ФОРМАЛЬНЫЕ И НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ В ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМАЛЬНЫЕ И НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ В ОРГАНИЗАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Человек выполняет работу в окружении людей, во взаимодействии с ними. Он не только исполнитель роли в организации, но и член группы, в рамках которой он действует. При этом группа оказывает огромное влияние на поведение человека. А поведение человека, его действия вносят определенный вклад в жизнь группы [1].

Характерными особенностями группы являются:

- члены группы идентифицируют себя и свои действия с группой в целом и выступают от имени группы;

- взаимодействие между членами группы носит характер непосредственных контактов, личного разговора, наблюдения поведения друг друга;

- в группе наряду с формальным распределением ролей, обязательно складывается неформальное распределение ролей, обычно признаваемое группой.

Эти и другие роли группового поведения люди выполняют в соответствии с их способностями и внутренним призванием. Поэтому в хорошо функционирующих группах обычно создаются возможности для того, чтобы человек мог вести себя в соответствии со своими способностями к групповым действиям и органично присущей ему определенной ролью члена группы.

Признаки формальной и неформальной групп представлены в таблице 1.

Таблица 1

Виды групп

Признаки

Формальная

Неформальная

Особенности

возникновения

Согласно правовому акту

Правовая незакрепленность

Субъекты

Должности

Личности

Характер связей

Предписанный (между должностями)

Свободный (между личностями)

Основы регулирования

Правовые нормы

Традиции, обычаи

Причины создания

Достижение официально объявленных целей в соответствии с потребностями организации

Удовлетворение личных потребностей участников в поддержке, общении, информации

Формальная группа создается менеджерами специально и после этого становится социальной средой, в которой люди взаимодействуют между собой не только по приказу руководства. Она имеет следующие особенности:

- Рациональность - в ее основе лежит принцип целесообразности, сознательного движения к известной цели;

- Безразличность - рассчитана на индивидов, отношения между которыми устанавливаются по составленной программе.

В формальной группе предусмотрены только служебные связи между индивидами, она подчиняется исключительно функциональным целям.

К формальным группам относятся:

- Вертикальная организация, объединяющая ряд органов и подразделений так, что каждое из них находится между двумя другими, а руководство каждым из органов и подразделений сосредоточено в руках одного человека.

- Функциональная организация, в которой руководство распределяется между несколькими лицами, специализирующимися на выполнении определенных функций и работ.

- Штабная организация, где есть штаб советников, экспертов, помощников, не включенных в систему вертикальной организации.

Формальные группы могут быть сформированы для выполнения регулярной функции, как, например, бухгалтерия, а могут быть созданы для решения определенной целевой задачи, например, комиссия по разработке какого-либо проекта [2].

В результате межличностного общения во время собраний, перерывов и после работы возникает множество групп, которые основаны на взаимной симпатии и дружбе. Эти группы представляют собой неформальные организации внутри формальной.

Неформальная группа - это спонтанно сформировавшаяся группа людей, регулярно взаимодействующих с какой-то определенной целью. В рамках большой организации существует множество неформальных групп, которые произвольно объединяются в некую сеть.

Созданию неформальных групп способствует сама рабочая среда. В современном мире люди проводят в обществе своих коллег по работе больше времени, чем в семье. Сложность задач, которые они решают, заставляет постоянно общаться и взаимодействовать друг с другом. Члены организации зависят друг от друга и, естественно, в результате этого интенсивного социального взаимодействия возникают неформальные организации.

У людей всегда имеются причины для вступления в группы и неформальные организации, однако, они часто не осознают их. Принадлежность к неформальным группам может дать людям психологические выгоды, не менее важные, чем зарплата. Самыми главными причинами присоединения к неформальной группе являются чувство причастности, общение, симпатия, взаимопомощь, защита и общие интересы.

Пожалуй, основной причиной вступления в неформальную группу является стремление удовлетворить потребность в причастности, которая является одной из сильнейших потребностей человека. Причастность к группе и ее поддержка способствуют удовлетворению людей работой.

Одной из важных причин присоединения людей к той или иной группе также является потребность в защите. Пусть в современном мире реальная физическая опасность в рабочей среде довольно редкое явление, но первые профсоюзы возникли именно благодаря группам людей, которые собирались в нерабочее время и обсуждали неправомерные действия руководителей. В настоящее время члены неформальных организаций тоже защищают друг друга, прикрывая нарушителей правил.

Другой, чуть менее важной причиной вступления людей в неформальные группы, является стремление получить доступ к каналу слухов. Именно по нему распространяются слухи и другая информация, которая может не доходить до работников организации из официальных источников или доходит, но с большим опозданием. Эта информация удовлетворяет потребность человека в психологической защите и причастности и обеспечивает быстрый доступ к информации, которая связана с его деятельностью.

Некоторые неформальные группы порой ведут себя непродуктивно и мешают достижению формальных целей. По неформальным каналам могут распространяться ложные слухи, групповые нормы часто приводят к тому, что эффективность группы становится ниже стандартов, установленных менеджментом. Сопротивление групп переменам часто препятствует введению инноваций.

В то же время, цели группы могут совпадать с целями формальной организации, а нормы эффективности неформальной организации могут превышать формальные стандарты, а неформальные каналы коммуникации иногда помогают формальной организации, дополняя формальную систему обмена информацией. Неформальная группа в целом порождает меньше идей, чем отдельные ее члены, однако она дает лучшие идеи: с лучшей проработкой, со всесторонней оценкой, с большей степенью ответственности за них. Неформальные группы принимают более рисковые решения, чем отдельные их члены. Развивается определенный тип "группового мышления", при котором группа ощущает себя неуязвимой.

Менеджерам нужно понимать, что неформальные организации динамично взаимодействуют с формальными. Поэтому, если они хотят, чтобы организация достигла своих целей, ими надо эффективно управлять.

Эффективно управлять неформальными организациями мешает негативное отношение менеджеров к ним. Необходимо уяснить, что создание неформальных организаций - явление естественное, что они есть в каждой организации, и несут как проблемы, так и выгоды.

В том случае, если менеджеры не хотят или не могут найти пути эффективного сотрудничества с неформальными организациями, они упускают возможность воспользоваться всеми потенциальными выгодами, которые может принести существование неформальной группы. В любом случае, независимо от того, полезна или вредна неформальная группа, она существует. Даже если руководство фирмы распустит одну из них, на ее месте обязательно возникнет друга и, скорее всего, она будет испытывать по отношению к начальству негативные чувства.

Если раньше уничтожение неформальной группы было единственным решением проблем, связанных с неформальной организацией, то в настоящее время менеджеры пытаются заставить неформальную организацию помочь формальной в достижении ее целей.

Для того, чтобы неформальные группы не мешали, а напротив, помогали организации достигать поставленные цели, необходимо:

- признать существование неформальной группы, а также то, что уничтожить ее возможно, лишь уничтожив формальную организацию;

- выслушивать мнения членов и лидеров неформальных групп. Менеджер должен узнать, кто является лидером каждой неформальной группы, и сотрудничать с ними для достижения целей деятельности организации;

- перед принятием какого-либо действия или решения, необходимо проанализировать его возможное негативное влияние на неформальную группу;

- для ослабления сопротивления переменам со стороны неформальной группы, можно разрешить ей участвовать в процессе принятия решений;

- контролировать распространение слухов и максимально быстро распространять точную информацию.

Список литературы

1. ЛанкинаВ.Е. Менеджмент организации [Электронный ресурс]. - Таганрог: ТРТУ, 2006.– Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m98/2_1_15.htm.

2. Понятие формальной и неформальной группы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studopedia.ru/1_106332_ponyatie-formalnoy-i-neformalnoy-gruppi.html.
Просмотров работы: 7892