ПОНЯТИЕ ЛИЦА В КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПОНЯТИЕ ЛИЦА В КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Жизненный конформизм, проявляющийся в уважении к иерархии, воплощает китайскую идею тождества социального статуса и нравственных состояний. В китайском обществе ценится прежде всего «санкционированная данность жизни» (1). Индивидуальное поведение китайцев подчиняется правилу «не высовывайся». Главным понятием китайской этики и социологии является «лицо», воспринимаемое как набор социальных претензий индивида, признаваемых и санкционированных обществом. Это понятие существует именно в социальном регистре взаимодействия: оно большое или маленькое в зависимости от социального статуса; его наличие подтверждается соответствующими формальными действиями и жестами окружающих. Потерянное «лицо» нельзя восстановить собственными усилиями. Поэтому большая часть поведения китайцев до сих пор преследует цель подтвердить и сохранить «лицо» – как собственное, так и окружающих людей. Средство достижения этой цели – бесконфликтное поведение. Жесткая система соперничества в условиях перенаселенности не уничтожается такой конформистской парадигмой. Наоборот, соперничество в китайском социуме носит очень ожесточённый характер. Там, где нет места открытой конкуренции талантов и личностных качеств, большую значимость имеют скрытые, косвенные способы борьбы за влияние на среду. Поэтому всевозможные слухи и сплетни занимают значительное место в повседневной жизни китайцев. Такие формы коммуникации также концентрируются вокруг социологического понятия «лица». Европейская философская парадигма в этом смысле различает категории «лица» и «личности». «Личность» как автономно мыслящий и действующий субъект в аксиологии европейского мышления значительно ценнее «лица», санкционированного социальными позициями. Китайская культура представляет самобытный и последовательный взгляд на человека и человеческую социальность. Основа человеческой социальности в китайском понимании есть «сердце» (синь), которое объединяет ум и чувство и, аналогичным образом, объединяет индивидов, является средой и средством человеческого общения.

  1. Рассел Дж. Синология. М.: Книга по требованию. 2012. 96с.

Просмотров работы: 802