ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Опыт становления российской системы государственных закупок в условиях развития рыночных отношений показал эффективность и перспективность этого направления для экономичного использования финансовых ресурсов и обеспечения качественной продукцией как государственных потребностей, так и нужд других хозяйствующих субъектов. Согласно данным исследования НАУЭТ, на 19.11.2014 г. на российском рынке государственных и корпоративных закупок работало более 295 тыс. организаций, 79% из которых – государственные и муниципальные заказчики, осуществляющие закупки по 44-ФЗ, и 21% - заказчики, работающие по 223-ФЗ. Объем размещения заказа за анализируемый период (01.07.2013г. – 30.06.2014г.) составил порядка 6,64 трлн. руб., что на 10% больше прошлогоднего значения. Количество конкурентных закупочных процедур за период составило 2 534 702 (табл.) [1].

Таблица – Объём размещения заказа по способам осуществления закупки за период 01.07.2013 г. - 30.06.2014 г.

Способ закупки

Сумма начальных максимальных цен контрактов (договоров), млрд. руб.

Количество закупочных процедур

Электронный аукцион

3 918,51

1 514 624

Запрос котировок

144.27

775 632

Открытый конкурс

1 313,92

41 230

Конкурс с ограниченным участием

125.24

9 843

Двухэтапный конкурс

0.59

39

Запрос предложений

12.11

10 498

Прочие процедуры

1 128,85

182 836

Всего

6 643,48

2 534 702

Около 58,98% закупок на сумму 3 918,51 млрд. руб. было осуществлено путем проведения электронного аукциона. В то же время, количество проведенных электронных аукционов составляет 1 514 624 процедур или 59,76% от общего количества опубликованных закупочных процедур.

В 2014 году потери государства от закупок составили 278,2 млрд. руб., что на 4,78% больше прошлогоднего значения (без учета уровня инфляции). Уровень завышения цен по государственному сектору в целом составил 6,3%, что на 0,8% больше аналогичного значения 2013г. Наибольший уровень завышения закупочных цен имеет федеральный сегмент, который равен 9,2%. Уровень завышения в региональном сегменте оценивается в 5,4%, в муниципальном – 4,5% [1].

Состояние современной системы госзакупок в России характеризует наличие определенных сложностей и проблем, тормозящих ее развитие. Основными недостатками существующей системы государственных закупок являются: отсутствие четкости и унификации технологий, сложность процедур проведения госзакупок, а также многочисленные нарушения, использование «серых» схем, сговоры в стремлении обойти «неудобный» закон.

Организация системы госзакупок в стране должна строиться на трех базовых принципах: справедливость (свободный доступ участников, недопущение дискриминации); честность (открытость информации о закупках, подотчетность и соблюдение закупочных процедур); экономия и эффективность (наилучшее качество при наименьших ценах) [3].

Исходя из этого, необходимыми мероприятиями для улучшения и развития системы госзакупок должны стать:

  1. создание условий для развития конкуренции в этой области, в том числе открытый свободный доступ для вхождения на рынок новых участников;

  2. преодоление коррупции, открытие информации для свободного доступа к ней, унификация закупочных процедур и процедур документирования заказов [2];

  3. пересмотр и выработка четких правил формирования начальной цены контракта исходя из адекватных рынку цен, в пределах максимальной цены, установленной заказчиком, конкретных требований по документированию заказов;

  4. разработка стандартов безопасности и защиты информации при проведении электронных торгов [3].

Важно помнить, что если речь идет о государственном заказе в условиях рыночной экономики, то свобода доступа на привлекательный, стабильный и перспективный сегмент рынка, коим является рынок государственного заказа, должны сочетаться с ответственным контролем и аудитом в целях защиты интересов участвующих сторон, поддержания долговременного сотрудничества и достижения позитивного эффекта для российской экономики.

Список литературы:

  1. Составлен рейтинг эффективности госзакупок [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2014/12/12/590797

  2. Яковлев A.A., Аллилуева O.Г., Кузнецова И.В., Якобсон Л.И., Шамрин A.T., Юдкевич M.M. Система госзакупок на пути к новому качеству // Вопросы экономики. – 2010. - №6.

  3. Яворская М.В. Сильные и слабые стороны российской системы государственных закупок и ее значение для защиты интересов отечественного бизнеса и производства // Финансовое право и управление. - 2013. - № 3. - С.37-52.

3

Просмотров работы: 1834