ФУНКЦИИ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ В УПРАВЛЕНИИ МОЛОДЁЖНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФУНКЦИИ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ В УПРАВЛЕНИИ МОЛОДЁЖНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ

Гаврилова М.М. 1
1Нижегородский Государственный Педагогический университет имени Козьмы Минина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Проблемы невербальной коммуникации были и остаются актуальными.

Если первые замечания по этой теме относятся к одной определенной науке –

риторике, то сейчас вопросы невербальной коммуникации рассматриваются

не только в отдельных отраслях знаний (психология, риторика, лингвистика

и т. д.), но также и в просто межличностном общении.

Особое значение невербальные средства имеют для тех профессий,

которые непосредственно заинтересованы в компетентности и в общении.

Вопрос, касающийся невербальных средств педагогической техники в управлении молодёжным коллективом, является актуальным. Одну из важнейших ролей в управлении молодёжным коллективом играет педагог. От выбора педагогической техники зависит каким будет коллектив.

Педагогическая технология выявляет систему профессионально значимых

умений педагогов по организации воздействия на воспитанника, предлагает

способ осмысления технологичности педагогической деятельности.

Классики отечественной педагогики считали проблему формирования педагогического мастерства одной из важнейших в обучении будущих преподавателей. Педагогическая энциклопедия рассматривает педагогическое мастерство как постоянно совершенствующееся искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу.

Б.Т. Лихачев [23, с. 14]полагает, что педагогическое мастерство является частью

педагогического искусства и выражается в современном владении педагогом

методами и приемами. В.А. Сластенин [15, с. 4] считает, что высокий уровень развития ряда профессиональных умений дает мастерство. Педагогическое мастерство, по утверждению Г.М. Коджаспировой [15,с.4], это уровень совершенного владения педагогической деятельностью. Педагогическое мастерство, по утверждению С.Д. Якушевой, - это профессиональное умение оптимизировать все виды учебно-воспитательной деятельности, целенаправить их на всестороннее развитие и совершенствование личности, формирование ее мировоззрения, способностей[17,с 182].

В последнее время появилось большое количество публикаций, связанных с различными аспектами невербального общения (А.А. Бодалев, В.А. Канн-Калик, Л.М. Митина, А.В. Мудрик, Е.А. Петрова, В.П. Трусов и др.) Как утверждает Л.М. Митина, «взаимодействие ученика и учителя состоит, прежде всего, в обмене между ними информацией познавательного и аффективно-оценочного характера. И передача этой информации осуществляется как вербальным путем, так и с помощью различных средств невербальной коммуникации»,[ 41 с. 38]. Такая постановка проблемы подчеркивает актуальность темы нашего исследования.

В педагогическом процессе важны все средства невербального общения:

от мимики до знаков одежды. Учителю необходимо свободно владеть невербальными средствами общения для реализации своих внутренних сил и для совершенствования педагогического процесса.

Цель: изучить применения невербальных средств педагогической техники при управлении молодёжным творческим коллективом.

Объект: применение невербальных средств педагогической техники в управлении молодёжным коллективом.

Предмет: особенности невербальных средств общения педагога дополнительного образования с участниками молодёжного творческого коллектива.

Задачи :

  1. На основе первоисточников раскрыть понятие и структуру педагогической техники

  2. Охарактеризовать работу педагога дополнительного образования в отношении молодёжных коллективов

  3. Раскрыть технологию управления молодёжным хореографическим коллективом

  4. Провести экспериментальные исследования по применению невербальных педагогических средств руководителя молодёжного хореографического коллектива.

Гипотеза:

Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: наблюдение, изучение документации, тестирование, анкетирование.

Применение педагогической техники может повлиять на эффективность деятельности молодёжного коллектива.

Новизна исследования заключается в том, что в дипломной работе рассматриваются и анализируются, применяемые педагогом дополнительного образования невербальные средства педагогической техники в управлении хореографическим коллективом.

Теоретическая значимость исследования рассматривает и доказывает важность невербальных средств педагогического общения в управлении молодёжным творческим коллективом.

Практическая значимость отражается в результатах проведенного исследования, которое было применено автором в профессиональной деятельности при управлении молодёжным творческим коллективом.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Раскрыта теоретическая основа педагогической техники,

  2. Охарактеризована работа педагога дополнительного образования в отношении молодёжным коллективом,

  3. Раскрыта технология управления молодёжным хореографическим коллективом,

  4. Подтверждены экспериментальные исследования по применению невербальных педагогических средств руководителя молодёжного хореографического коллектива.

Глава 1.Функции и значение педагогической техники педагога дополнительного образования в управлении молодежным творческим коллективом

1.1. Педагогическая техника, как универсальный компонент профессиональной компетентности педагога

Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано прежде всего с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала. Любое планирование, а без него не обойтись в педагогической деятельности, противоречит экспромту, действиям по наитию, по интуиции, т.е. является началом технологии.

Кибернетика - наука об управлении, связи и переработке информации.Массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 60-х гг. и связывают его с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся Дж.Кэролл, Б.Блум, Д.Брунер, Д.Хамблин, Г.Гейс, В.Коскарелли. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражены в научных трудах П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной, А.Г.Ривина, Л.Н.Ланды, Ю.К. Бабанского, П.М.Эрдниева, И.П.Раченко, Л.Я.Зориной, В.П.Беспалько, М.В.Кларина и других.

В настоящее время педагогические технологии рассматриваются как один из видов человековедческих технологий и базируются на теориях психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления и менеджмента.Менеджмент - совокупность принципов, методов, средств и форм управления социальными, в том числе образовательными, процессами.Первоначально многие педагоги не делали различий между технологией обучения, обучающей и педагогической технологиями. Термин "педагогическая технология" использовался только применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение с помощью технических средств. В настоящее время педагогическую технологию понимают, как последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий . Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. В этом состоит и отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы. Если понятие "методика" выражает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятелю, их осуществляющему, то педагогическая технология предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях. Отсюда очевидно, что любая педагогическая задача эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом [56, с 182].

«Технология»- это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

«Педагогическая технология» - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев)

«Педагогическая технология» - это содержательная техникареализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

«Педагогическая технология» - это описаниепроцесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

«Технология» - это искусство, мастерство, умение, совокупность методовобработки, изменения состояния (В.М.Шепель).

Педагогическая техника - это комплекс умений, позволяющих преподавателю видеть, слышать и чувствовать своих воспитанников [17].

Педагогическая техника способствует гармоничному единству внутреннего содержания деятельности педагога и внешнего его выражения. Мастерство педагога – в синтезе духовной культуры и педагогически целесообразной внешней выразительности.

Таким образом, техника – совокупность приемов. Ее средства – речь и невербальные средства общения. Овладение педагогической техникой помогает решить важные педагогические задачи, стоящие перед педагогом. Основные компоненты педагогической техники (общие умения мастерства учителя):речевые умения, умения мимической и пантомимической выразительности, умения управления своим психическим состоянием и поддержания эмоционально-творческого напряжения, актерско-режиссерские умения, позволяющие влиять не только на ум, но и на чувства воспитанников, передавать им опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. В понятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов.

Первая группа связана с умением педагога управлять своим поведением: владение своим организмом (мимика, пантомимика; управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия); социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение); техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).

Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и коллектив, и раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения: дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения; технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением, организации коллективных творческих дел и пр. [44,с.39].

Еще в 20-е годы XX в. возникло понятие "педагогическая техника", и с тех пор она исследуется многими педагогами и психологами. В любом педагогическом процессе, всегда есть и педагогическая техника[23, с.14].

Ю.П. Азаров утверждал, что, во-первых, развитая педагогическая техника помогает преподавателю глубже и ярче выразить себя в педагогической деятельности, раскрыть во взаимодействии с учащимися все лучшее, профессионально значимое в его личности. Совершенная педагогическая техника освобождает время и силы педагога для творческой работы, позволяет в процессе педагогического взаимодействия не отвлекаться от общения с детьми на поиски нужного слова или объяснение неудачной интонации. Педагог, владеющий техникой, не мучается от потери голоса или неумения отвлечься от каких-то своих, не связанных с работой, переживаний. Овладение педагогической техникой, позволяя быстро и точно найти нужное слово, интонацию, взгляд, жест, а также сохраняя спокойствие и способность к ясному мышлению, анализу в самых острых и неожиданных педагогических ситуациях, приводит к росту удовлетворенности педагога своей профессиональной деятельностью.[23,с.17]

Во-вторых, педагогическая техника оказывает развивающее воздействие и на качества личности. Важная особенность педагогических техник состоит в том, что все они носят выраженный индивидуально-личностный характер, т.е. формируются на основе индивидуальных психофизиологических особенностей педагога. Индивидуальная педагогическая техника существенно зависит от возраста, пола, темперамента, характера педагога, состояния здоровья, анатомо-физиологических особенностей. Так, работа над выразительностью, чистотой, грамотностью речи дисциплинирует мышление. Овладение приемами саморегуляции психической деятельности ведет к развитию эмоциональной уравновешенности как черты характера и т.п. Кроме того, в реальном педагогическом взаимодействии все умения учителя в области педагогической техники проявляются одновременно. А самонаблюдение дает возможность успешно корректировать отбор выразительных средств и т.д. В- третьих, в процессе овладения педагогической техникой наиболее полно раскрываются нравственные и эстетические позиции педагога, отражающие уровень общей и профессиональной культуры, потенциал его личности.[23, с.18]

Неотъемлемой составляющей педагогического мастерства учителя принято считать его профессиональную компетентность.

Понятие «профессиональная компетентность» включает в себя знания и умения, навыки выполнения задания, личностные качества, комплекс знаний и профессиональных личностных качеств, единство теоретической и практической готовности к педагогической работы и т.п[44,с.18]

Содержание профессиональной компетентности определяется нормативной моделью компетентности педагога, отображающей научно-обоснованный комплекс профессиональных знаний, умений и навыков. А также уровнем его теоретического и практического опыта, личностных качеств, эмоциональной устойчивости, подготовленности и способности к саморазвитию, самообразованию[21,с. 1]

В словаре по педагогике можно встретить следующее определение про- фессиональной компетентности: «это совокупность знаний, опыта, умений гибкого владения педагогической технологией, нахождение оптимальных средств воздействия на ученика с учетом его потребностей и интересов, прав и свободного выбора способов деятельности и поведениях[57,с.35 ]

В большой современной энциклопедии по педагогике под профессиональной компетентностью понимают «разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой продуктивностью [52,с.448 ]

Таким образом, профессиональная компетентность является показателем, характеризующим уровень профессиональной успешности, и её изучение ведёт к повышению эффективности деятельности специалиста. Формирование профессиональной компетентности следует рассматривать как процесс, начинающийся до профессиональной деятельности и продолжающийся на всем её протяжении[51,с.166 ]

А.К. Марковой выделены следующие виды профессиональной компетентности: специальная компетентность как овладение профессиональной деятельностью на высоком уровне; социальная компетентность как владение приемами профессионального общения; личностная компетентность-владение средствами саморазвития и индивидуальная компетентность как готовность к профессиональному росту, самоорганизации[9 ]

Важными составляющими профессиональной компетентности являются: деятельностный, личностный и коммуникативный компоненты, а также способность к саморазвитию и умение организовывать время учащихся для реализации поставленных целей, педагогического мастерства, культуры педагога. Культура педагога – это его способность к развитию и совершенствованию своих творческих возможностей в решении задач. Творческая активность педагога, характеризуется преодолением профессиональной ограниченности, способностью рассматривать узкопрофессиональные вопросы с самых широких позиций. Наличие такой культуры позволяет понимать учащихся, организовывать насыщенную деятельность, формировать социально-ценностные ориентации. [21,с.2 ]

1.2 Особенности применения педагогической техники педагогом дополнительного образования

Особое место в структуре мастерства учителя занимает педагогическая техника. Это та совокупность умений и навыков, которые необходимы для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом: умения выбрать правильный стиль и тон в обращении с воспитанниками, управлять их вниманием, чувство темпа, навыки управления и демонстрации своего отношения к поступкам учащихся и др. [23,с.15] Целью дополнительного образования является развитие личности, ее мотивации к познанию и творческой деятельности. Таким образом, в основе дополнительного образования лежат две ценности: свобода и интерес.

Педагог дополнительного образования - один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих дополнительные образовательные программы различной направленности. Он занимается развитием талантов и способностей школьников, включая их в художественную, техническую, спортивную деятельность. Он комплектует состав творческих объединений, способствует сохранению контингента обучающихся, реализации образовательной программы, ведет непосредственную образовательную деятельность со школьниками в определенном творческом объединении, обеспечивая обоснованный выбор форм, методов, содержания деятельности. Участвует в разработке авторских образовательных программ, несет ответственность за качество их реализации [13,с.34].

Педагог дополнительного образования должен быть ориентирован на развитие собственной познавательной потребности и интереса в вопросах развития общих и профессиональных компетенций, значимых для роста эффективности его дальнейшей профессиональной деятельности. Проблема формирования профессиональной компетенции педагогов связана с решением важнейших задач. к примеру, необходимо достаточно объективно увязывать профес- сиональную педагогическую деятельность с общим уровнем культуры специалиста и необходимым для ее развития опытом профессиональной деятельности. чрезвычайно важен анализ дидактических возможностей предлагаемых вариативных курсов в контексте формирования профессиональной компетентности[37,с. 68]

В стремлении, направленном на достижение цели, хороших результатов добивается тот педагог, который свободно владеет различными приемами педагогической техники, использует юмор, благожелателен и в то же время настойчив в общении с учащимися, обнаруживает находчивость и способность к импровизации. Все это – приемы педагогической техники, которые используются в педагогической деятельности.[15,с. 185]

Наиболее типичными для практики дополнительного образования стали технологии, ориентирующиеся на различные модели образовательных систем, которые квалифицируются в соответствии с педагогическими целями и задачами:

1. Социально-воспитательные технологии.

Педагогическая цель: личность, осознающая и принимающая ценности человеческого общества, свободы, демократии; строящая свои отношения на принципах равноправия и ненасилия; социально активная и законопослушная; знающая и защищающая права и свободы человека; способная участвовать в творческом преобразовании действительности; ориентирующаяся на гуманистические ценности; постигающая свой собственный мир, имеющая потребность к самопознанию и самореализации.

2. Рационально-образовательные технологии.

Педагогическая цель: личность, владеющая жизненно необходимым запасом знаний, умений, навыков, обладающая развитым интеллектом, рациональным мышлением; желающая и умеющая постоянно получать знания, умения и использовать и на практике в специализированных областях.

В основе данных моделей технологий лежит «технология успешного обучения», что составляет сущность обучения в системе дополнительного образования детей . Идея данной технологии – формирование технологии удачливого человека, которому все в жизни удается, со всем он может справиться, добиться поставленной цели [29,с.97].

Педагогу недостаточно хорошо знать способы и приемы педагогического воздействия и взаимодействия, их необходимо уметь использовать, соответствующим образом инструментировать c помощью вербальных и невербальных средств [44,с.42].

Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации.

Устная речь: это речь звучащая, в ней используются система фонетических средств выражения; она создается в процессе говорения; для нее характерны словесная импровизация и некоторые языковые особенности (свобода в выборе лексики, использование простых предложений, употребление побудительных, вопросительных, восклицательных предложений, повторы, незаконченность выражения мысли).

Очень важной способностью, связанной с устной речью, является умение удерживать внимание слушателей. Если, выступая с докладом, вы будете смотреть кому-либо из слушателей прямо в глаза, то его ответное внимание вам будет гарантировано. И наоборот, если вы будете излагать свои мысли монотонным голосом, уткнувшись в заранее подготовленную бумажку, то очень скоро обнаружите, что аудитория не слушает вас. Визуальный контакт с аудиторией полезен еще и потому, что позволяет докладчику оценить реакцию слушателей.

Письменно-речевая коммуникация.

Письменная речь: это речь, графически закрепленная; она может быть заранее обдумана и исправлена; для нее характерны некоторые языковые особенности (преобладание книжной лексики, наличие сложноподчиненных предложений, строгое соблюдение языковых норм, отсутствие внеязыковых элементов)

Отличие писменной речи от устной заключается в характере адресата. Письменная речь обычно обращена к отсутствующим. Тот, кто пишет, не видит своего партнера по общению, а может лишь мысленно представить его. На письменную речь не влияет реакция тех, кто ее читает.

Слушание, как средство вербальной коммуникации.

Слушать в нашей жизни не менее важно, чем говорить: через слух человек получает примерно 25 % всей информации об окружающем мире.

Люди слушают что-либо с разной целью. Прежде всего они хотят получить новую смысловую информацию. Таково слушание лекции, доклада, информации по радио и телевидению, выслушивание делового партнера и т.д. Нередко слушают и для получения эмоциональной, эстетической информации. Таково слушание стихов, художественной прозы.

По способу осуществления различают два вида слушания: рассеянное, пассивное (нерефлексивное), когда человек чем-либо отвлечён, и сосредоточенное, активное (рефлексивное), когда предельно включены механизмы внимания.

Уметь слушать - одно из самых сложных коммуникативных явлений, непосредственно относящихся к культуре общения [7,с.84].

Невербальное общение не использует звуковую речь, а в качестве средств общения выступает мимика, жесты, пантомимика, прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица.

Использование на уроках приемов невербального общения способствует не только более глубокому пониманию учебного материала, активизации внимания учеников, но и способствует развитию коммуникативных возможностей ребенка, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для личностного развития. Широко известны данные о том, что в течение первых двенадцати секунд общения при знакомстве на долю невербальных сигналов приходится примерно 92% всего объема принимаемой информации.

Невербальные средства общения выполняют ряд важных педагогических функций (мотивация, презентация нового материла, обеспечение обратной связи и т. д.), делая, таким образом, педагогический процесс более реальным и оптимальным. Вследствие этого, учителю необходимо знать значение невербальных средств общения, уметь верно употреблять их для решения ряда педагогических задач [5,с.386].

В педагогическом общении используются почти все известные невербальные средства общения (мимика, жесты, позы и т. д.), которые выступают как компоненты педагогической техники. Наиболее употребляемыми согласно исследованиям Петровой Е. А.[45,с.132] , являются невербальные средства с функциями указания, привлечения внимания, отрицательные и утвердительные ответы, выражение просьбы, запрет или подчеркивание чего-либо важного.

В педагогическом процессе жест усиливает воздействие, выполняет функцию завораживания, формирует определенное эмоциональное настроение в классе, является показателем собственного отношения педагога к изучаемому материалу.

Невербальное общение, известное как «язык жестов», включает формы самовыражения, которые не опираются на слова и речевые символы. В общении мы добиваемся точного понимания невербального языка, когда связываем его с конкретной ситуацией.

Какие же функции выполняют невербальные средства общения:

1) акцентирование той или иной части вербального сообщения; 2)заполнение и объяснение периодов молчания говорящего; 3) поддержка контакта между партнерами и регуляция потока речи; 4) замещение отдельных слов, фраз; 5) дублирование содержания вербального сообщения; 6) противоречие вербальному сообщению; 7) предвосхищение значения, переданного речью [31,с 67]

Учеными выделяется от 5-15 основных функций невербальных средств в педагогическом общении.

Так, Шпанхель Д. [59] выделяет 8 основных дидактических функций: 1) мотивации; 2) презентации знаний; 3) привлечения внимания и, вообще, регулирование психологической активности учащихся; 4) постановка задачи или конечной цели; 5) управление интеллектуальной деятельностью учащихся; 6) перенос знаний и умений на новый материал; 7) контроль за успехами учащегося; 8) обеспечение обратной связи .

Якобсон Р. О.[45, с.132] выделяет три блока функций: функции самовыражения; воздействия, передачи информации и подразделяет их на более мелкие единицы, например, функция вступления в контакт; поддержка и усиление контакта; завершение контакта ,т. е. в данной классификации каждое действие процесса общения рассматривается как отдельная функция.

Особое значение невербальные средства имеют для тех профессий, которые непосредственно заинтересованы в компетентности в общении.

В педагогическом общении большую роль играет единство речи, мимики и жеста, что значительно поднимает уровень коммуникативной культуры педагога. Использование различной интонации, выбор соответствующего темпа, пауза- играет значительную роль в деятельности педагога: это способствует созданию целостного образа у учащихся, положительно влияет на процесс запоминания, кроме того, данное поведение учителя может служить примером для подражания (ученик не просто “оттарабанит” монолог или выученное стихотворение, а используя вокальные невербальные средства украсит свою речь, сможет выразить свою точку зрения). Негативным явлением среди вокальных невербальных средств общения выделяют заполнителей пауз “а”, “э”, несоответствующий темп речи (слишком быстрый или слишком медленный) [5,с. 388].

Итак, педагог дополнительного образования должен управлять своим поведением, эмоциями, настроением, социально-перцептивными способностями, техникой речи; воздействовать на личность и коллектив, раскрывая технологическую сторону процесса воспитания и обучения. Внешний вид педагога должен быть эстетически выразителен; прическа, костюм, украшения в одежде — подчинены решению педагогической задачи, т.е. эффективному воздействию на формирование личности воспитанника [15,с. 186].

1.3. Педагогическая техника, как фактор управления молодёжным творческим коллективом

Молодежь, являясь важнейшим стратегическим ресурсом общества, играет важную роль в экономических, социальных, политических и культурных процессах. Это признается многими исследователями, так же как и внутренняя неоднородность и дифференциация ее как социальной группы. Основ для расслоения молодежи множество, которые, в свою очередь, определяются сложными комбинациями социальных, экономических, демографических, профессиональных, этнических, культурных, и политических факторов [4].

Сегодня творческая молодёжь играет огромную роль в обществе. Благодаря её представителям жизнь общества обогащается новыми идеями, подходами к решению актуальных проблем. Обладая такими качествами, как настойчивость и старательность, современная молодёжь может добиться значительных успехов в своей созидательной деятельности. Цель, которую каждый ставит себе, может быть успешно достигнута, если уверенно идти к этой цели. И творческая молодёжь, понимая это, уверенно стремится к заветной цели, решая cложные задачи на творческом пути [32,с.12].

Учитывая различные трактовки понятия творческий коллектив, мы понимаем данный феномен как группу равноправных людей, объединенных общими целями, интересами, традициями, участвующих в разнообразных видах деятельности (репетиционной, постановочной, концертной и др.), создающих творческие социально значимые проекты, которые объединяют членов коллектива в позитивные сообщества, учат взаимодействию.[46,с.170]

Педагогическая технология представляет собой продуманную во всех деталях модель взаимодействия педагогов и воспитанников по проектированию, организации и осуществлению учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения комфортных условий для личностного развития ученика-воспитанника (с учетом человеческих и технических ресурсов) и оптимизации его форм. Структура педагогической технологии, включает: концептуальную основу, содержательную часть (цели, содержание материала), процессуальную часть – технологический процесс (организацию учебно-воспитательного процесса, его диагностику, методы и формы деятельности учителей-воспитателей, учеников-воспитанников)

Коллектив - динамическая система, он постоянно изменяется, развивается, крепнет. Поэтому педагогическое руководство им также не может оставаться неизменным. Начиная как единоличный организатор коллектива на первой стадии его развития, педагог по мере развития коллектива постепенно меняет тактику управления, развивает демократию, самоуправление, общественное мнение и на высших стадиях развития коллектива вступает в отношения сотрудничества с воспитанниками. [58]

Именно творческая деятельность лежит в основе прогресса материального и духовного производства, а также в основе развития и становления личности, ее индивидуальности и самореализации. Психолого-педагогическая литература определяет творческую, или креативную (лат. сrеаtо — сотворение, создание) деятельность как самодеятельность, охватывающую изменение действительности и раздвигающую пределы человеческих возможностей, как способ самоутверждения, самовыражения, самореализации личности в процессе создания материальных и духовных ценностей (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Богоявленская, Н.И. Дружинин и др.)[25,с.26].

На успешность деятельности творческого коллектива большое влияние оказывает стиль руководства, используемый для решения производственных задач. Петрушин В.И.[39] выделяет следующие методы руководства коллективом:

‒ авторитарные: при которых большинство решений принимается руководителем, а мнение членов коллектива игнорируется;

‒ демократические: основаны на признании прав, подчиненных участвовать в принятии решений и части действий коллектива, членам которого предоставляются возможности для проявления инициативы и самостоятельности;

‒ попустительский тип управления: при котором ни руководитель, ни коллектив не обсуждают и не участвуют в поступательном движении коллектива и не намечают перспективы его развития [11,с.198].

Каждому из этих методов руководства коллективом соответственно присущ и свой стиль общения между руководителем и участниками творческого процесса.

Чаще всего руководители коллективов считают демократический стиль руководства и общения наиболее эффективным для развития и становления личности. Демократическому стилю общения способствует чувство юмора, которое позволяет войти в близкий контакт с участниками , перейти в процессе общения из формальной сферы в неформальную и наоборот. Неожиданная шутка, комический рассказ, остроумная реплика позволяет снять рабочее напряжение, преодолеть барьер между руководителем коллектива и его участниками. Также только при демократическом стиле общения возможно сотрудничество, сотворчество. Сотворчество – непременное условие эффективности педагогического процесса.

Компетентное педагогическое руководство развитием культуры общения личности в процессе творчества предполагает знание самим руководителем современных особенностей культуры общения, стилистическое ориентирование, умение использовать специфические средства для наиболее эффективного развития культуры общения участников [27,с.89].

Педагогический процесс – динамическая система, поэтому он управляем. От качества управления зависит его эффективность как системы. Педагогическое управление связано с получением, передачей, переработкой и использованием информации на стадии анализа, принятия решения и его реализации и выступает ведущим видом деятельности. Речь идет о творческом коллективе, которым управляет педагог, характеризующийся креативностью, увлеченностью, самостоятельностью, ответственностью и т. д.[46,с.171 ]

1.4Технология управления молодёжным хореографическим коллективом с применением невербальных средств педагогической техники

Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоническое пластическое развитие.

Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования личности, для гармоничного духовного и физического развития.

Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье молодого поколения.

Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представления об актёрском мастерстве [50, с.5].

Анализу хореографического искусства и его роли в развитии творческих способностей учащихся в разное время уделяли российские и зарубежные ученые – теоретики и практики в области хореографии, искусствоведения, психологии. Среди них можно выделить Н.А. Александрова, Ю. Бахрушина, Л.Д. Блок, В. Богданов- Березовского, А.Я. Ваганову, Е.П. Валукина, Л.С.Выготского, Р. Захарова, М. Рыбникова, С.В. Филатова, С. Холфина и др.

Танец раскрывает духовные силы личности, воспитывает художественный вкус, любовь к прекрасному и творчеству. И если с одной стороны танец оказывает оздоравливающее действие на растущий организм, благотворно влияя на работу сердца, органов дыхания, кровообращения, укрепляя мышцы и улучшая осанку, то с другой стороны танец способствует воспитанию гармонически развитой личности, позволяет развивать ее творческую направленность. В своей работе педагог-хореограф должен стремиться к тому, чтобы применяемые им формы, методы и педагогические технологии соответствовали интересам и потребностям личности- участника хореографического коллектива.

В педагогической деятельности педагогу-хореографу рекомендуется использовать следующие формы занятий для эффективной работы хореографического коллектива и достижения высокого творческого результата:

- групповая форма (группы формируются с учетом возраста участников, также различаются по половому признаку; группа может насчитывать от 10 до 12 человек; группа может состоять из участников какого-либо танца или этюда);

- коллективная форма (применяется для проведения сводных репетиций, ансамблей, постановок танцев, где, например, задействовано несколько возрастных групп);

- индивидуальная форма (работа с солистами, наиболее творческими участниками; такая форма также необходима для участников, не усвоивших

пройденный материал).

Педагог-хореограф всегда должен учитывать интересы, мысли участников, попытаться приблизиться к их миру. В связи с этим поиск хореографического образа может происходить в сотворчестве участников коллектива и педагога [43,с.257].

Главное назначение художественного руководителя хореографического коллектива, преподавателя – обучать людей танцу, вводить их в контекст народного художественного творчества, «обучать», «вводить» не людей вообще, а конкретных личностей, т.к. каждый человек уникален, каждая личность неповторима. Основной целью воспитательной работы в хореографическом коллективе является не столько подготовка исполнителей танца, сколько посильное развитие у каждого участника творческих способностей, воспитание культуры, нравственного и эстетического кругозора, художественного вкуса, организация его отдыха. Культурологический взгляд на деятельность хореографической самодеятельности позволяет определить педагогическую работу с хореографическим коллективом как вхождение участника данного коллектива вместе с руководителем в контекст современного искусства, современной культуры. В этом вхождении двух субъектов – участника и руководителя – решающую роль играет момент взаимодействия, момент взаимного общения, который выстраивается руководителем. Работа с коллективом и отдельными его участниками составляет суть профессии руководителя [55,с.21].

Основой профессионально важных качеств руководителя хореографического коллектива выступают содержательная и динамическая стороны. Динамическая сторона требует определенных навыков, скорости выполнения поставленных перед коллективом творческих задач, концентрации внимания руководителя, его эмоциональной устойчивости и высокой лабильности нервной системы, выработки индивидуального стиля как в художественно-творческой, так и в организационно-управленческой деятельности. Содержательная сторона профессиональных качеств руководителя хореографического коллектива определяется набором соответствующих компетенций, что предъявляет специфические требования к развитию его психических, личностных особенностей, положительной профессиональной мотивации и ярко выраженной творческой индивидуальности [6,с. 111].

В работе с хореографическим коллективом важно учитывать три компонента взаимоотношения руководителя и его участников: первый-уровень исполнительской техники; второй-мастерство репетиционной работы, методы и приемы, с помощью которых он добивается воплощения произведения; третий- психологическое состояние руководителя, форма его поведения. Наличие всех компонентов создают благоприятные условия для осуществления полноценной функциональности руководства. Руководитель хореографического коллектива должен иметь высокий уровень профессиональных практических навыков, необходимых для успешного осуществления деятельности руководителя. Очень важно чтобы руководитель владел многогранным комплексом интеллектуальных, художественно-творческих и профессиональных способностей. Выделим некоторые из них:

1.коммуникативные-способность к общению, сотрудничеству;

2.дидактические-способность объяснять, показывать, обучать;

3.организаторские-способность вызвать стойкий интерес у учащихся к танцевальному искусству, объединить их в единый коллектив с общими целями и задачами;

4.конструктивные-способность к выбору репертуара, к разработке концертной деятельности;

5.прогностические-способность осуществлять педагогическое предвидение;

6.гностические-способность к познанию специфики работы в хореографическом коллективе, готовность к постоянному самообразованию;

7.перцептивные-способность проникать во внутренний мир учащегося, понимать его состояние;

8.креативные-способность к творчеству;

9.экспрессивные-способность к эмоциональной заразительности, яркости выражения эмоций, владение интонационной палитрой речи и свободным, пластичным техническим аппаратом [14,172].

Хореографическая тренировка-это достаточно длительный процесс выработки большого числа усложняющихся музыкально-двигательных навыков. Позы, положения, движения и их комбинации в различных вариантах- это новые для организма двигательные навыки, новая психологическая и физическая нагрузка. При этом педагогу следует все время помнить, что овладение двигательными навыками всегда должно сопровождаться определенным эмоциональным настроем, что нельзя учить только движениям, а эмоциональную выразительность откладывать на более поздний срок.

Обучение танцевальным движениям происходит путям практического показа и словесных объяснений. Педагогу необходимо четко определять баланс в сочетании этих двух методов. Излишнее и подробное словесное объяснение может привести к потере внимания учащихся, вызовет скуку на занятии. В то же время нельзя ограничиваться только практическим показом, в этом случае материал воспринимают учащиеся, неосознанно[50,с.23].

Использование жестикуляции педагогом-хореографом довольно богатая.

Хореографический термин (французский) воспринимается учениками, как отвлеченный сигнал. Поэтому педагог вводит дополнительные сигналы, в качестве образно-метафорических выражений, которые "указывают" ученику на отличительный характер движения, на другие важные его особенности и черты.

Часто используются ритмические и изобразительные жесты. При описании танцевальной постановки педагог-хореограф с помощью жестов рук обозначает ритм, темп, танцевальные движения, что даёт теоретическое представление хореографической постановки.

Ритмичные жесты также могут помочь выражать речевую информацию и говорят о эмоциональности говорящего. Например, участники коллектива не обладают понятием хореографических терминов, которые использует педагог-хореограф и возникают непонимания в объяснении материала. И тогда жесты рук, на подсознательном уровне, помогают хореографу объяснить суть сказанного.

Жестикуляция у педагога-хореографа крупная и ясная. В постановках используются жесты яркие, точные и открытые-«сценические».

Во время хореографических занятий играет громкая музыка, сопровождающая постановку, и педагог-хореограф использует невербальное общение. Например, улыбка на лице педагога означает, что всё идёт хорошо, опускание головы вниз говорит об ошибках. Прищуренные глаза говорят о не точностях самой постановки. Взмах руки — начали! Скрещённые руки перед собой — стоп!

С помощью мимики педагог-хореограф передает эмоции, подчеркивает мысль (нахмуриться, улыбнуться), вызывая этим разрядку в аудитории, выделяет ритмику звучания, наклоном головы выражает неуверенность, колебания, поиски слов.

Глаза помогают устанавливать контакт с педагогом, а визуальный контакт регулирует разговор. Брови очень подвижны. Педагог может поднимать одну или две брови вверх и опускать вниз, сводить их к переносице, переводя при этом глаза то вверх, то вниз в сторону. Такие движения могут иметь разные значения: выражение удивление, недоумение и т.д.

Итак голос, яркие жесты, специфическая мимика играют важную роль в управлении хореографическим коллективом.

Выводы по 1-ой главе

Понятие технология и педагогическая технология рассматривают такие деятели как Б.Т Лихачев, В.П. Беспалько, И.П. Волков, В.М. Шепель. Педагогическая технология-это комплекс приемов, методов, способов, гарантирующий успех педагогических действий. В педагогическом процессе имеется и педагогическая техника. Основные средства техники – речь и невербальное общение.

Педагог дополнительного образования применяет невербальные средства с функциями указания, привлечения внимания, отрицательные и утвердительные ответы, выражение просьбы, запрет или подчеркивание чего-либо важного.

Применение педагогической техники в организации деятельности дополнительного образования играет значительную роль. Педагог дополнительного образования развивает таланты и способности учащихся. Освоение педагогической техникой помогает в донесении информации учащимся.

Основными компонентами педагогической техники является

-умение контролировать своё поведение: управлять эмоциями, мимикой, настроением, владеть техникой речи

-умение грамотно воздействовать на коллектив.

Молодежный творческий коллектив представляет собой группу равноправных людей, объединенных общими целями, интересами, традициями, участвующих в разнообразных видах деятельности.

Успех творческого коллектива осуществляется через стиль руководства. Выделяются такие методы управления как авторитарный, демократический, попустительский.

В управлении молодёжным хореографическим коллективом стиль руководства чаще всего авторитарно-демократический. Хореографическое творчество является популярным среди молодёжи. Хореография развивает физические способности человека, даёт понятие об актёрском мастерстве.

Руководитель, педагог-хореограф помимо обучения танцам, должен учитывать интересы, возможности, пожелания участников, а также владеть интеллектуальными, художественно-творческими и профессиональными способностями.

Движения, комбинации, позы, жесты, мимика всё это неотъемлемая часть хореографической тренировки. При работе с молодёжным хореографическим коллективом педагог использует невербальное общение. Жесты рук помогают хореографу объяснять суть сказанного. Улыбка, глаза, взмах руки, брови, голос влияют на работу и отдачу хореографического коллектива.

Глава 2. Экспериментальные исследования потенциала невербальных средств педагогической техники в управлении молодёжным хореографическим коллективом

2.1Организации и методы исследования

Экспериментальная база исследования была в Муниципальном бюджетном учреждении «Центре культуры и досуга «Молодёжный» в хореографическом коллективе «Сувенир».

Цель исследования: выявление функций невербальных средств педагогической техники в управлении молодёжным коллективом хореографического направления.

Задачи исследования:

-выявить конкретные невербальные средства педагогической техники в управлении молодёжным коллективом хореографического направления

-определить функции невербальных средства педагогической техники в управлении молодёжным коллективом и интерпретировать

-спланировать методы управленческого воздействия педагога творческим коллективом, с учетом выявленных функций невербальных средств педагогической техники

-проанализировать полученные результаты.

Методы, применяемые в экспериментальном исследовании: наблюдение, опрос, авторское анкетирование, тестирование (Люшера).

Объект исследования: невербальные средства педагогической техники.

Предмет исследования: невербальные средства общения педагога дополнительного образования с участниками молодёжного творческого коллектива.

Наблюдая за проведением занятия педагога-хореографа жесты и мимика, эмоции и техника речи особенно ярко выражены при показе танцевальных комбинаций или движений. Чаще всего руководители используют такие невербальные средства как :

-хлопки в ладоши, означают ритмические выстукивания

-взмахи рук, означающие широту , мягкость или пластичность движений; стоп или начало хореографического номера

-колебания головы, означает, что выполнение какого-либо движения верно или не верно

-мимика: улыбка, брови, глаза, означают эмоциональные замечания по исполнению и т.д.

Педагог-хореограф во время проведения использует оценочные жесты:

-указательные ( с помощью рук)

-описывающие (например, любое хореографическое движение)

-вспомогательные ( кивок головой, хлопки в ладоши , например вступить в такт музыки)

-поддержки (подбадривающие, показывающие что исполнение проходит отлично)

Когда педагог слушает - голова слегка наклонена набок, что говорит о доверии и о том, что учитель с большим вниманием и желанием выслушивает учащихся.

Способы оценки одобрения в хореографическом коллективе используется с помощью слов и выражением лица преподавателя.

Развитие навыков невербальной коммуникации является важным фактором социализации молодёжного творческого коллектива, а хореография, являясь наиболее близким видом деятельности к бессловесному общению, способствует успешному его развитию.

2.2 Интерпретация исследования

Процесс передачи учебной информации можно условно разделить на:

  1. Специальный, связанный с профессиональной деятельностью

  2. Визуальный

  3. Образный

  4. Притекстовый, это темп, ритм, интонация и выразительность педагога

Умелое воздействие этими видами информации обеспечивает эффективность процесса преподавания.

Участникам хореографического коллектива, в возрасте от 14 лет, было предложено пройти анкетирование, составленное автором дипломной работы.

Анкета учащихся хореографического ансамбля танца «Сувенир»

Ф.И.О.

Возраст

1.Мне нравится , когда мой педагог улыбается

А) да, нравится Б) нет, не нравится В) не обращаю внимания

2.Я могу определить по выражению лица, какое настроение у педагога

А) да, могу Б) нет , не могу В) не обращаю внимания

3.Мне понятней , когда педагог жестикулирует при объяснении движения

А) да, понятней Б) нет, не понятно В) не обращаю внимания

4.Мне понятней, когда педагог спокойным тоном объясняет технику исполнения

А) да, понятно Б) нет, не понятно В) не обращаю внимания

5. Мне приятно, когда мой педагог лично показывает мне какое-либо движение

А) да, приятно Б) нет, неприятно В) не обращаю внимания

6. Меня не смущает, когда педагог смотрит мне в глаза

А) да, не смущает Б) нет, смущает В) не обращаю внимания

7. Я всегда понимаю ,какие жесты моего педагога что означают

А) да, понимаю Б) нет, не понимаю В) не обращаю внимания

8. Мне нравится, когда педагог учитывает моё мнение

А)да, нравится Б) нет, не нравится В) не обращаю внимания

9.Тактильная коммуникация педагога помогает мне в исполнении движения

А) да, помогает Б) нет, не помогает В) не обращаю внимания

10. Мне нравится, когда педагог четко и эмоционально выражает свою мысль, разговаривает

А) да, нравится Б) нет, не нравится В) не обращаю внимания

11. Мне нравится, когда педагог соблюдает дистанцию в общении со мной

А) да, нравится Б) нет, не нравится В) не обращаю внимания

12. Я обращаю внимание на то, как одет мой педагог

А) да, обращаю Б) нет, не обращаю

13. Отметить что для вас важнее (нужное подчеркнуть)

  • дикция педагога

  • темп и ритм речи педагога

  • выразительность и интонация педагога

или

  • жесты педагога

  • мимика педагога

  • позы педагога

Рис.1

После проведения авторского анкетирования мы увидели, что некоторые участники не обращают внимания чаще всего: на то как одет педагог, на соблюдении дистанции между педагогом и учеником, на то как учитывается мнение самих исполнителей и личное демонстрирование какого-либо движения.

Выражение лица педагога, его тон, четкое выражение своих мыслей –всё это учитывают учащиеся хореографического коллектива. А улыбка является важным фактором в проведении занятия для творческого молодёжного коллектива.

Рис.2

Мимика и дикция педагога, является важным средством общения в результате проведения анкетирования. Грамотное уравновешивание использования вербальных и невербальных форм общения позволит максимально полно доносить информацию до учащихся.

В результате проведения тестирования среди участников коллектива были выявлены общие предпочтения по цвету :

До занятия:

+

+

X

X

=

=

-

-

2

4

3

1

6

0

7

5

Первые два цвета зеленый и желтый характеризуются так — небольшое беспокойство, стремление к признанию, популярности, желание супер впечатлений, повышенное внимание к реакциям окружающих на свои поступки.

Последние два цвета черный и фиолетовый — поиски идеализированной ситуации.

Диагностика с помощью цветового теста Люшера возможна через определение функции цвета:

Таблица 1

Функция цвета

Цвета, выбранные участниками коллектива

Зелёный

Желтый

Черный

Фиолетовый

 

Напряжение воли. Самоутвержде ние, тщеславие, спонтанное желание играть определенную роль.

Восприятие возбуждения для разрядки напряжения. Ожидание встреч, раскрытие, суетливость, бегство от проблем, иллюзорное ожидание будущего.

Отклонение помех и ограничений, игнорирование угрозы, предприимчивость.

Подавление чувствитель ности, контроль чувств. Эстетическое, этическое или логическое стремление к порядку.

После проведения авторского анкетирования было выявлено, что улыбка на лице педагога играет важную роль для учащихся в творческом коллективе. Мы изъяли улыбку педагога на время проведения занятия и провели повторное тестирование, результат оказался таким:

+

+

X

X

=

=

-

-

5

1

4

2

3

6

7

0

Первые два цвета фиолетовый и синий означают неопределенное настроение, стремление к согласию и гармонии.

Последние два цвета черный и серый — стремление уйти из неблагоприятной ситуации.

Таблица 2

Функция цвета

Цвета, выбранные участниками коллектива

Фиолетовый

Синий

Черный

Серый

 

Стремление очаровывать, чувственность внушаемость.

Стремление к покою. Интенсивная потребность в приятном общении и удовлетворе- нии, стремление к гармонии, чувствительность

Отклонение помех и ограничений, игнорирование угрозы, предприимчи- вость.

Эмоциональная возбудимость, стремление к социальному успеху.

В результате проведения теста Люшера (таблица 1) до занятия учащиеся хореографического коллектива «Сувенир» показали высокий уровень продуктивной деятельности, так как зеленый, желтый и красный цвета по первому выбору у большинства стоят рядом. После окончания занятия (таблица 2), убрав улыбку на лице-то самое невербальное средство общения, которое участники выделили в анкетировании, результат цветового тестирования выявил негативные тенденции: переживание, состояние настороженности и подозрительности.

По определению теста Люшера мы увидели, как невербальные средства общения педагога влияют на работоспособность коллектива.

Следующей задачей исследования стало определение функций невербальных средств педагогической техники в управлении молодёжным хореографическим коллективом «Сувенир».

Таблица 3.

Этапы построения урока

Средства педагогической техники педагога

Функции невербальных средств

Встреча -поклон

Улыбка на лице, визуальное общение

Функция вступления в контакт; информационный поиск, т. е. “запрос” об обратной связи;

Разминка, исполнение определенных хореографических движений

Яркая жестикуляция, мимика лица

Функция привлечения внимания; обеспечение обратной связи

Классический танец-упражнения у станка

Интонация и выразительность речи, использование поз в обучении, тактильная коммуникация

Функция усиления контакта; управление интеллектуальной деятельностью учащихся

Вращения на середине зала

Применение жестикуляции

Функция контроля за успехами учащихся

Постановка и отработка танцевальных номеров, работа над техникой исполнения и артистизмом

Четкая выразительная речь, жестикуляция-указательная, изобразительная, ритмическая, применение поз, мимики лица.

Функция обратной связи и контроля; функция акцентирования; постановка конечной цели

Поклон-завершение урока

Визуальное общения

Функция замещения; функция привлечения внимания

В результате проведения хореографического занятия с молодёжным коллективом были определены функции невербальных средств педагогической техники, которые отражены в таблице 3.

Изучение сплоченности хореографической группы по тесту Сишора.

Назначение-определить степень и характер ценностно-ориентационного единства изучаемого коллектива.

Инструкция: каждый из участников выбирает из предложенного списка 5 наиболее важных с его точки зрения качеств личности, необходимых для успешного выполнения совместной учебной деятельности.

Таблица 4.

Ф.И.О.

Качества личности

1

6

11

16

17

20

24

25

26

29

34

1

Брусова Ю.Н.

+

+

+

+

       

+

   

2

Вахромеева А.А.

+

 

+

   

+

 

+

 

+

 

3

Вахромеева П.А.

+

+

+

+

       

+

   

4

Волошина А.И

+

 

+

 

+

       

+

+

5

Гребенщикова А.М.

+

+

+

       

+

 

+

 

6

Егорова Н.С

+

+

+

     

+

 

+

   

7

Климина А.С

+

+

+

 

+

 

+

       

8

Колесникова Е.Д.

+

+

 

+

 

+

       

+

9

Макарычева Л.А

+

+

   

+

+

 

+

     

10

Нипалова А.А.

+

+

 

+

   

+

     

+

11

Севастьянова А.А.

+

+

+

+

       

+

   

12

Соколова А.В.

+

+

+

   

+

   

+

   

13

Федорова А.П

+

+

+

         

+

+

 

14

Черноносова С.В.

+

+

+

+

       

+

   

15

Шульгина А.С

+

+

+

 

+

   

+

     
 

Сумма результатов

15

13

12

6

4

4

3

4

7

4

3

Вычисляем коэффициент С, характеризующий степень ценностно-ориентационного единства учащихся.

С=1,4 *53-15/ 6* 15=0,65

Вывод: хореографическая группа «Сувенир» достигла уровня коллектива. И

так как в ней наиболее ценными качествами личности служат; дисциплинированность (1), трудолюбие (6), отзывчивость(11), целеустремлённость(16), чувство ответственности(26), то можно предположить, что учащиеся ансамбля танца «Сувенир» успех в своей деятельности связывают с положительным отношением к занятиям и качествам, характеризующие учебно-организационные умения.

Выводы по -2ой главе.

По результатам экспериментального исследования, целью которого было выявление функций невербальных средств педагогической техники в управлении молодёжным коллективом хореографического направления, можно сделать такие выводы:

-хореографическая группа «Сувенир» показала высокий уровень сплоченности коллектива;

-невербальные средства коммуникации не мене важны в процессе обучения и общения, чем вербальные,

-на настроение и отдачу учащихся влияет невербальные средства общения, применяемые руководителем коллектива,

-невербальные средства педагогической техники имеют ряд функций, которые были определены в исследовании.

Заключение

Рассмотрев общую характеристику невербальных средств педагогической техники в управлении молодёжным коллективом, необходимо особое внимание уделять адекватности их применения. Для того, чтобы создать оптимальный климат для обучения с участниками, учителю нужно воздерживаться от тех невербальных средств, которые указывают на доминирование и агрессивность.

Итак, какие требования необходимо учитывать к невербальным компонентам общения в педагогическом процессе:

- они должны быть оправданными, уместными в конкретной ситуации

-жестикуляции не должно быть слишком много или слишком мало

-амплитуда жестов в творческом коллективе может быть немного преувеличенной

-педагог должен избегать тех педагогических средств общения, которые могут привести к неблагоприятной оценке учащихся.

Таким образом учителю необходимо пользоваться всем многообразием невербальных средств с учетом конкретных ситуаций, и это поможет решить задачи, встречающиеся в педагогическом процессе.

В ходе экспериментальной части дипломной работы были выявлены функции невербальных средств педагогической техники в управлении молодёжным коллективом хореографического направления. Чаще всего применяются такие функции:

-обратной связи

-усиления контакта

- контроля за успехами учащихся

-акцентирования

-замещения и

-привлечения внимания.

Обладая знаниями функций невербального языка, поможет руководителю контролировать свои жесты. Это несомненно важно, так как в ходе исследования было отмечено, что учащиеся больше обращают внимание на невербальные средства, нежели речевые. Педагогу необходимо учитывать подготовку своих жестов, поз, мимики, также, как и грамотно поставленную речь.

Итак, мы можем сделать вывод, что одну из важнейших ролей в управлении молодёжным коллективом играет педагогическая техника. Творческие молодёжные коллективы нуждаются не только в вербальных педагогических средствах общения, но и в невербальных, которые зачастую бывают более информативными для коллектива.

Список литературы:

Книга двух или трёх авторов

  1. Данилова, И.А. Социология и психология управления. Краткий курс/ Данилова И.А ,Нуриева Р.Н – М.:Окей-книга, 2010

Сборники

  1. Аверьянов, Л.Я. Хрестоматия по психологии: сборник работ по общей психологии, Невербальное общение. / Л.Я. Аверьянов, И. Атватер .- 2009.-151с.

Методические пособия, учебники и руководства

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений/ Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 376 с.

  2. Басова, Н.Ф. Социальная работа с молодежью: учеб. пособие для студентов вузов / Н.Ф. Басова под ред. Дашков и К.- 3-е изд.- М.: - 2010.

  3. Иванов, А.В. Cоциально-педагогическая работа в детских и молодежных объединениях, движениях: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / А.В. Иванов – М.:, 2012. – 329 с.

  4. Ильин, Е.П. Учебник: Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин- СПб.: Питер, 2009. – 576с

  5. Кислинская, Н.В. Введение в педагогическую деятельность/ Н.В. Кислинская М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 224с.

  6. Под ред. Липского, И.А , Учебник «Социальная педагогика»: для бакалавров / И.А. Липская, Сикорская Л.Е. Издательство: Дашков и К.- 2013 - 279 с

  7. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 308 с.

  8. Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Н.Н. Никитина, Н.В. М-2004

  9. Островский, Э.В. Психология и педагогика: Учеб. Пособие / Под ред. Э.В. Островского, Чернышовой, Л.И. – М.: Вузовский учебник, 2005. – 384 с.

  10. Петрова, Е.А. Жесты в педагогическом процессе / Е.А. Петрова - М: Высшая школа, 2006. - 132 с

  11. Петрушин, В.И. Психология и педагогика художественного творчества / В.И. Петрушин ,2008 -496с.

  12. Петрушин, В.И. Психология и педагогика художественного творчества / – М.: Академический проект; Гаудеамус, 2006. – 490 с.

  13. Пуртова, Т.В. Учите детей танцевать: Учеб.пособие для студ. Учреждений сред.проф. образования / Пуртова Т.В.Беликова А.Н., Кветная О.В.// М.:ООО «Век информации»,2009-284с.:ил.

  14. Сластенин, В. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Педагогическая технология и мастерство учителя § 1. Сущность педагогической технологии / Сластенин В., Исаев И., Мищенко А., Шиянов Е.//- М.: 2000 -512с.

  15. Столяренко, А.М. Психология и педагогика: Учебник для студентов вузов / А.М. Столяренко- 3-e изд.:2013-543c.

  16. Тимофеев, А.А. Методические указания по дисциплине Педагогическая работа с хореографическим коллективом/ А.А. Тимофеев – Саратов, 2011 - 21 с.

Неопубликованные документы: диссертации, авторефераты, отчеты о научно-исследовательской работе

  1. Грищенко, М.Г Формирование артистизма у художественных руководителей хореографических коллективов в вузах культуры и искусств: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / М.Г. Грищенко.- М., 2009.

  2. Губанова, B.C. Невербальное общение в детских хореографических коллективах как средство социализации их участников /Алтайская государственная академия культуры и искусств. Научный руководитель - Т.И. Головко, дис. ...к.п.н., доц. / В.С. Губанова -2013 - 3с.

  3. Муфтахова, Ф.С Профессиональная компетенция педагога, дис…. кандидат философских наук, доцент, заместитель декана ФГБОУ «Башкирский государственный университет» (Уфа)/ Ф.С. Муфтахова, Россия- 2014-2с

  4. Сапегина, Т.А Формирование коммуникативных способностей будущих педагогов профессионального обучения средствами невербального общения: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Т.А. Сапегина.-Екатеринбург, 2007

Статьи

  1. Аликова, И.Н. Значение педагогической техники в деятельности педагога дополнительного образования/ Аликова, И.Н, Якушева, С.Д // В мире научных открытий.- 2010. № 5-3.-С. 14-21.

  2. Ахьямова, И.А. Культура невербального общения личности: история, психология, педагогика / И.А. Ахьямова // Успехи современного естествознания.- 2012. № 8.- С. 122-124.

  3. Балан, С.И. Влияние творческой деятельности на самореализацию личности / С.И. Балан // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина"- 2011. № 3 (48). С. 26-28.

  4. Горячкина, В.П. Влияние творческой деятельности на самореализацию личности / В.П. Горячкина // 2011. с26-28.

  5. Баширова, Э.Ю. Социальный портрет современной молодежи в организации свободного времени / Э.Ю. Баширова // Вестник Чувашского университета. 2009. № 3. С. 202-205.

  6. Бериева, О.Л Условия развития культуры общения молодежи в процессе театрального творчества / О.Л. Бериева // Статья «Наука и современность» 2014. С86-90

  7. Ботова, К.В. Самореализация молодежи посредством блогов. Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России./ Балынская Н.Р, Ботова К.В.// 2013. № 6 (6). С. 97-105

  8. Буйлова, Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей/ Л.Н. Буйлова//. – М., 2000

  9. Введенская, Л.А. Культура и искусство речи. Современная риторика / Павлова Л.Г., Л.А. Введенская // Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс». 2007.-216 с.

  10. Габелия, Л.Г. К вопросу о знаковой функции невербальных средств общения / Л.Г. Габелия, Церцвадзе М.Г// Вестник магистратуры. 2014. № 2 (29). С. 66-69.

  11. Гавриленко, О.В. Творческая молодёжь и некоторые её качества/ О.В. Гавриленко // 2013.С 12-14.

  12. Дзюбенко, И.А. Сущность понятий «компетентность» и «компетенция»/ И.А. Дзюбенко // аспирант Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина).2013 С.18-19

  13. Ильина, И.Е., Невербальная коммуникация/ И.Е. Ильина, Морозова О.Н., Лябина О.Г., Шмаков С.И.// Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2014. Т. 20. № 2. С. 386-396

  14. Калинина, Е. Аформирование творческой индивидуальности руководителя хореографического коллектива на занятиях народным танцем / Калинина Е.//.2011.С.111-113.

  15. Корнев, Д.В. Формирование профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования/ Д.В. Корнев// Человеческий капитал № 07 ( 6 7 ) 2014 С.67-71

  16. Кудинов, Е.С. Взаимодействие невербальных и речевых характеристик в процессе коммуникации/ Е.С. Кудинова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2010. № 580. С. 55-78.

  17. Куличенко, Ю.Н Мимика как невербальный компонент коммуникативного поведения/ Ю.Н. Куличенко // Вестник гуманитарного научного образования. 2011. № 4. С. 23-24.

  18. Мауро, Коццолино Невербальная коммуникация. Теории, функции, язык и знак / Коццолино Мауро// Гуманитарный центр :2009-248с.

  19. Михеева, Г.А.Невербальные средства общения субъектов образовательного процесса вуза/ Г.А. Михеева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008.№ 65. С. 427-435

  20. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя/ Л.М. Митина //М: Педагогическое общество России,2003- С.38

  21. Морозов, В.П. Невербальная коммуникация экспериментально-психологическое исследования/ В.П. Морозов// Москва Ин-т психологии РАН- 2011-526с.

  22. Мочалов, Д.В Развитие творческой личности в самодеятельном хореографическом коллективе / Д.В. Мочалов// 257-262с.

  23. Нурсултанкызы, Ж. Невербальные средства – важный элемент разговорной речи / Ж. Нурсултанкызы // Молодой ученый. 2013. № 11-1. С. 46-48.

  24. Осипова, Т.В. Система подготовки будущего педагога-хореографа к управлению творческим коллективом/ Т.В. Осипова// Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 3 С.170-175

  25. Поляков, В. А., Профессиональное самоопределение молодежи/ В.А. Поляков// Педагогика. - 2003. - № 5. - С. 34-52.

  26. Поморова, Т.В. К вопросу о высшем профессиональном образовании руководителя хореографического коллектива/ Т.В. Поморова // С. 171-175

  27. Потопахин, В.В. Рассуждения о педагогической цели и педагогической технике/ В.В. Потопахин // Школьные технологии. 2013. № 2. С. 166-177

  28. Предтеченская, Н.В. О межкультурной коммуникации и невербальных средствах общения / Н.В. Предтеченская // Российский научный журнал. 2011. № 22. С. 258-262.

  29. Пучкова, И.М. Психологическая готовность к профессиональной деятельности и профессиональная компетентность / И.М. Пучкова // М.:-2012-Т.П.-С.166-167

  30. Рапацевич, Е.С. Педагогика: большая современная энциклопедия издательский центр / Е.С. Рапацеваич // «МарТ», 2005. – 448 с / сост.– Минск: Современное слово, 2005. – 720 с

  31. Романова, М.В. Проблема использования невербальных средств общения в профессиональной деятельности учителя/ М.В. Романова // Вестник ТГПУ 2009 Выпуск 5(83) – с 100-104

  32. Слива, М.Е. К вопросу о невербальных средствах передачи информации/ М.Е. Слива // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2013. № 11. С. 311-314.

  33. Соловьева, М. И.-Проблема становления и развития экосоциокультурных ценностей в образовании студенческой молодежи. «Ценности творчества в образовании современной молодёжи»/ М.И. Соловьева // Вестник международной академии наук (русская секция) Ставропольский филиал МГГУ им. М. А. Шолохова, Ставрополь, Россия. 2014 № 1.

  34. Якушева, С.Д. Педагогическая техника - основа педагогического мастерства / С.Д. Якушева //Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2011. № 2. С. 182-190

Справочник

  1. Коджаспиров Г.М.Словарь по педагогике / Коджаспиров А.Ю. – М.: ИКЦ «МарТ»2005. – 448 с

Интернет- ресурсы:

  1. Невербальный компонент коммуникации в системе педагогической деятельности [Электронный ресурс]: http://www.molych.ru/raznoe/neverbalnyj-komponent-kommunikatsii-v-sisteme-pedagogicheskoj-dejatelnosti.html

  2. Стиль и методы управления коллективом [Электронный ресурс]: Http://lib.nspu.ru

  3. Лекция № 3 Современные теории и концепции обучения [ Электронный ресурс]: http://kpip.kbsu.ru/pd/did_lec_8.html#V3

  4. Нартова-Бочавер С.К. Введение в психологию развития: учеб. пособие / С.К. Нартова-Бочавер, А.В. Потапова [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/

Просмотров работы: 5082