КОНСАЛТИНГОВЫЕ УСЛУГИ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

КОНСАЛТИНГОВЫЕ УСЛУГИ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Шибайкин В.А. 1, Бабукова А.Ф. 1
1Саратовский государственный аграрный университет им.Н.И.Вавилова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Консалтинговая деятельность в сельском хозяйстве является одним из основных факторов, способствующих повышению эффективности сельскохозяйственного производства.

Мировой опыт показывает, что одним из главных факторов расширения и развития сельскохозяйственного сектора является использования кооперации и услуг консалтинга. Сельскохозяйственные предприятия в редких случаях способны успешно развиваться без привлечения помощи консультантов.

Эффективность консалтинговых услуг обуславливается тем, что на опыте многих стран мира продемонстрирован действенный инструмент развития сх путем использования услуг данного рынка. Консалтинг способен самым простым и быстрым способом трансформировать инновационные разработки научных учреждений в практическую деятельность.1

Рис.1. Элементы рынка консалтинговых услуг в России

Консалтинговые услуги сельскохозяйственных предприятий в России определяются рядом свойств:

  1. Сх предприятия при обращении к рынку консалтинговых услуг сталкиваются с целым рядом рисков, связанных с выбором специалиста и сроками получения результатов от совместной работы. Сх предприятие не может быстро увидеть, ощутить «плоды» от сотрудничества с консалтингом, их можно будет оценить только после приобретения данной услуги. Это приводит кне доверительномуотношению многих сх предприятий к данной возможности, а, следовательно, и отражается на частоте обращения к ней. Таким образом, возникает реальная потребность в дополнительной рекламе данных услуг для того, чтобы привлечь сх производителей в эту сферу, а, следовательно, и к инновационному развитию.

  2. Сельское хозяйство не стоит на месте, ежедневно появляются новые методики, технологии, инновационная техника. В этих условиях сх предприятия все-таки позволяются себе отказаться от постоянного мониторинга сх новшеств, не интересуясь инновациями в данной отрасли. В подобной ситуации консалтинговые услуги являются неотъемлемой частью инновационного развития сх. Но к сожалению, зачастую клиент не может однозначно определить уровень профессионализма консультанта. Этот факт вызывает опаску и недоверие при решении обратится сх предпринимателя к данному виду услуг.

  3. Сх в отличии от многих других отраслей отличается ярко выраженной непостоянностью, сезонностью. В связи с этим возникает проблема нестабильной потребности в консалтинговых услугах, так как их нельзя купить про запас или оставить на потом. Сх предприниматели вынуждены действовать быстро.

Рис.2. Факторы потребности консалтинга в России

Анализируя результативность и популярность консалтинговых услуг в сх России, можно сделать вывод о том, что данную сферу необходимо скорейшим образом развивать. Эта потребность обусловлена тем, что ее связьс сх, их сотрудничество значительно отражается на инновационном развитии этой стратегически важной отрасли. Современная практика показывает, что сегодня во время постоянного прогресса остановка в развитии-это уже деградация. Необходимо делать акцент именно на доверии к консалтинговым услугам у сх предприятий и в то же время на контроле качества этих услуг. Здесь непременно затрагивается вопрос именно о партнерских отношениях между клиентом и консультантом, так как суть консалтинговых услуг состоит в передаче опыта, обмене знаниями, а в таком деле не должно возникать односторонней связи.2 Должна развиваться система коммуникаций, становление инновационного потенциала.

Для решения проблемы консалтинговых услуг в сх необходимо в первую очередь рассматривать вопросы качественной организации, планирования и контроля деятельности консультантов.

Причиной возросшего спроса на консалтинговые услуги у сх предприятий России является потребность сх производителей в профессиональной и актуальной помощи консультантов в принятии управленческих решений при введении различных новшеств в производство либо при возникновении острых проблем с ведением сх деятельности. А так как скорость инновационного прогресса незамедлительно растет, а потребительский спрос на рынке изменяется ежедневно, потребность в высокопрофессиональных консультантах так же возрастает, что ведет к становлению рынка консалтинговых услуг. Но несмотря на это спрос на консалтинговые услуги в России по сравнению с развитыми странами мира незначителен, хоть и начинает расти.

Причины медленного развития сельского хозяйства во многом обусловлены низким уровнем его инновационного потенциала - недостаточными темпами структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала, дефицитом квалифицированных кадров. Может ли передача на аутсорсинг бизнес-процессов сельскохозяйственных предприятий, наиболее связанных с развитием инновационного потенциала, дать более быстрый результат в достижении желаемого результата и позволит ли выбор компании - аутсорсера подойти к процессу возрождения инновационных процессов в сельскохозяйственной деятельности качественно и с наилучшим результатом?

Под аутсорсингом (от англ. outsourcing: внешний источник) в агропромышленном комплексе понимается передача стороннему подрядчику некоторых функций или бизнес-процессов организации с целью использования организацией АПК внешних ресурсов для повышения собственной эффективности и конкурентоспособности. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее 1 года)3. Внешняя ориентация вместо развития внутренних компетенций и знаний расширяет доступ ко всем видам ресурсов – не только материальным, но и интеллектуальным и информационным путем включения в собственные цепочки создания ценности других организаций, обладающих специфическими знаниями и конкурентными преимуществами. Именно поэтому на современном этапе развития инновационной деятельности в российском агробизнесе аутсорсинг можно рассматривать как инструмент диффузии инноваций и инновационного развития предприятий.

Мировая практика содержит разнообразные направления и виды аутсорсинга. Придерживаясь наиболее важных классификационных признаков – степени контроля над исполнителем (аутсорсером) и степени разделения с ним рисков и ответственности можно выделить полный и частичный аутсорсинг. Первая форма предполагает полную передачу функции или бизнес-процесса целиком и возложение на аутсорсера полной ответственности. Во втором случае передается лишь часть взаимосвязанных функций или бизнес-процессов заказчика с разделением ответственности и рисков.

Виды или направления аутсорсинга отражают виды получаемых извне услуг, соответствующих деятельности и специализации аутсорсера (рис.3).

Рис.3. Основные виды аутсорсинговых услуг в сельскохозяйственных организациях

С точки зрения интересов высшего руководства и интересов экономики сельскохозяйственного предприятия преимущества аутсорсинга можно разделить на две большие группы (рис. 4).

Рис. 4. Преимущества от использования аутсорсинга в сельскохозяйственной организации

Развитие аутсорсинга в России существенно отстает от тенденций в развитых странах, где концентрация собственного потенциала на ключевых направлениях бизнеса стала проверенным и общепризнанным способом развития бизнеса. Это связано большой закрытостью, непрозначностью российских компаний, недостаточной отработанностью технологии оказания аутсорсинговых услуг и отсутствием развитой сети специализированных поставщиков. Передача на аутсорсинг полностью или частично функций (бизнес-процессов) возможна и экономически целесообразна только в случае существования конкурентного рынка соответствующих работ (услуг).

Отсутствие необходимой концентрации специализированных поставщиков особенно сильно мешает развитию аутсорсинга в аграрной сфере. Специалисты отмечают, что именно по этой причине в российском сельском хозяйстве, в отличие от западного, еще нет классических примеров аутсорсинга, направление в нашей стране только формируется4.

Опрос почти 1000 российских менеджеров, проведенный компанией E-xecutive, показал, что 63% респондентов уже используют аутсорсинг в своей деятельности и примерно столько же из оставшихся планируют обратиться к аутсорсингу в ближайшее время5. Наиболее распространенным направлением является аутсорсинг информационных технологий (97,7%), найм и обучение персонала (97,0%) и производственно-хозяйственных функций (рис.5).

Рис.5. Функции, наиболее часто передаваемые российскими компаниями

на аутсорсинг, в % (n=437)

Цитируемое исследование показало, что аутсорсинг ассоциируется в основном с второстепенными функциями, некритичными для конкурентоспособности компании. Только 4% опрошенных используют передачу внешним исполнителям основных производственных процессов. С учетом того, что сам факт аутсорсинга можно рассматривать как организационную инновацию, объяснение его недостаточного использования связано с недоверием российских менеджеров к инвестициям в инновации вообще. Особенно остро эти проблемы сохраняются в аграрной сфере.

Литература

 

1. Гвишиани Д.М. Управленческое консультирование. — М.: ЭКО, 2007.2. Ефремов B.C. Управленческий консалтинг как бизнес // www.bcg.ru3. Макхэм К. Консалтинг. — М.: Дело и сервис, 2000.4. Минто Б. Золотые правила Гарварда и McKinsey. Принцип пирамиды в мышлении, деловом письме и устных выступлениях. — М.: Изд-во «Манн, Иванов, Фербер«, 2007.5. Развитие рынка интеллектуальных услуг в условиях глобального финансового кризиса. Научная монография / Под общ. и науч. ред. Г.В. Астратовой. — Екатеринбург: «Квант-2», 2009.6. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» // http://www.raexpert.ru7. Шевченко С.Г.В зоне турбулентности. Российские консультационные компании в условиях глобального кризиса. — М.: Юниправэкс, 2010.8. Economistintelligenceunit // http://www.eiu.com

 

1Викентьев И. Л., Современный консалтинг: мифы и решения

2Ефремов B.C. Управленческий консалтинг как бизнес // www.bcg.ru

3http://ru.wikipedia.org

4Сельхозбизнес под ключ. Какие проекты можно поручать управляющим компаниям /www.agro-investor.ru

5 Как делают аутсорсинг в России /http://www.e-xecutive.ru/files/img2/outs.htm

Просмотров работы: 1591