ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОВЕДЕНИЯ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОВЕДЕНИЯ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Баринов В.Н. 1, Апойкова Е.А. 1, Супрун А.А. 1, Никулин А.А. 1
1Воронежский государственный архитектурно-строительный университет Воронеж, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
При разработке природоохранной политики государство преследует в качестве цели оказание эффективного воздействия на поведение физического лица или фирмы. Подобная политика может быть реализована самым различным образом (увеличение уровня налогообложения деятельности, вредной в экологическом отношении, принятие законодательных актов по нормированию неэкологичных видов деятельности). И наоборот, могут быть выделены субсидии, предоставляемые с целью поощрения экологически выгодных действий, или инвестиций. Отдельные мероприятия экологической политики могут быть включены в отраслевые программы (например, в области энергетики, сельского хозяйства и т.д.).

Начавшиеся еще в 1990г. глубинные преобразования в России оказались мало восприимчивыми к требованиям конференции в Рио-де-Жанейро по развитию Земной цивилизации, в ходе которой Россия взяла на себя обязательства перед мировым сообществом по реализации программы устойчивого развития.

Состояние окружающей природной среды в большинстве регионов России является неудовлетворительным. В последние годы резко упала технологическая дисциплина, существенно уменьшились ассигнования на природоохранную дея­тельность, в результате удельные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в расчете на единицу ВВП за 1992 - 2000 г.г. увеличились в 1,5 раза, сбросы в водоемы - в 1,9 раза, водоемкость ВВП - в 1,8 раза [2].

Природоохранная политика и проекты, направленные на охрану окружающей среды, организационно объединяются в природоохранных программах. Макроэкономическая политика оказывает заметное, а иногда и решающее влияние на окружающую среду, но далеко не всегда улучшение среды как таковой является приоритетной целью такой политики. Принципы "загрязнитель платит" и "пользователь платит" предусматривает непосредственное применение принципа "загрязнитель платит" и позволяет получить 80% всех поступлений в российские экологические фонды, которые обеспечиваются за счет платежей за загрязнение.

В сложившихся условиях важное значение приобретают вопросы проведения государственной экологической экспертизы.

В конце 1995 г. в Российской Федерации вступил в силу закон "Об экологи­ческой экспертизе», где определяется, что «экологическая экспертиза - это уста­новление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологиче­ской экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздейст­вий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы» [2].

Экологическая экспертиза является предупредительной мерой, позволяю­щей предотвратить вредоносную деятельность со стороны пользователя природных ресурсов. Суть ее предупредительного назначения выражается в том, что она проводится в виде предварительной проверки соответствия хозяйственных реше­ний, деятельности и ее результатов требованиям охраны окружающей природной среды, рационального пользования природными ресурсами, а также требованиям экологической безопасности общества.

В настоящее время в Российской Федерации существует несколько видов экспертиз, в том числе и Государственная экологическая экспертиза (см таблицу).

Основные принципы экологической экспертизы сформированы в ст.35 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды». Несмотря на то, что они относятся к государственной экспертизе, их необходимо использовать в любой эколого-экспертной деятельности. Государственная экологическая экспертиза должна строиться на обязательной, научной обоснованности, независимости и вневедомственности при широкой гласности и участии общественности [2].

Цель экологической экспертизы - провести оценку влияния использования природного потенциала (сброса или выброса продуктов отхода) на состояние ок­ружающей природной среды. Экологическая экспертиза включает в себя: сбор информации, ее обобщение, рассмотрение материалов на комиссии, оценку материалов экспертизы и составление заключения.

Экологическая экспертиза является одним из важных инструментов экономического механизма природопользования. Экспертизе должны быть подвергнуты все инвестиционные проекты и программы хозяйственной и иной деятельности. Она непосредственно реализует принцип предупреждения негативных экологических последствий. При этом экологическая экспертиза способствует экономии материальных затрат: установлено, что правильная организация технологического процесса с точки зрения его воздействия на окружающую среду на стадии проектирования в несколько раз дешевле последующей доустановки очистного оборудования и штрафных сумм за нарушения правил.

В последнее время все больше внимания уделяется вопросам эффективности экологического контроля и управления, важное место занимает соблюдение природоохранных норм и правил на всех стадиях реализации того или иного проекта. Основные принципы деятельности, базовые технические и технологические решения нужно выбирать и принимать еще на стадии подготовки предпроектной документации, т.к. именно на этой стадии важно оценить будущее воздействие намечаемой деятельности на окружающую природную среду и заложить условия максимального снижения отрицательных аспектов этого воздействия.

 

Таблица

 

Виды экологической экспертизы

 

Виды экологической

экспертизы

Органы исполнения

Сила действия

Государственная

Назначается уполномоченным органом государства в области охраны окружающей природной среды

Выводы имеют силу надведомтвенного документа, обязательного к исполнению

Ведомственная

Проводится по приказу соответст­вующего ведомства

Выводы имеют силу внутри соответствующей ведомственной структуры (если нет противоречий с выводами государственной экологической экспертизы)

Общественная

Проводится по инициативе общественных объединений, проводится негосударственными органами

Заключение носит форму рекомендаций

Научная

Проводится по инициативе научных учреждений или ВУЗов

Заключение носит информационный характер

 

 

Становление института экологической экспертизы в мире началось в 70-х годах сначала в США и Канаде, затем в странах Западной Европы и Японии, а в начале 80-х годов - в восточно-европейских странах и СССР.

Экологическая экспертиза является неотъемлемым элементом процедуры получения разрешения на размещение новых предприятий и реконструкцию действующих. Проведение экологической экспертизы в зарубежных странах базиру­ется на следующих положениях [5]:

-          выявляются факторы, негативно влияющие на состояние окружающей среды и на здоровье человека в случае реализации рассматриваемого проекта;

-         обосновываются мероприятия, способствующие уменьшению отрицательных экологических последствий;

-          сопоставляются альтернативные варианты и из них выбирается оптимальный по экологическому критерию;

-          экспертиза проводится независимыми специалистами;

-          в процессе экспертизы вся информация предоставляется общественности, общественное мнение учитывается при подготовке заключения.

Надо отметить, что в США различные законы, не связанные с экологической экспертизой, предусматривают обязанность государственных органов оценивать и не допускать возможный экологический ущерб в процессе выполнения ими своих основных полномочий. Так, Закон о координации использования и охраны рыб и диких животных 1934г. предусматривает согласовывать действия различных ведомств со Службой по охране рыб и диких животных, прежде чем приступить к осуществлению мероприятия, которое может оказать воздействие на «живые ресурсы»; Национальный закон о транспорте предлагает иметь альтернативные варианты проектов скоростных дорог, а также, если это возможно, не пересекать на­циональные парки и заповедники животных. По Национальному закону об охране исторических памятников 1966г. министерства и ведомства обязаны согласовывать мероприятия, оказывающие воздействие на состояние исторических мест, с Консультативным советом по охране исторических памятников. Значение же этого закона заключается в экологической оценке планируемых мероприятий, включая анализ всех возможных воздействий на окружающую среду [5].

Наиболее интересным представляется сам порядок проведения экологической экспертизы.

Надо отметить, что, во-первых, в каждом штате предъявляются свои конкретные требования к проведению экологической экспертизы: в одних штатах они более обширны, в других штатах законодательство об экологической экспертизе крайне слабо, а в-третьих, оно отсутствует вообще.

Заявление о воздействии на окружающую среду (процедура, получившая распространение в США) отражает) [6]:

-          воздействия планируемого мероприятия на окружающую среду;

-          негативное воздействие на окружающую среду, наступление которого неизбежно;

-          альтернативные варианты планируемого проекта;

-          взаимодействия краткосрочных видов использования окружающей среды в местных масштабах и перспективы ее сохранения и улучшения;

-          всех необратимых и невозобновимых видов ресурсов, которые будут ис­пользованы в случае, если планируемое мероприятие будет осуществле­но.

Функционирование Государственной экологической экспертизы в нашей стране началось с образованием в 1988г. Государственного комитета СССР по охране природы.

Это не означает, что ранее при разработке проектов хозяйственного развития экологические параметры не учитывались. Однако, экологической экспертизы как отдельной и независимой системы, как института, фактически не существовало. На практике экологическая экспертиза проводилась в форме согласования предплановых, предпроектных и проектных материалов с различными органами государственного надзора, каждый из которых преследовал прежде всего свои ведомственные интересы, противоречащие зачастую экологическим интере­сам общества. Единого центра, регулирующего и координирующего проведение экологических экспертиз, обеспечивающего комплексность экспертизы и противостоящего ведомственным интересам, не было. Последняя проводится с целью проверки соответствия хозяйственной или иной деятельности экологической безопасности общества. Она осуществляется на следующих принципах [2]:

-            презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

-            обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

-            комплексность оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду;

-            независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий;

-            научная обоснованность, объективность и законность заключений эколо­гической экспертизы;

-            гласность, участие общественных организаций (объединений), учет

-         общественного мнения;

-         ответственность участников экологической экспертизы за ее качество.

В настоящее время в России государственная экологическая экспертиза про­водится как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов. Специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы является Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды и его территориальные органы, имеющие исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы [2]. Субъектами государственной экологической экспертизы должны выступать три стороны: заказчик (государственная структура, которая имеет право назначать подобную экспертизу), подрядчик (исполнитель задания по экологической экспертизе (специалисты, НИИ и т.д.)), потребитель (предприятие или организация, являющаяся собственником объекта).

Объектами экологической экспертизы могут быть документы, предшест­вующие хозяйственной деятельности, негативно воздействующей на природную среду, сама вышеназванная деятельность и ее продукты [3]. В Законе [4] нет единого перечня объектов экологической экспертизы, есть лишь общая характеристика. Таким образом, любой проектный документ, любое мероприятие, намечаемое к реализации на территории России, новая техника, оборудование, продукция, мате­риалы потенциально могут рассматриваться в качестве объектов государственной экологической экспертизы.

Особым объектом экологической экспертизы является человек, его жизнь и здоровье во взаимосвязи с окружающей природной средой. Такая экспертиза на­зывается эколого-санитарной. Ее задача - установить причинную связь между состоянием здоровья человека, его изменениями и вредным воздействием окружающей среды под влиянием антропогенной деятельности. Близко к ней стоит эколого-нормативная экспертиза. Ее задача - исследовать соответствие требованиям экологической безопасности нормативов качества окружающей природной среды, предельно допустимых концентраций, выбросов, сбросов вредных веществ, предельно допустимого уровня радиационного воздействия, воздействия шума, вибрации, магнитных полей. В процессе такой экспертизы проверяется эффектив­ность показателей качества окружающей природной среды с точки зрения здоро­вья человека, охраны его генетического фонда [2].

Самостоятельное значение приобретает эколого-правовая экспертиза. Ее объектом являются законы, указы, правительственные постановления и распоря­жения, нормативные акты министерств и ведомств, нормативные акты субъектов Федерации, принимаемые ими в рамках отведенной компетенции. Необходимость проведения эколого-правовой экспертизы вытекает из обязанности, возложенной Законом РФ «Об Экологической экспертизе» [4] на законодательные и нормативные органы. Субъекты РФ в принимаемых ими нормативных актах впра­ве устанавливать свои виды объектов экологической экспертизы, обусловленные спецификой местных условий.

Исследования теоретических и практических вопросов экономической оценки экологической среды и инвестиций в природоохранные мероприятия позволяют сделать следующие выводы и предложения:

- решение острейших экологических проблем, связанных с хозяйственной деятельностью, предполагает проведение комплексного анализа социально-экономических процессов и рациональное использование природных ресурсов в производственно-хозяйственной деятельности предприятий. В существующих экономических взаимоотношениях возникает необходимость разработки эколого-экономического анализа окружающей природной среды и эффективности инвестиций в природоохранные мероприятия, обеспечивающей функционирование и развитие природоохранной деятельности в регионах;

- объектами экологической экспертизы могут быть документы, предшествующие хозяйственной деятельности, негативно воздействующей на природную среду, сама вышеназванная деятельность и ее продукты.

Заключение Государственной экологической экспертизы является обязательным для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, которым оно адресовано. Данное заключение может быть обжаловано только в судебном порядке, а также в арбитражном суде. И, наконец, хотелось бы напомнить норму Конституции РФ [1] о том, что «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоро­вью или имуществу экологическим правонарушением». Развитие экологического страхования, экологического аудита в итоге приведет к тому, что окружающую среду загрязнять будет экономически невыгодно. Это, конечно, идеалистический подход, но, во всяком случае, не лишенный здравого смысла.

 

Библиографический список

 

1.        Конституция Российской Федерации: офиц. Текст. - М.: Маркетинг, 2001. - 39с.

2.        Аржакова, М.В. Анализ состоянии я экологической среды и инвестиций в природоохранные мероприятия (на примере Республики Саха (Якутия)): дис. ... канд. экон. наук: 08.00.12 / Аржакова Мария Васильевна. - СПб-Пушкин, 2003. - 227 с.

3.        Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая [федер. закон: принят ГД РФ 31.07.1998: по состоянию на 01.01.2014]. - М.: Изд-во стандартов, 2014. - 288 с.

4. №174-ФЗ. Об экологической экспертизе. - Введ. 1995-23-11 (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ). - М.: Российская газета, 2008. - 18с.

5.         Робинсон Николас. Правовое регулирование природопользования и охране окружающей природной среды в США: Пер. с англ./ Под ред. О.С. Колбасова, A.C. Тимошенко; Послесл. О.С. Колбасова. - М.: Прогресс, 1990. - 523 с.

6.         Сотникова, К.Н. Экспертная система принятия решений для реконструкции зданий с учетом принципов «Зеленого строительства» / К.Н. Сотникова, Н.В. Колосова, А.П. Толмачев // Инженерные системы и сооружения. - 2012. - №1. - С. 98-105.

 

Просмотров работы: 1528