НЕФТЕЗАГРЯЗНЕНИЕ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС ИЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ РЕГРЕСС? - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

НЕФТЕЗАГРЯЗНЕНИЕ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС ИЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ РЕГРЕСС?

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Российская Федерация обладает колоссальными природными ресурсами в частности огромными запасами нефти и природного газа. Добыча нефти, ее переработка и транспортировка – процессы сложные, трудоемкие и многозатратные, и помимо прибыли эти процессы наносят непоправимый вред окружающей среде.

По данным Greenpeace на 5 августа 2014 года каждый год в России происходит порядка 10 тысяч разливов нефти, и в результате аварий около 5 миллионов тонн нефтепродуктов попадает в окружающую среду.

Наибольшее количество нефти попадает в окружающую среду посредством ее транспортировки-перекачки по трубопроводам, в основном из-за прорыва трубы, вызванного изношенностью или коррозией. Причиной разливов также является механическое повреждение трубы, неправильная транспортировка нефтепродуктов, неблагоприятные погодные условия (особенно при водной транспортировке). Катастрофы на воде – имеют самые пагубные экологические последствия: вследствие разлива погибает почти вся флора и фауна водоема, поверхность воды покрывается тонкой пленкой, которая не пропускает солнечные лучи и различные вещества, необходимые для жизни, вода становится абсолютно непригодной для потребления, происходит мутация микроорганизмов. Более того, если авария произошла вблизи крупных городов, то велика вероятность, что нефть «соединится» с другими загрязнителями, что приведет к еще более ужасающим последствиям. Нефть опасна также и для птиц, которые гнездятся у воды: по данным экологов из Greenpeace, чтобы отмыть птицу от нефтяной пленки необходимо как минимум 1,1 тыс. л. чистой воды и 45 минут времени.

Самой крупной катастрофой за всю историю нефтедобычи была авария в Мексиканском заливе на нефтяной платформе Deepwater Horizon компании BP. В результате аварии в Мексиканский залив попало 5 млн. баррелей нефти, за 150 дней нефтяное пятно достигло 75 тыс. кв. км. В России же самая крупная катастрофа случилась во время шторма в Керченском проливе 11 ноября 2007 года, когда в море вылилось более 2 тыс. тонн мазута.

По данным Greenpeace при попадании в почву 1 кубометра нефти потенциальная площадь загрязнения поверхностного слоя грунтовых вод может достигать 5 тыс. кв. м. Восстановление растительности на нефтезагрязненных почвах происходит очень медленно, либо невозможно вообще. Вода и продукты питания, загрязненные углеводородами еще на стадии производства, крайне опасны для человеческого здоровья. У жителей городов, которым пришлось столкнуться с выбросом нефтепродуктов, риск заболеваний иммунной и нервной систем, органов дыхания и онкологией намного выше, чем в регионах, в которых не сталкивались с подобным видом загрязнения.

Бороться с нефтезагрязнением очень трудно. Существуют механические методы ликвидации нефтепродуктов с поверхности (позволяют собрать не более 20-30% разлитой нефти), физико-химические и биологические методы. Самым эффективным способом является использование специального сорбента, который поглощает, обезжиривает и разлагает нефтепродукты на простые вещества – углекислый газ и воду. Совместно с сорбентом также используют специальные биопрепараты для ускорения процесса разложения. Биоразлагающие сорбенты помогают проводить рекультивационные работы, которые дают надежду на восстановление почвы и водоемов. Каждый год площадь земель, которым необходима рекультивация, увеличивается на 10 тыс. га. По данным журнала «Нефтегаз» данный метод оправдывает себя не только с экологической, но и с экономической точки зрения.

Аварии, связанные с разливом нефти, приносят огромные экономические убытки. Во-первых, происходит утечка сырья. Во-вторых, бороться с последствиями аварий – дело дорогостоящее и длительное. Для ликвидации последствий аварии танкера Exxon Valdez в 1989 году ушло 17 лет, и в общей сложности на очистку было потрачено 2$ млрд. Стоит отметить, что данная авария занимает 35 место в списке катастроф, связанных с разливом нефти.

Осенью 2014 года глава правительства Дмитрий Медведев подписал специальные постановления, которые определяют механизм подготовки компаниями планов по ликвидации и предупреждению нефтяных разливов. «Greenpeace Россия» ежегодно проводит различные исследования и проверки нефтяных компаний на предмет соблюдения всех норм и правил, предусмотренных законодательством. В случае нарушения компания обязана изменить свою тактику в пользу сохранения окружающей среды.

Разливы нефти приносят колоссальный ущерб всей биосфере Земли, поэтому необходимо разрабатывать и подготавливать специальные программы, по предотвращению аварий в будущем. Человечеству необходимо задуматься об экологической ситуации на планете и постараться избегать катастроф и вандализма. Ведь всем известна простая истина: «Болезнь лучше предотвратить, чем лечить».

Список литературы.

  1. «Нефтяное загрязнение: проблемы и возможные решения» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.greenpeace.org/russia/Global/russia/report/Arctic-oil/Report_Russia_Spills_Oil.pdf. [Дата обращения 18.12.2014]

  2. «Нефтяные слезы России: аварии на нефтепроводах провоцируют рак» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://top.rbc.ru/economics/10/04/2012/645532.shtml [Дата обращения 19.12.2014]

  3. «Крупнейшие разливы нефти в истории человечества» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://neftegaz.ru/analisis/view/7509 [Дата обращения 18.12.2014]

Сведения об авторе:

Караева Анжелика Пирмамедовна,

Гр. ЭМ-233202, ВШЭМ, УрФУ

e-mail: [email protected]

Просмотров работы: 1199