ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Предпринимательская деятельность – неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Предпринимательство – экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от производства и/или продажи товаров, оказания услуг. В законах используются несколько критериев, согласно которым предприятия относят к той или иной группе предпринимательства:

1) Количество сотрудников: 16-100 человек и 101-250 для малого и среднего предприятия, соответственно. До 15-ти человек включительно признаются микропредприятиями и относятся к малому бизнесу.

2) Выручка от реализации и/или стоимость активов. Определяется налоговым кодексом и ПБУ (Положение о бухгалтерском учете). Значения устанавливает раз в 5 лет правительство РФ. На сегодняшний день критерии таковы:

- средние предприятия – 1 млрд. рублей;

- малые предприятия – 400 млн. рублей;

- микропредприятия – 60 млн. рублей.1

3) Доля государственной собственности или иностранных инвесторов должна быть не более 25%.

Диаграмма 1

Как следует из диаграммы 1, по данным отчетности Минэкономразвития доля малого и среднего бизнеса в экономике России в 2012 г. – порядка 21-22%, в то время как в США этот показатель составляет 50%, в Китае – уже 60 с лишним процентов.2

В связи с этим в МСБ (малый и средний бизнес), как и в любом другом секторе, имеются свои проблемы. Все эти проблемы находятся в прямой зависимости от характера и содержания экономической политики, от его поддержки МСБ.

Схема 1

Проблемы в МСБ

Далее рассмотрим круг этих проблем.

Административные барьеры. Наибольшее количество административных барьеров, с которыми сталкиваются субъекты предпринимательской деятельности, существует при входе на рынок.

Схема 2

При этом подлежат применению основные законодательные акты, затрагивающие главные проблемные аспекты взаимоотношений государственных структур и предпринимателей при входе на рынок. Так, например, одним из них является Федеральный закон от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который является важным элементом административно-правового регулирования предпринимательской деятельности. Расхождения в механизме его действия с объективной реальностью следующие:

1. Реальные сроки регистрации (от недели до месяца) отличаются от официально декларируемых в законе (5дней – ст.8 Закона № 129-ФЗ).

2. Стоимость регистрации превышает установленный размер государственной пошлины в 4000 рублей для юридических лиц и 800 рублей для индивидуальных предпринимателей.

Следующим нормативно-правовым актом, с которым сталкиваются предприниматели, является Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Проблемными моментами применения данного Федерального закона считаются:

1. Реальные сроки получения лицензий и их средняя цена значительно выше установленных в законе.

2. Установлен различный порядок лицензирования для однородных объектов.

Количество проверяющих организаций, которые проводят выездные внеплановые проверки, на федеральном и региональном уровнях также весьма велико. Определённые источники указывают на цифру большую тридцати органов государственного контроля и надзора.

Налоговое законодательство. Налогообложение в бизнесе любой страны – это, прежде всего, показатель ее развития, отношения к бизнесу и зрелость самого государства. В настоящее время в Налоговом кодексе РФ предусмотрены 3 специальных налоговых режима для субъектов МСБ. Будучи адаптированными к условиям конкретной страны эти режимы могут образовывать различные смешанные формы. Введены:

- единый сельскохозяйственный налог;

- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

- упрощенная система налогообложения.

1. Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог).

Сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций доля от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции (или) выращенной рыбы, составляет 70%.

Налоговая ставка по налогу устанавливается в размере 6%.

2. Упрощенная система налогообложения.

В общем виде упрощенная система налогообложения предусматривает сохранение для малых предприятий всех видов налогов, упрощая порядок их расчетов и взимания (периодичность, освобождение от авансовых платежей и т.д.). Список налогоплательщиков, которые не могут применять упрощенную систему налогообложения, приведен в статье 346.12 Налогового кодекса РФ и он довольно обширный.

Объектом налогообложения признаются доходы и доходы, уменьшенные на величину расходов. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%. Если объектом являются доходы, уменьшенные на величину расходов, то в размере 15%.

3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Предполагает оценку потенциального дохода налогоплательщика на основании косвенных признаков и установление фиксированных платежей в бюджет, заменяющих один или несколько традиционных налогов.

Налогоплательщиками данного налога являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом. Объектом признается вмененный доход налогоплательщика, и налоговая ставка устанавливается в размере 15% от величины вмененного дохода.

Налогообложение малого бизнеса в нашей стране за последнее время начало стремительно расти. С 2011 г. размер страховых взносов увеличился: для субъектов предпринимательства, применяющих общую систему налогообложения, – с 26 до 34%. Для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход, – с 14 до 34% (в 2,5 раза). Применение более низкой ставки налога на прибыль организации для малого бизнеса, по сравнению с корпорационным налогом крупного бизнеса, широко распространено во многих экономически развитых странах. Проводимая на сегодняшний день налоговая политика в нашей стране явно идет вразрез с мировой практикой. Высокое налогообложение у нас буквально уничтожает малое предпринимательство, иногда и вовсе оставляя бизнесу не более 10% полученной прибыли. Можно выявить следующую закономерность, чем больше доля малого бизнеса в ВВП зарубежных стран, тем меньше разница в ставке между корпоративным налогом и налогом на прибыль малых предприятий. В России доля в ВВП ничтожна, однако субъекты малого бизнеса, находясь на основном режиме налогообложения, платят такой же налог на прибыль, как и крупные предприятия.

Нельзя не отметить, что рост налогового бремени неминуемо загоняет экономику страны в тень. Но самой веской причиной замедленного развития российского малого бизнеса, в том числе и его миграции за пределы, является вполне обоснованное опасение предпринимателей, что налоги в ближайшее время не перестанут расти.

Кредитно-банковская система. Одним из основных факторов роста числа малых и средних предприятий является обеспечение для них доступа к финансовым ресурсам. Потребности российского малого бизнеса в кредитах составляют от 750 млрд. до 1 трлн.рублей ежегодно, а по объему кредитования малого бизнеса, по данным Всемирного банка, Россия занимает 148-е место в мире.3

Схема 3

Условия кредитования малого бизнеса нельзя назвать благоприятными, а причина такой низкой удовлетворенности имеет ряд причин:

- это отсутствие у малых предприятий достойного обеспечения кредита. Известно, что малый бизнес создавался в результате частной инициативы граждан;

- дороговизна кредитных ресурсов. При двухзначном уровне реальной инфляция производство не окупает 25-30% годовых по кредитным ресурсам. Такая процентная ставка даже для окрепших предприятий высока;

- залоговое обеспечение кредита, который вернуть в настоящее время согласно действующей законодательной базе и условиям прохождения дел в арбитражных судах достаточно сложно.

Есть ещё один момент в проблеме кредитно-банковской системы – это то, что российские предприниматели не торопятся обращаться за заемными деньгами. Многие из них указывают не только на высокие проценты, даже на небольшие суммы, плюс сложности с залоговым обеспечением. Личное имущество – автомобили, дачи, квартиры – предприниматели не рискуют отдавать в залог, объясняя это непредсказуемостью жизни.

К тому же кредиты в российских банках выдают на короткий срок, за который сложно успеть что-либо сделать, приходится перекредитовываться.

Большинство предпринимателей нередко ориентируются на свои собственные средства, а также на нефинансируемый сектор (друзья, знакомые, родственники). А кредит выгодно брать предприятиям, у которых есть инвестиционные планы и возможности. Кроме того, банки дают деньги предприятиям, которые имеют постоянный стабильный оборот, и его нужно продемонстрировать. Банку нужны хорошие показатели, а малые предприятия, нередко вынуждены скрывать доходы, и по этой причине банк не торопится с предоставлением кредита.

Меры поддержки развития МСБ. Структура малого бизнеса далека от той, которая может способствовать экономическому росту, развитию здоровой конкуренции, расширению количества рабочих мест и формированию высокотехнологичных направлений. Только три процента российских малых предприятий остаются на рынке дольше трех лет. К такому выводу пришли исследователи Ernst&Young. Главная причина частых банкротств малых компаний заключается в том, что поддержка отечественного предпринимательства не направлена на его рост. А ведь развитие малого бизнеса означает стабильную ситуацию в экономике, являясь тем самым, показателем развития страны в целом. Пока малый бизнес не будет создавать хотя бы половину валового продукта, наша страна будет зависеть от сырьевого экспорта, от цен на нефть и газ. Сегодня необходим кардинальный пересмотр всей законодательной базы и практической организации малого бизнеса в государстве. Создание благоприятных условий для эффективного развития малого и среднего бизнеса, особенно, начинающего, развитие соответствующей инфраструктуры стоит в ряду первоочередных задач органов как местной, так и муниципальной власти РФ. Вот некоторый список мер, осуществление которых поможет дальнейшему успешному развитию МСБ.

1. Необходимо дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы, регулирующей их деятельность и учитывающей специфику малого и среднего бизнеса. Совершенствование законодательной базы и правового регулирования предпринимательской деятельности через систему законов, которая позволит создать условия, способствующие свободе предпринимательства и устранению административного вмешательства в деятельность субъектов малого и среднего бизнеса.

2. В сфере налогового законодательства можно выделить два основных направления: разъяснения порядка взимания налогов, а также порядка их начисления и уплаты. Зачастую, неверное толкование налогового законодательства предпринимателями, приводит к необходимости применения санкций со стороны налоговых инспекции, что неизменно влечет не только финансовые потери, но и морально-психологический дискомфорт. Необходимо установление налоговых ставок, оптимальных как для бюджета страны, так и для налогоплательщиков. Налоговые ставки не должны ложиться тяжким бременем на плательщика, отнимая у него все ресурсы для дальнейшего развития. Сохраняя большую часть прибыли у предприятия, государство создаст толчок для развития бизнеса. В то же время, налоги должны сохранять свою роль основного источника формирования бюджета.

3. Уменьшение количества государственных органов, осуществляющих лицензирование предпринимательской деятельности и четкое разграничение функций по лицензированию, контролю и государственному регулированию между различными органами исполнительной власти.

Введение исключительно комплексных единовременных проверок контролирующими организациями.

4. Увеличение количества бизнес-инкубаторов с целью поддержки малого предпринимательства путем выстраивания благоприятных условий для развития бизнеса, устранение издержек, связанных с налогами, предоставление производственных, информационных, финансовых, юридических и других ресурсов для частных предпринимателей и малых предприятий на этапах становления и развития. Примером бизнес-инкубатора может являться МП«СБИ», расположенный в г.Самара. Условия «старта» начинающих предпринимателей следующие: в первый год предприниматель оплачивает 40% стоимости аренды; второй год — 60%, третий год — 100%. В хозяйственное ведение МП «СБИ» передано 44 помещения, расположенные на территории городского округа Самара для предоставления на возмездной основе субъектам малого и среднего предпринимательства.

5. Разработка и расширение финансирования программы оказания помощи безработным гражданам, желающим открыть собственное дело, по линии Минтруда РФ. Рассмотреть возможность финансирования данной программы в рамках Федеральной программы поддержки малого предпринимательства.

6. Другим направлением совершенствования малого бизнеса является создание при территориальных налоговых инспекциях абсолютно независимых от них специализированных аудиторских малых предприятий, задача которых – ведение бухгалтерского учёта, расчёт налогов, сдача отчётности. В конечном счете, такое предприятие отвечает и перед предпринимателем и перед государством за качество своей работы. За рубежом такая практика существует. Аудитор посещает предприятие один раз в месяц, анализирует всю первичную информацию, которую ведет сам предприниматель, заполняет необходимые справки, делает налоговый расчет. В конечном счете отвечает и перед предпринимателем, и перед государством за качество своей работы, так как в случае обнаружения ошибок штрафы и пени, начисляемые на подопечного, платит не предприниматель, а аудитор.

Таким образом, мы рассмотрели положение малого бизнеса в России, изучили его проблемы, обозначили возможные пути решения подобных проблем. В заключение, хотелось бы отметить, что разрабатывая комплексные меры по поддержке малого и среднего бизнеса государственные органы должны учитывать сложившиеся к настоящему времени социальное положение в малом и среднем бизнесе, интересы занятых в нем работников, степень их приверженности к рыночным отношениям, характер ожидаемых ими перемен, предполагаемые перспективы. Только в этом случае государственная поддержка малого и среднего предпринимательства окажется эффективной, будет способствовать его дальнейшему становлению и развитию в интересах экономики всей страны, а не отдельных хозяйственных групп и структур.

1 Митрофанова И.А., Эрентраут А.А. Налогообложение малого предпринимательства в России и за рубежом: реалии и прогнозы // Молодой ученый. 2012. № 1. Т.1. С.130-135.

2 Путин В.В.: На встрече с руководством предпринимательской организации «Опора России» - http://www.rg.ru/2012/11/15/biznes-anons.html; Отчет Минэкономразвития о состоянии малого и среднего бизнеса в России и дальнейших мерах правительства по его развитию. - http://bishelp.ru/business/economics/minekonomrazvitiya-opublikovalo-оtchet-o-sostoyanii-malogo-i-srednego-biznesa-v -.

3Официальная страница Всемирного банка - http://datatopics.worldbank.org/consumption/country/Russian-Federation#void.

Просмотров работы: 18574