ПРОБЛЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИКОВ В РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОБЛЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИКОВ В РОССИИ

Шимко А.К. 1
1Хабаровская государственная академия экономики и права
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В России в начале января 2013 года вступил в силу новый вид обязательного страхования, в соответствии с Федеральным законом от 14.06.2012 года № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном». Главной целью нового закона стало создание единых условий назначения компенсации всем категориях пассажиров независимо от вида транспорта и перевозок.

По мнению законодателей, введение обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу пассажиров, должно стать инструментом адекватной и гарантированной реализации норм гражданского законодательства в сфере ответственности перевозчика перед пассажирами. До вступления в силу данного федерального закона не всегда в полном объеме и своевременно осуществлялось возмещение пассажиру вреда, причиненного ему в процессе перевозки. Существовали проблемы в реализации данного закона, например, отсутствие у перевозчиков необходимых средств для возмещения вреда, необеспеченность соразмерного и гарантированного возмещения вреда.

Законодатель поставил цель защитить жизнь и здоровье людей, пострадавших из-за нарушения нематериальных благ. Теперь перевозчик должен ставить в известность пассажиров о своей страховке. Это сделано для того, чтобы сократить случаи нарушения прав потерпевших, не знающих о механизме страхования.

В перечислении обязанностей перевозчика Закон не учел, что в большинстве случаев они являются фиктивными, потому что они могут быть известными только тем перевозчикам, которым пассажиры предоставили персональные данные. Законодатель не устанавливает сроков, в которые должна быть предоставлена информация для возмещения, это является существенным минусом.

Страховщик может не выплачивать выгодоприобретателю страховое возмещение в случае:

1) воздействие ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий, гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок. Между тем перечень таких обстоятельств является закрытым и, в отличие от собственно их исключения из текста договора, не может быть расширен по инициативе одной из сторон. Так же стоит отметить, что законодатели предусмотрели возможность исключить данное основание из договора страхования соглашением сторон. Поэтому включение рассматриваемого основания в текст договора может зависеть от усмотрения сторон, что позволяет вести речь о данном требовании Закона как диспозитивном;

2) наступление страхового случая вследствие умысла выгодоприобретателя. Подобное обстоятельство целиком основано на противоправных действиях выгодоприобретателя. В этой связи закон защищает интересы добросовестной стороны;

3) величина подлежащего возмещению по соответствующему страховому случаю вреда, причиненного имуществу потерпевшего, меньше установленной договором обязательного страхования франшизы или равна ей.

Можно сделать вывод, что при наступлении страхового случая страховое возмещение выплачивается только в заявительном порядке, после подачи выгодоприобретателем заявления и требуемых документов, которые подтверждают право на выплату.

Страховщиком должно быть принято решение в течение 30 календарных дней после получения всех предоставленных документов о выплате страхового возмещения или мотивированного отказа в выплате.

Так же следует отметить, что интересам пострадавшего и перевозчика преимущество отдается последнему (перевозчику). «Распределение страхового возмещения между несколькими выгодоприобретателями в случае причинения вреда жизни потерпевшего», выгодоприобретатель обратившийся к страховщику позже других, т.е. когда страховая сумма уже исчерпана, не вправе переадресовывать свои требования перевозчику, но взыскивает причитающуюся ему выплату с других потерпевших в судебном порядке. Механизм реализации данной нормы выглядит весьма сомнительно, особенно если учесть, что прочие выгодоприобретатели действуют на вполне законных основаниях, более того, «запоздавший» выгодоприобретатель вынужден истребовать свою компенсацию по частям с каждого из лиц, получивших ее ранее.

Вопрос о порядке определения размера выплат, которые причитаются перепревшим, является спорным. Поскольку Законодательство является новым, судебная практика не наработана и является не однозначной.

Страховые суммы по каждому страховому риску гражданской ответственности в договоре обязательного страхования должны быть указаны раздельно:

  • 2.025.00 руб. – при причинении вреда здоровью каждого потерпевшего

  • не более 2.000.000 руб. – при причинении вреда здоровью каждого потерпевшего

  • не более 600 руб. за 1 кг веса багажа и 11.000 руб. за иное имущество при причинении вреда имуществу каждого потерпевшего.

Компенсационная выплата по имуществу каждого потерпевшего не должно превышать 23 000 рублей.

Можно сделать спорный вывод, что в системе, которая имеет разные способы расчета компенсации, один способ несовместим с гражданским законодательством. Потерпевшему нужно несколько раз рассчитывать компенсацию по разным нормативам, чтобы понять, к кому обращаться за ней. В случае недостаточности страховой суммы потребуется "двойной пакет" подтверждающих документов, включающий в себя одновременно судебно-медицинское заключение о степени тяжести вреда здоровью для взыскания страховой суммы и несколько судебно-медицинских заключений для взыскания дифференцированных выплат (утраченного заработка, расходов на лечение, дополнительное питание, посторонний уход и т.д.) непосредственно с перевозчика.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Конституция Российской Федерации и государственная символика. – М. : ООО «Рид Групп», 2013.

  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья, четвертая): по состоянию на 14. 11.2014 года.

  3. Федеральный закон от 23.07. 2013 № 251-ФЗ в ред. от. 02.12.2013 «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров».

  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 22. 12. 2012 № 1378 «Правила оформления документов для получения страхового возмещения и предварительной выплаты по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинения вреда жизни, здоровью или имуществу пассажиров».

  5. Д.В. Дурново. Страхование ответственности перевозчиков – продолжение следует. // Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2013. – №2.

  6. Е. П. Зобова. Новый вид обязательного страхования: страхование ответственности перевозчика за причинение вреда. // Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2012. - №6.

  7. А.А. Кирилловых. Договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков перед пассажирами.

  8. М. Романова. Расходы и доходы по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчиков. // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. – 2013. - №7.

Просмотров работы: 2313