НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В АВТОНОМНОЙ КРЫМСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В АВТОНОМНОЙ КРЫМСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Малый бизнес в Крыму невероятно развит, и конкуренция в среде весьма жесткая. У таврического предпринимательства есть одна основная особенность – высокая сезонность. Крым на протяжении 23 лет нахождения в составе независимой Украины жил от сезона к сезону. Перед майскими праздниками обновлялись вывески магазинов и меню ресторанов, открывались уличные кафе и сувенирные лавки, к побережью подгонялись прогулочные катера, расцветали радужными оттенками экскурсионные зонтики – с 1 мая в Крыму начинался высокий сезон, который приносил до 80% от всего годового дохода в бюджет региона. Но эти денежные средства перечислялись в Киев. А сам полуостров и его предприимчивые жители до следующего сезона существовали на лично заработанных средствах. Украинская поддержка малого предпринимательства осуществлялась исключительно за счет льготного кредитования и предоставлялась далеко не каждому... С марта 2014 года Крым входит в состав Российской Федерации, в связи с чем, для малого бизнеса в Крыму открылись новые горизонты и невиданные ранее перспективы.

Так уж исторически сложилось, что Крым – многонациональная земля с богатой историей, уходящей корнями в доисторическое прошлое, – в течение последних двух веков прочно занял позицию курортно-туристического центра с природной оздоровительной базой. Уникальный микроклимат южного побережья, тайны синих гор Коктебеля, открытое море, безбрежные степи и густые субтропики – все это издавна манило сюда миллионы отдыхающих ежегодно, что стало причиной локального развития туристической отрасли как в крупном бизнесе, так и в малом предпринимательстве. К туристической отрасли в малом бизнесе Крыма относятся:

  • частные гостевые дома, миниотели;

  • рекламные агентства;

  • мелкие экскурсионные бюро со своим автопарком или нанятыми автомобилями;

  • риэлтерские агентства;

  • частные перевозчики;

  • сезонные рестораны и кафе, уличный фаст-фуд;

  • розничная торговля сувенирами;

  • частные пункты обмена валют;

  • яхт-клубы, прогулочные катера, дайвинг-центры, фотоцентры и др..

Предприятия туристического сектора занимают свыше половины рынка всего малого бизнеса полуострова. К числу всесезонных компаний относятся мелкие производители, аграрный сектор, обслуживающие предприятия. Последние условно можно разделить на обслуживание населения (бытовые услуги) и производственное сопровождение (см. табл. 1).

Таблица 1 – Виды всесезонных предприятий Крыма

Парикмахерские, салоны, фитнес-центры

Картографы и снабжение судоходства

Магазины продовольственных и непродовольственных товаров

Рекламные агентства

Перевозчики и СТО

Частные строительные подряды

Крюинговые агентства

Образовательные центры

Аграрии (сырьевые базы)

Мелкие производители местных товаров

Кадровые агентства

Риэлтерские агентства

Большинство частников занято в сфере услуг, а среди мелких производителей можно отметить молочные и мясные фермы, пивоварни, колбасные и кондитерские цеха. Отдельное место занимают частный рыболовецкий промысел и розничная торговля турецкими товарами – это те сферы, где предприниматели тесно взаимодействуют друг с другом для выживания.

Сложно говорить о рынке Крыма как о едином поле деятельности, поскольку культурная и даже климатическая разрозненность городов, совершенно различный рельеф способствуют неравномерному развитию предпринимательства. К примеру, в Севастополе рынок IT-услуг по предоставлению широкополосного доступа в Интернет насыщен на 97%, в то время как в Симферополе этот показатель – 66%, а в Феодосии – 41%. На территории Большой Ялты отелей, минигостиниц, гостевых домов больше, чем в Евпатории и Симферополе вместе взятых.

Если разделить полуостров по сферам концентрации видов малого предпринимательства, то можно увидеть такую картину (см. рис.2).

Рисунок 2 – Сферы концентрации видов малого бизнеса в Крыму

Еще одной особенностью частного предпринимательства в Крыму является полное отсутствие какой-либо направляющей силы и единого центра. Развитие хаотично и зачастую интуитивно. В регионе практически не развиты маркетинговые услуги, а львиная доля мелких компаний представляет собой семейный подряд.

С момента подписания соглашения о вступлении в состав Российской Федерации, в Крыму наступила эпоха перемен. Самым болезненным ударом по экономике полуострова стала так называемая «серая зона»: территория полуострова большинством стран Евросоюза признается оккупированной и нежелательной для частных посещений, что ощутимо бьёт по туристической отрасли региона. Специалисты предсказывали провальный летний сезон 2014, и эти прогнозы оказались недалеки от истины, хотя все известные пансионаты во всеуслышание заявляли об отсутствии свободных мест на весь сезон. Туристов мало, причиной чему стал еще и транспорт: поезда в Крым из Украины сокращены, а авиасообщение происходит в международном аэропорту Симферополя только с российскими городами.

Россия с первых дней оказывает серьезную экономическую, рекламную, культурную и финансовую поддержку Крыму. Только за период марта-мая 2014 года уже вложено более 70 миллиардов рублей: ремонтируются дороги, идет серьезная реорганизация управленческого аппарата, поднимается социальный сектор, производственный, аграрный.

Новые перспективы открываются и перед малым бизнесом. Несмотря на то, что большая часть предпринимателей с ужасом восприняла необходимость переучиваться и менять всю деятельность для соответствия российскому законодательству, сделано это было достаточно оперативно. В течение двух месяцев во всех городах Крыма проводились бесплатные образовательные курсы для владельцев компаний и бухгалтеров. Так называемые налоговые каникулы были предоставлены всем частным предпринимателям на период адаптации.

Сегодня туристический сектор малого бизнеса снова поднял голову, поскольку описанные Президентом РФ В. Путиным на экономическом форуме в Петербурге перспективы развития региона позволяют ожидать возобновления и увеличения туристического потока. Причем прогностики полагают, что поток качественно изменится – сюда будут приезжать не для бюджетного отдыха, а за изысканными и разноплановыми развлечениями. В планах правительства РФ создать в Крыму игорную зону.

Одним из главных достижений последних трех месяцев в налогообложении крымских предпринимателей стало сокращение налога на добавленную стоимость с 20% украинских до 4% льготных отчислений, а социальная группа товаров будет облагаться НДС в размере всего 2% – это небывалая роскошь для бизнесменов полуострова.

В Министерстве финансов РФ существует разработанный план налоговой интеграции Крыма – «дорожной карты». Предполагается, что к общепринятой системе налогообложения Крым будет готов только с 2015 года, а до тех пор пользуется предоставленными мягкими условиями.

Предприниматели Крыма до конца 2014 года оплачивали налог на доходы физических лиц в виде фиксированной суммы. Это уникальная для России схема: ставка варьируется от 18 до 72 тысяч рублей в год. Такая фиксированная оплата распространяется на предприятия, годовой доход которых составляет менее 12 000 руб. и работающих в области розничной торговли, услуг, аренды и общественного питания.

Решением крымских властей, по согласованию с правительством РФ, владельцы частных отелей и гостиниц до 30 мест, будут оплачивать фиксированную ставку дохода в размере 12 рублей в месяц за 1 квадратный метр сдаваемой площади. Данная льгота не распространяется на аренду офисной и складской недвижимости.

Окончательно Крым переходит на российскую систему налогообложения с 01.01.2015. Сейчас в республике находятся представители Федеральной налоговой службы, которые в круглосуточном режиме готовы консультировать предпринимателей, на сайте Агентства стратегических инициатив (АСИ) действует «горячая линия», которая в онлайн-режиме принимает, в том числе, налоговые вопросы от руководителей компаний.

Эти консультации затрагивают большой круг вопросов, ответы на которые важны для бизнесменов, работавших в Крыму до присоединения к России, так и для тех, кто только планирует открыть свой бизнес, в частности:

1. переходный период:

  • до 01.01.2015 действовал переходный период, в течение которого регулировались вопросы интеграции новых регионов России в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации;

2. функционирование государственных и местных учреждений, предприятий и организаций:

  • государственные и местные учреждения, предприятия и организации, функционирующие на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, осуществляют свою деятельность с сохранением прежней организационно-правовой формы до урегулирования их правового статуса в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3. действие документов, выданных государственными и иными официальными органами Украины, Автономной Республики Крым и Севастополя:

  • на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций) без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации;

4. финансовая поддержка в 2014 году:

  • в 2014 году Российская Федерация оказывала финансовую поддержку Республике Крым и городу федерального значения Севастополю в соответствии с Федеральным законом от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»;

5. применение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах:

  • законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01.01.2015;

  • до 01.01.2015 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулировались нормативными правовыми актами соответственно Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, Республики Крым и города федерального значения Севастополя;

6. организация денежного обращения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя:

  • денежной единицей на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя является рубль;

  • до 01.01.2016 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя допускаются обращение национальной денежной единицы Украины - гривны и осуществление расчетов в наличной и безналичной формах в гривнах;

  • на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов осуществляются в обязательном порядке в рублях следующие виды платежей:

    • уплата налогов, таможенных и иных сборов, платежей в государственные внебюджетные фонды;

    • выплаты работникам бюджетных организаций;

    • социальные выплаты;

    • иные платежи, если одной из сторон является организация, зарегистрированная в другом субъекте Российской Федерации, за исключением платежей, осуществляемых при проведении банковских операций между кредитными организациями;

  • иные платежи, осуществляются как в рублях, так и в гривнах по выбору плательщика;

  • с 01.01.2015 расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием физических лиц, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся наличными деньгами в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  • до 01.01.2015 обмен гривен на рубли в кредитных организациях, осуществляющих свою деятельность на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также платежи, указанные выше, производятся по официальному курсу, установленному Банком России;

7. организация банковской деятельности:

  • на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов банковские операции осуществляются банками, имеющими лицензию Банка России;

  • до 01.01.2015 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя банки, имеющие лицензию Национального банка Украины, действующую по состоянию на 16.03.2014, зарегистрированные и (или) осуществляющие банковскую деятельность на этих территориях, могут проводить банковские операции с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации. Указанные банки могли получить до 01.01.2015 лицензию Банка России в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации;

8. действие законодательных и иных нормативных правовых актов:

  • законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом;

  • нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя;

  • нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, противоречащие Конституции Российской Федерации, не применяются.

В скором времени в новой республике можно будет перейти на специальные налоговые режимы, действующие по всей России (ЕСХН, ЕНВД, УСН). Так как в Крыму преобладает именно малый бизнес (особенно в сфере туризма и сельского хозяйства), то «упрощенкой» смогут воспользоваться многие из них. Также предполагается введение патентной системы налогообложения. Патент освобождает от уплаты налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц по виду деятельности, на которую выдан патент, от налога на имущество.

Один из вариантов развития региона – отнесение Крыма к региону опережающего развития и создание в нем особой экономической зоны (наподобие ОЭЗ, уже созданных на Дальнем востоке и в Калининграде). Это даст региону очень серьезный перечень льгот, в частности, особые условия по налогам на зарплату, по налогу на прибыль, минимальные административные барьеры. Например, по действующему законодательству местные предприятия могут освободить от части (региональной) налога на прибыль до пяти процентов, также возможны налоговые каникулы по налогу на имущество до пяти лет.

Другой вариант развития региона – создание принципиально новой особой экономической зоны. Чиновники Министерства по делам Крыма считают, что в крымской ОЭЗ нужно ввести британскую систему права.

Такое новшество не будет исключать возможности одной из сторон сделки обращаться в российский арбитраж, но при согласии сторон они смогут рассматривать сделку по британскому праву.

Британское право более гибкое, предполагает свободу договора и поэтому допускает, например, опционы, исполнение которых привязано к соблюдению какого-то условия, или использование трастов. Когда чиновникам в позапрошлом году запретили владеть активами за рубежом, многие при переводе активов в Россию столкнулись с проблемой: равноценной замены трасту в России не нашлось.

Территорией ОЭЗ станет весь полуостров, этот режим позволит поставлять туда продукцию беспошлинно, а товар из Крыма будет квалифицироваться как произведенный на территории Таможенного союза.

Также в Крыму попробуют отработать режим «свободного порта» — когда таможенная граница находится вне территории порта и заход в него судов не связан с пересечением границы России, это позволит обойти ряд бюрократических формальностей.

Кроме того, в крымской ОЭЗ будет упрощена процедура получения разрешений на строительство, подключений к электроэнергии и т. д. Для новых предприятий будет предусматриваться ряд долгосрочных налоговых льгот, а также отмена НДС в сфере услуг.

Список литературы

  1. Постановление Правительства РФ от 26 мая 2014 г. N 482 "О государственной поддержке в 2014 году развития малого и среднего предпринимательства в Республике Крым и г. Севастополе и внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" (утратило силу).

  2. Изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства (утв. постановлением Правительства РФ от 26 мая 2014 г. N 482).

  3. Федеральным законом от 25 июля

2011 года № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере

сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный

закон «О развитии сельского хозяйства»

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ

«О развитии сельского хозяйства»;

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598 «О Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года»

Просмотров работы: 1908