приема, слива, налива, сдачи нефти (кВт∙ч/т).

  2. Оснащенность зданий, строений, сооружений, находящихся в собственности субъектов естественных монополий, оказывающих услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам, приборами учета используемых воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии.

  3. Снижение потребления энергетических ресурсов (газа, тепловой и электрической энергии, нефти, горюче-смазочных материалов), используемых на собственные и технологические нужды при оказании услуг по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам и перевалке, приему, сливу, наливу, сдаче нефти.

  4. Снижение удельных технологических потерь (естественной убыли) нефти при её транспортировке по магистральным трубопроводам и перевалке, приему, сливу, наливу, сдаче нефти (кг/100 т∙км; кг/т).

  5. Годовая отчетность об объемах выпускаемой продукции (грузооборот);

  6. Ежемесячная отчетность о потреблении энергоресурсов;

  7. Годовой отчет об энергоемкости производства;

  8. Годовая экономия энергоресурсов;

  9. Годовые затраты на реализацию Программы.

Заполнение форм отчетности для мониторинга эффективности Программы энергосбережения ведется на основе существующих форм о потреблении топливно-энергетических ресурсов филиалами ОАО «Сибнефтепровод».

Обязанности центров ответственности за мониторинг эффекта внедрения энергосберегающих мероприятий возлагаются на соответствующие производственные структурные подразделения: Отдел главного энергетика, Отдел по эксплуатации магистральных нефтепроводов, Отдел главного механика, Службу главного технолога, Отдел охраны окружающей среды и рационального природопользования, Транспортный отдел, Отдел главного механика.

Мониторинг реализации Программы энергосбережения осуществляется по следующим основным направлениям:

  • учет производства, отпуска и потребления топливно-энергетических ресурсов (на основе установки приборов учета);

  • надзор за рациональным и эффективным использованием энергетических ресурсов со стороны отдела главного энергетика ОАО «Сибнефтепровод»;

  • контроль проведения энергетических обследований филиалов и подразделений в оговоренные сроки;

  • контроль реализации мероприятий по энергосбережению, рекомендованных в Программе энергосбережения;

  • контроль за рациональным и эффективным расходованием средств, выделяемых на реализацию энергосберегающих проектов.

На Отделы главного энергетика организаций, принадлежащих в ОАО «Сибнефтепровод» возлагаются следующие функции:

  • разработка Программ энергосбережения по каждому филиалу;

  • контроль за внедрением энергосберегающих мероприятий;

  • анализ и обобщение итогов выполнения Программы энергосбережения.

В соответствии с приказом ФСТ РФ № 407-э от 26.08.2010 г. для субъектов естественных монополий, оказывающих услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам, установлены целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности на 2014-2016 гг.

Снижение удельного потребления электроэнергии, используемой для перекачки нефти по магистральным трубопроводам (тыс.кВт·ч/млн. т·км).

Значение данного целевого показателя рассчитывается на каждый год реализации программы на протяжении всего срока ее реализации как процентное соотношение прогнозного значения показателя удельного расхода электроэнергии в каждом году реализации Программы и ожидаемого значения данного показателя в предшествующем году.

В соответствии с требованиями ФЗ-261, ст.24 организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, обязаны обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных им воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля по отношению к 2012 году.

В рамках усовершенствованной системы показателей автором предлагается разработать и рассчитать мероприятие, направленное на энергосбережение в системах освещения. А именно:

а) Замена ламп накаливания на люминесцентные или энергосберегающие лампы в помещениях

Технико-экономические показатели энергосберегающего мероприятия на примере НПС Надым:

Количество ламп накаливания (ЛН) – 70 шт.

Светоотдача – 13,5 лм/Вт

Мощность ламп накаливания -100 Вт.

Замена на энергосберегающие лампы в количестве - 70 шт.

Время работы ламп в году 3600 час.

Светоотдача энергосберегающих ламп – 75 лм/ Вт

Мощность энергосберегающих ламп – 18 Вт

Потенциал энергосбережения составит:

Пэл = (100-18)·70·3600·10-6 = 20,66 тыс.кВт·ч (без учета снижения количества устанавливаемых ламп).

Сводные результаты расчетов этого мероприятия в целом по предприятию представлены в таблице 2.15

б) Замена ламп ДРЛ освещения территории на натриевые ДНаТ, ДНаЗ, МГЛ

Технико-экономические показатели энергосберегающего мероприятия на примере НПС «Нягань» :

Количество ламп ДРЛ – 70 шт.

Светоотдача – 54 лм/Вт

Мощность ламп ДРЛ -250Вт.

Замена на лампы ДНаЗ в количестве 70 шт.

Светоотдача ламп ДНаЗ –96 лм/ Вт

Мощность ламп ДНаЗ – 150 Вт

Время работы ламп в году 3600 час.

Пэл = (250-150)·70·3600·10-6 = 25,2 тыс.кВт·ч (без учета снижения количества устанавливаемых ламп)

Сводные результаты расчетов потенциала энергосбережения при замене ламп освещения на энергосберегающие лампы в целом по ОАО представлены в таблицах 2.2.

Таблица 2.2

Сводная таблица потенциала энергосбережения при замене ламп ДРЛ освещения территории на натриевые ДНаТ, ДНаЗ для ОСТ магистрального транспорта нефти

Σ мощн. на до замены

Σ мощн. после замены

Кол-во ламп для замены

Цена

1 кВт∙ч, руб.

Потенциал энергосбережения

тыс.кВт·ч

тыс.руб.

т у.т.

3802250

1901125

15209

2,72

6277,399

17075

772,120

Таблица 2.3

Потенциал энергосбережения при замене ламп накаливания на энергосберегающие лампы для ОСТ магистрального транспорта нефти

Σ мощн.

до замены

Σ мощн.

после замены

Кол-во ламп для замены

Потенциал энергосбережения

тыс. кВт·ч

тыс.руб.

т у.т.

1493827

601144

12212

3214

8742

395

в) Применение автоматической системы управления освещением (датчики движения, освещение территории по датчику времени, датчику освещенности)

Технико-экономические показатели энергосберегающего мероприятия:

Применение фотореле в светильниках для освещения территорий НПС:

Среднее количество элементов фотореле - 27 шт.

Среднее уменьшение времени работы светильников – 1 час/сутки.

Количество суток работы в году – 365 сут.

Средняя мощность ламп – 250 Вт.

Потенциал энергосбережения:

Пэл = 365∙1∙27∙250∙10-6 = 2,464 тыс. кВт·ч.

Применение датчиков движения в светильниках:

Число датчиков движения на одну НПС – 15 ед.

Снижение наработки ламп за год – 2000 час.

Средняя мощность ламп – 100 Вт.

Потенциал энергосбережения:

Пэл = 100∙2000∙15∙10-6 = 3 тыс. кВт·ч.

Таблица 2.4

Результаты расчета энергосбережения от использования систем автоматического управления освещением для объектов магистрального транспорта нефти

Мероприятие

Кол-во фотореле и датчиков

Потенциал энергосбережения

тыс.

кВт·ч

тыс.руб.

т у.т.

фотореле

77

7,026

19,11

0,864

дат. движения

27

5,400

14,69

0,664

Итого

 

12,426

23,544

1,528

Также в рамках усовершенствованной системы показателей автором предлагается разработать анонимную анкету с целью выявления информированности и лояльности сотрудников программе энергосбережения.

  1. ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕР ПО РАЗВИТИЮ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА НЕФТЕТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

В рамках методического инструментария планирования энергосбережения предлагается установить целевые значения системы показателей оценки энергоэффективности предприятия. Суть процесса планирования лежит в определении и постановки целей, а лишь затем подбираются пути их достижения.

Установка фотодатчиков в светильники для освещения наружных площадок дает возможность автоматического включения светильников с наступлением сумерек и отключения с рассветом. Установка датчиков движения в светильники для охранных систем объектов Компании на НПС, для освещения узлов задвижек на линейной части МН дает возможность уменьшить расход электроэнергии за счет включения светильников при необходимости и тем самым уменьшается наработка ламп.

Ожидаемый годовой технологический эффект от установки датчиков движения, датчиков освещенности ОАО «Сибнефтепровод» составляет:

1) Применение фотореле в светильниках для освещения промплощадок

Среднее уменьшение времени работы светильников – 1 час/сутки.

Количество суток работы в году – 365 сут.

Средняя мощность ламп – 250 Вт.

Годовой потенциал энергосбережения (технологический эффект) от установки одного фотореле: Пэл = 365∙1∙250∙10-6 = 0,09125тыс. кВт·ч/год;

Годовой потенциал энергосбережения (технологический эффект) от установки фотореле в количестве 77 шт.: Пэл = 0,09125∙77 = 7,026 тыс. кВт·ч/год.

2) Применение датчиков движения (освещенности) в светильниках

Среднее снижение наработки лампы при установке датчиков освещенности за год – 2000 час.

Средняя мощность ламп – 100 Вт.

Годовой потенциал энергосбережения (технологический эффект) от установки одного датчика освещенности: Пэл = 100∙2000∙10-6 = 0,2 тыс. кВт·ч/год;

Годовой потенциал энергосбережения (технологический эффект) от установки датчиков освещенности в количестве 27 шт.: Пэл = 0,2∙27 = 5,4 тыс. кВт·ч/год.

Таким образом, суммарный годовой потенциал энергосбережения (технологический эффект) от установки датчиков движения, датчиков освещенности с учетом расхода электроэнергии на собственные нужды составляет:

Пэл.сумм = 7,026+5,4-0,13=12,3 тыс. кВт·ч/год.

При выполнении экономического обоснования целесообразности мероприятия по установке датчиков движения и освещенности расчет выполнен на худший вариант, предполагающий, что в первый год реализации ЭСМ экономия электроэнергии будет составлять только половину от годового эффекта, т.е. 6,2 тыс. кВт·ч/год. Рассчитанные значения показателей эффективности энергосберегающего мероприятия удовлетворяют следующим требованиям:

ЧДД > 0; ИД > 1; ВНД > 12%; срок окупаемости Т< 5 лет.

Следовательно, установка датчиков движения, датчиков освещенности в ОАО «Предприятие» целесообразна и может быть рекомендована к реализации.

Таблица 3.1

Оценка и ранжирование затратных технических мероприятий по критериям ЧДД (NPV) и ИД (PI)

Наименование мероприятия

Расчетный

период, лет

ЧДД (NPV), тыс.р.

ИД (PI)

Замена ламп освещения на энергосберегающие лампы

2,5

204018

4,4

Рациональное использование электроэнергии за счет внедрения автоматической системы управления освещением

5

10238

3,7

Эффективное развитие рационального использования электроэнергии требует разработки методологических приоритетов и практических механизмов совершенствования управления энергообеспечением в контексте решения современных организационно-экономических проблем.

Структурная программа энергосбережения должна состоять из следующих разделов: общей части, нормативно-правовой базы, перечня основных направлений энергосбережения и приложений. В соответствии с существующей программой энергосбережения предлагается добавить в следующие пункты: программный блок и информационно – образовательный блок.

В первом разделе наряду с формулированием целей, задач программы и ожидаемых результатов, предлагается описать основные принципы построения и управления, а также привести схему управления энергосбережением предприятия.

Основная часть программы энергосбережения – программный блок, должна включать организационно-технические мероприятия, перечень проектно-конструкторских и научно-исследовательских работ в области энергосбережения, а также перечисление первоочередных объектов создания демонстрационных зон высокой энергетической эффективности.

Главной особенностью построения программного блока является возможность разработки на его основе детальных годовых программ энергосбережения и оптимизации направлений энергосбережения предприятия. [1]

В информационно-образовательном блоке предлагается включить два основных вида этой деятельности: подготовку и переподготовку специалистов всех уровней по энергосбережению, пропаганду идей энергосбережения.

Таким образом, предлагается скорректировать программу энергосбережения ОАО «Сибнефтепровод» 2012-2015гг. в соответствии с вышеописанными предложениями, что позволит более эффективно реализовать программу повышения энергоэффективности и положительно скажется на результатах хозяйственной деятельности предприятия и развития отрасли в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе были решены следующие задачи:

  1. В ходе анализа была оценена динамика энергоресурсов, в результате чего было выявлено, что темпы роста потребления электроэнергии растут быстрее, чем объемы перекачки нефти.

  2. Были определены основные пути сбережения энергоресурсов предприятия по сравнению с прописанными целевыми задачами в стратегии энергосбережения РФ.

  3. Были определены значения целевых показателей энергосбережения в результате реализации программы повышения энергоэффективности, а также определены основные направления совершенствования существующей на предприятии программы энергосбережения.

Проанализировав деятельность ОАО «Сибнефтепровод», можно сделать вывод, что улучшить показатели по энергосбережению вполне реально и возможно путем создания целевых программ в области энергосбережения, информирования персонала в сфере энергосбережения, рациональном использовании освещения на производственном объекте. Также возможно создание организации энергетического аудита на предприятии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ

  1. Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

  2. Приказ Федеральной службы по тарифам от 26 августа 2010 г. N 407-э "Об установлении требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности субъектов естественных монополий, оказывающих услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам, на 2010-2012 г.г."

  3. Поручение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № ИШ-П9-7894 «Реализация организациями с государственным участием мероприятий по разработке программ энергосбережения и повышения энергоэффективности»

  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. № 340 «Правила установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности».

  5. Андронова И. В. Стратегическое управление эффективностью ресурсопотребления в нефтегазовом секторе экономики: Дис. ... канд. экон. наук – Тюмень, 2006 – 320 c.

  6. Ахмадуллин К.Р. Энергосберегающие технологии трубопроводного транспорта нефтепродуктов: Дис. ... д-ра техн. наук: Уфа, 2005 г., 390 с.

Просмотров работы: 2468