ПРОТОПОП АВВАКУМ АВТОР ПЕРВЫХ ЖЕНСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ МОСКОВСКОЙ РУСИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОТОПОП АВВАКУМ АВТОР ПЕРВЫХ ЖЕНСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ МОСКОВСКОЙ РУСИ

Мосина А.В. 1, Арсенина О.В. 1
1Владимирский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Изучение исторических и духовных корней раскола положило начало изучению и литературоведческому анализу произведений староверов. Эстетическую ценность произведений первых русских раскольников трудно не заметить. Особое место в этом ряду отводиться протопопу Аввакуму Петрову.

Русское слово «протопоп», которое стало частью литературного имени Аввакума, означает «первый из священников» - одно из почетных званий, даваемых священникам. Протопоп обычно был приходским священником главного городского собора и наблюдал за духовенством других, более мелких приходов. Казалось бы – вот главное предназначение Аввакума. Но главное предназначение Аввакума, оказалось в другом. Во время заключения в жуткой земляной тюрьме Пустозерска им было написано большинство его литературных произведений: три редакции автобиографии, многочисленные трактаты и большое количество писем - всего около сотни произведений. Ни один писатель до Аввакума не был столь плодовит, хотя Аввакум начал писать только после того как его изолировали от мира.

Для всего написанного им в Пустозерске характерны; обширная предварительная начитанность и прекрасное знание церковной литературы того времени; блестящая память и искусное использование стилистического материала, собственный способ сочетания жанров и стилей. Дар наблюдения и описания, глубокое знание человеческой натуры и превосходное владение разговорным языком сделали Аввакума проницательным писателем. Именно эти качества позволили ему создать первые в русской литературе образы женщин, их художественные портреты.

Аввакума по праву можно отнести и к «протописателем» женских образов Московской Руси. Так как именно он первым мастерски описал портрет и характер русской женщины.

Ссылка Аввакума в Сибирь, которую разделяла с ним его жена, их разговоры дали ему повод для того, чтобы первым ярко описать преданную русскую женщину с сильным характером. Благодаря Аввакуму впервые в русской литературе появился образ женщины как верного друга своего мужа. Именно жена Аввакума оказала ему поддержку в жизни и лишениях, во время случившейся с ним беды. Оказавшись в тринадцатилетнем заточении в Пустозерске он пишет: «И виде меня печальна, протопопица моя приступи ко мне со опрятством и рече ми: что, господине, опечалился еси?» Аз же ей подробну известих: жена, сто сотворю? Зима еретическая на дворе; говорит ли мне или молчать? – связали вы меня!» Она же мне говорит: «Господи помилуй Что ты, Петрович, говоришь? Слыхала я, - ты же читал, апостольскую речь: «привязался еси жене, не ищи разрешения; егда отрешишся, тогда не ищи жены» Аз тя и с детьми благославняю: дерзай проповедати слово Божие по-прежнему, а о нас не тужи; дожде Бог изволит, живем вместе; а где разлучат, тогда нас в молитвах своих не забывай; силен Христос и нас не покинут!..» (Зеньковский С.А. 2006, С.560)

Верная подруга Аввакума протопопица – не единственная героиня его произведений. В своих произведениях он дал лирическое описание портрета Боярыни Морозовой, перед которой он особо благоговел. Эти описания можно назвать иконографичными «Жена… боярская, вдова честная, вверху чина царева, близ царицы» увенчивается нимбом прославленной святой. Этот портрет смело можно отнести к лучшим образцам не только русского эпистолярного жанра, но и восточно-христианской агиографии в целом. (Аввакум Материалы С. 95.) Морозову он изобразил как пример православного поведения, хваля ее за христианскую жизнь и милосердие.

Портреты протопопицы и Морозовой образуют галерею разнообразных типов женщин Московской Руси. Таким образом, можно предположить, что литературные портреты жены Аввакума и боярыни Морозовой – явились первыми в галерее образов русской литературы, которые в XIX веке во многом сформировали представления о русской женщине. Начиная с протопопицы и Морозовой в произведениях Аввакума неотъемлемыми чертами литературных образов русских женщин стали моральная сила, верность, готовность к самопожертвованию. Все это нашло свое высшее воплощение в пушкинских капитанской дочке и Татьяне и тургеневских Наталье и Лизе (Зеньковский С.А., 2006. С. 562.).

Академик Д.С. Лихачев говорит об Аввакуме как о «типичным представителем Нового времени». Считает его «литературным новатором, интересовавшимся сильными и разнообразными эмоциями, отраженными в произведениях. Отмечает его «способности изображать женские характеры» (Камарович В.Л.., Лихпчев Д.С., 1948. с. 302-313). Д.С. Лихачев прямо утверждает «Аввакум принадлежит к школе «психологов», которая развивалась в XVII веке (Пыпин А.Н. 2003, Т.2. С. 279.)

Умение Аввакума описать личную жизнь и мастерски подчеркнуть ее на фоне семьи и общества отметил автор учебника русской литературы А.А. Катаев. Он пишет, что «Житие» Аввакума стало первым изображением в русской литературе «личной жизни человека на широком фоне семьи и общества» (Катаев А.А., 1949, Ч. 1., С. 286.)

Демонстрируя эстетическую гибкость русского языка, и впервые предлагая русскому читателю живое описание и изображение персонажей, Аввакум стал создателем русской прозы, пополнив русскую литературу новыми литературными средствами. Современные русские исследователи литературного наследия Аввакума по праву выдвинули его в первый ряд русских писателей. Живое описание персонажей, замечательное владение русским языком, подчеркивает не только значение Аввакума как деятельного и опасного раскольника, но и проницательного психолога и настоящего писателя. Его по праву можно отнести к самым значительным писателям Московской Руси. Литературный талан этой необычайной личности обеспечил великому старообрядцу Аввакуму достойное место в истории русской литературы, и в сердцах русских и западных читателей.

Библиографический список

1. Аввакум. Третье письмо Морозовой, княгине Марии Даниловой С. 95; Материалы. Т.5. С. 182, 183.

2. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. В двух томах/ Сост. Г.М. Прохоров. Общ. ред. В.В. Нехотина. – М.: Институт ДИ-ДИК, 2006. 668 с.

3. Катаев А.А. Русская литература. – М., 1949. Ч,1. 420 с.

4. Пыпин А.Н. История русской литературы. Т.2. – М., 2003. 389 с.

5. Старообрядец Аввакум: его место в русской литературе – статья// Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. В двух томах/Сост.Г.М. Прохоров. Общ. ред. В.В. Нехотина. – М.: Институт ДИ-ДИК, 2006. 668 с.

Просмотров работы: 777