ПУТИ И НАПРАВЛЕНИЯ РОСТА ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПУТИ И НАПРАВЛЕНИЯ РОСТА ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном обществе, в рыночной экономике экономическая категория «прибыль» занимает одно из центральных мест. А систематическое получение прибыли является основной целью функциональной работы и существования предприятия. И об этом сказано в ст. 50 ГК РФ. Каждое предприятие перед тем, как начать предпринимательскую деятельность, определяет, какую прибыль, какой доход оно сможет получить. Многие организации снижают темпы своего развития из-за падения объемов продаж. Но экономическая нестабильность и неопределенность рыночной ситуации искажают формирование прибыли в форме чистого дохода, приводят к желанию получения дохода в результате повышения цен. Каждое предприятие или организацию волнует вопрос: как не оказаться предприятию в убытке, а в лучшем случае, как получить прибыль. И в связи с этим руководство предприятия интересуют способы совершенствования прибыли у организации. Эта проблема довольно актуальна в наше время, когда многие занимаются предпринимательской деятельностью.

Администрация предприятия должна знать, за счет каких источников, средств, возможностей, ресурсов фирма будет осуществлять свою деятельность, и в какие сферы деятельности будут вкладываться капитал и привлеченные инвестиции. Также необходимо знать, в каких условиях работает организация: свободная конкуренция или монопольный рынок.

Из курса экономической теории известно, что максимизация прибыли заключается в выборе такого объема реализации продукции, при котором предельные издержки фирмы в производстве и при реализации равнялись бы рыночной цене. То есть на рынке свободной конкуренции доход должен равняться рыночной цене.

В экономике выделяют факторы, имеющие влияние на конечные результаты производства. К ним относят увеличение объемов производства и увеличение объемов продаж, снижение себестоимости, повышение качественных характеристик продукции, прямое повышение цен на реализуемую продукцию.1 Одним из основных факторов роста прибыли предприятия является увеличение объемов производства и, как следствие, увеличение объемов продажи – объемов реализации. При наличии дополнительного спроса на рынке организация должна стремиться завоевать эту часть рынка и в этой части рынка увеличить объемы производства. Дополнительные объемы производства принесут предприятию дополнительную прибыль, помимо этого при расширении производства увеличивается и доля прибыли на единицу продукции. Также одним из основных направлений в росте прибыли предприятия выделяют снижение себестоимости, которое осуществляется по трем направлениям: улучшение организации производства и труда, внедрение новой техники и технологий, внедрение и использование безотходного производства. Повышение качества реализуемой продукции позволяет за счет повышения качества товара повышать на него цены. Внедрение различных новшеств и инноваций всегда очень прибыльно, и фирма, которая первая выведет на рынок новый товар, будет продавать его по максимально возможной цене и в большем объеме. Еще одним фактором выделяют прямое повышение цен на продукцию, которое может быть связано и с монопольным положением фирмы на рынке, и повышенным спросом продукции у потребителей, и другими различными факторами. Подобные механизмы должны регулироваться государственными структурами по защите прав потребителей.

При переходе к рыночной экономике очень важны действия научно-технической направленности. Важнейшим фактором повышения эффективности производства считается научно-технический прогресс. До сих пор НТП проходил эволюционно (в стране в целом). Ранее мало стимулировались разработка и внедрение мероприятий по новой технике. При формировании рыночных отношений необходимы революционные, качественные изменения, переход к принципиально новым технологиям, перевооружение на основе новейших достижений науки и техники. Команда предприятия во главе с руководителями особое внимание отводит материальному стимулированию труда. Большая часть прибыли после уплаты налогов направляется в фонд потребления. Такое положение ненормально. Бесспорно, что организации нужно уделять необходимое внимание развитию производства на перспективу и направлять определенные средства на новую технику, оборудование, обновление производства, на освоение и выпуск новой продукции (работ, услуг), рациональную диверсификацию производства.

Помимо всего этого, необходимо также создать экономические и социальные мотивации для творческого труда работников. Работники начинают терять дух творчества, когда предприятие достигает стадии стабилизации (в модели жизненного цикла организации И. Адизеса). Главные преобразования в технологиях, мобилизация всех, в том числе технических, организационных, социально – экономических, факторов создают возможности для существенного повышения производительности труда. Эта задача не так проста, как может показаться на первый взгляд. Необходимо руководству предприятия или специалистам организации в данной области обеспечить внедрение новейшей техники и передовых информационных технологий, применять на производстве прогрессивные формы научной организации труда, совершенствовать его, добиваться роста культуры производства, укрепления порядка, дисциплины сотрудников, стабильности трудовых коллективов и минимального количества конфликтов в коллективе.

Специалисты в области менеджмента считают, что наиболее эффективным моментом работы предприятия является рациональное действие его руководства. Квалифицированное, своевременное и продуманное действие руководства дает возможность направить в нужное русло поведение работников, создать необходимый производственный ориентир и вызвать мотивацию их действий, содействовать эффективной работе. В результате производственная деятельность коллектива приобретает нужную целеустремленность, направленность, организованность и продуктивность. Следовательно, успех приходит только тогда, когда эффективное руководство порождает активное, творческое и продуктивное поведение работников, а их взаимодействие проявляется в успешной производственной деятельности.

Итак, можно сказать, что необходимо направлять денежные средства в:

1) фонд развития материально-технической базы для освоения выпуска новых видов продукции, и снижения старых, на которые спрос невысок;

2) фонд материального поощрения, в который следует отчислять денежные средства в размере не менее 120 тысяч рублей в год, так как в управленческой деятельности успех достигается, преимущественно, умением получать результат за счет работы подчиненных.

Вышеуказанные меры в дальнейшем позволят существенно улучшить конкурентоспособность организации за счет использования достижений научно-технического прогресса и увеличения производительности труда.

Инвестиции играют важную роль будущего положения организации и для экономики страны в целом. С их помощью осуществляется расширенное воспроизводство основных средств, укрепляется материально-техническая база предприятия. Это позволяет предприятиям увеличивать объемы производства продукции, улучшать условия труда сотрудников компании. От них зависят себестоимость продукции, ее ассортимент, качество, новизна продукции (работ, услуг), ее конкурентоспособность на рынке.

В инвестиционном процессе значим не только количественный рост инвестиций, но и их качественный рост. Качественный рост включает в себя высокий технический состав капитала и наукоемкие высокотехнологические инвестиции. Количественный рост инвестиций обеспечивается на предприятии привлечением свободных денежных средств за счет сокращения непроизводственных расходов.

Отметим, что на предприятии можно использовать механизм совершенствования роста прибыли - создать инвестиционный фонд, который создается путем приобретения физическими или юридическими лицами инвестиционных паев таких фондов, кроме государственных органов.

Осенью 2013 г. эксперт Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ Базилева Ирина провела исследование на тему «Развитие бизнеса: актуальные тренды – практика российских компаний среднего бизнеса».2 В опросе приняли участие 200 компаний среднего бизнеса. Специалисты выделяют перспективные отрасли, которые используют новые материалы, передовые технологии, биотехнологии. Для реализации этих потенциалов необходимы развитая научная база и эффективные бизнес модели и бизнес-планы. Развиваться в таких перспективных отраслях смогут те предприятия, которые смогут отыскать новые идеи и заставят их работать.

Согласно опросу, существенный рост прогнозируется в агробизнесе. Факторами роста прибыли в агросекторе является построение действенной цепочки поставок и использование современного оборудования и стандартов качества. Современные технологии позволяют достичь не только развития производства, но и позволяют продавать больше продукции широкому кругу потребителей. По мнению экономистов – исследователей, Россия превратится в будущем из импортера в экспортера продуктов питания.

Большие перспективы развития имеются также в инфраструктурном (логистика, ИТ) и природоохранном (энергосбережение, переработка отходов) секторах рынка России. Для достижения успеха в данных сегментах рынка нужно развивать соответствующие компетенции и сервис.

Согласно результатам опроса, рост качества продукции и услуг является самой перспективной точкой роста прибыли предприятия. Организациям необходимо разрабатывать конкурентные стратегии, потому что российские предприятия не полностью могут владеть механизмом конкурентной борьбы. Конкурентные стратегии становятся обязательным условием развития бизнеса.

По результатам опроса, самыми востребованными точками роста бизнеса участники опроса считают предложение новых продуктов существующим клиентам, расширение ассортимента продукции для привлечения новых групп потребителей и расширение бизнеса в области. Также некоторые предприятия считают необходимым расширение сектора сервисных услуг с целью получения дополнительной прибыли. В данной ситуации неопределенности на рынке популярен аутсорсинг услуг – передача производственных функций подрядчикам в данной области. Популярность аутсорсинга подтверждается достаточно высокими темпами роста.

Актуальным для компаний является создание новых продуктов в смежных секторах для привлечения новых групп потребителей.

Развитие бизнеса возможно при выходе в регионы, области, на европейские рынки и рынки других развивающихся стран. В наше время этот процесс имеет определенные сложности. Для выхода на региональные рынки нужно создать локальные модификации существующей бизнес - модели. При неэффективных способах управления затратами эта модификация способна привести к значительным потерям. В Европе популярна модель франчайзинга, нежели в России. Франчайзинг – отношения между рыночными субъектами, когда одна сторона передает другой стороне за плату право на определенный вид бизнеса. Тем не менее в перспективе франчайзинг будет развиваться как самая успешная модель бизнеса в регионах.

Многие экономисты – аналитики считают, что после вступления России в ВТО российские компании должны сами активно выходить на европейский рынок, в противном случае европейские компании и предприятия завоюют российский рынок. Если на европейский рынок выйдут страны, где не хватает продуктов питания, то роль агробизнеса значительно возрастет. И, как следствие, прибыль у предпринимателей, занимающихся данной деятельностью, возрастет.

Создать новую нишу на рынке очень затруднительно, так как на это потребуется много сил и времени. Поэтому необходимо развивать и совершенствовать уже существующие модели. В качестве успешной модели, помимо создания нового продукта, считают создание новых решений в отрасли с использованием благополучного опыта в других отраслях.

На сегодняшний день в мире довольно популярны краудфандинг и краудинвестинг как способ дополнительного финансирования организации. Краудфандинг – финансирование предприятия посредством продажи малых долей предприятия инвесторам. Краудинвестинг – обязательное финансовое вознаграждение в форме денег или доли в финансируемом предприятии.

Наиболее актуальными каналами продаж товаров предприниматели, участвующие в опросе, считают личные продажи через Интернет. Для личных продаж (очень важному каналу для среднего бизнеса) значимым фактором является изменение ожиданий клиентов при покупке сложных продуктов. Благодаря развитию информационных технологий увеличивается число продаж по Интернету. Но для увеличения прибыли необходимо улучшать и налаживать технологию, то есть сайт должен быть прост в использовании, должна быть доставка, отлаженная работа сайта. На этом пути будет экономия на продавцах, арендованном помещении. Но, главное, предприятие получит хорошую рекламу. И тогда спрос у потребителей будет высок, и будет хорошая прибыль у продавцов.

Подводя итог, можно выделить следующие способы роста прибыли предприятия. Необходимо:

  1. Соблюдать заключенные договоры на осуществление работ. Для предприятия особо значимо найти заказчиков на выполнение нужных для рынка работ.

  2. Подготавливать и обучать особым образом персонал, чтобы он был квалифицированным, так как персонал представляет собой особую форму вложения капитала.

  3. Повышать эффективность деятельности организации по сбыту продукции. Необходимо добиваться максимально быстрого продвижения готовых изделий от производителя к потребителю.

  4. Улучшать качество выполняемых работ.

  5. Увеличивать объем производства выполняемых работ за счет более полного использования производственных мощностей предприятия.

  6. Сокращать затраты на производство за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования материалов, электроэнергии.

  7. Сокращать производство брака в выпускаемой продукции.

  8. Повысить реализацию мелкооптовой продукции.

  9. Совершенствовать рекламу.

  10. Осуществлять эффективную ценовую политику.

  11. Осуществлять контроль за условиями хранения и транспортировки готовой продукции.

Таким образом, проблема увеличения прибыли предприятия актуальна. И, говоря о факторах роста прибыли, необходимо отметить две стороны этой проблемы. Во-первых, стремления владельцев предприятия к повышению прибыли. Во-вторых, владельцы предприятия пытаются скрыть истинную величину получаемой прибыли.

В заключение хотелось бы отметить, что все вышеизложенные в статье способы, факторы способны увеличить прибыльность предприятия.

1 См.: Сергеева С.С. Факторы роста прибыли в современных условиях // Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 8. С. 280-281.

2 Базилева И. Возможные точки роста и направления развития российского среднего бизнеса // Экономика и жизнь. 2013. № 46 (9512).

Просмотров работы: 9292