СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ПОМОЩИ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ПОМОЩИ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ.

Исаева М.М. 1, Баратова Б.С. 1
1ФГБОУ ВПО "ДГПУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Наиболее продуктивным в оказании помощи неблагополучной семье является комплексный подход, который можно осуществить через специально организованную деятельность по отношению к ребенку и его семье.

Потребность в социально-педагогической деятельности возникает тогда, когда у индивида, личности, группы складывается проблемная ситуация во взаимоотношениях со средой. Поэтому предметом социально-педагогической деятельности является человек, оказавшийся в сложной ситуации взаимодействия со своим социальным окружением (другими людьми, социальными институтами, системой ценностей). Суть ее состоит в наличии противоречия, которое имеет в своей основе несоответствие между потребностями личности и возможностями среды для их реализации либо между требованиями среды и возможностями личности им соответствовать. Это последнее обстоятельство является общим для социально-педагогической деятельности и социальной работы.

Важно отметить, что социальная работа как разновидность социальной деятельности направлена не только на реализацию мер социальной поддержки "слабых" социальных групп, но и на реализацию мер по социальной защите всего населения, в этом широком смысле социальная работа касается каждого человека.

Социальная поддержка и социальная защита определяются социальной политикой государства и направлены на оптимизацию социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей.

Педагогическая и социально-педагогическая деятельность также являются подсистемами социальной деятельности и имеют с ней определенное сходство, выполняя в обществе функции социального наследования, социокультурного воспроизводства и развития человека. Однако они обладают определенной спецификой.

Педагогическая деятельность направлена на всех детей и носит программно-нормативный характер. Социально-педагогическая деятельность всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем посредством изучения личности ребенка и окружающей его среды, составления индивидуальной программы помощи ребенку в процессе его социализации.

Педагогическая деятельность имеет непрерывный характер, социально-педагогическая деятельность локальна, ограничена тем периодом, в течение которого решается проблема ребенка.

Профессиональная деятельность педагога, как правило, осуществляется в образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования, в редком случае в семье; сфера деятельности социального педагога охватывает наряду с образовательными учреждениями и другие социальные институты, в которых находится или может находиться ребенок.

Социально-педагогическая деятельность с неблагополучной семьей рассматривается исследователями как вид деятельности, направленный на оказание помощи ребенку в процессе его социализации посредством повышения уровня социальной адаптации семьи.

Целью социально-педагогической деятельности с неблагополучной семьей является устранение или смягчение социальных, экономических, психологических, педагогических факторов неблагополучия семьи, оказывающих отрицательное воздействие на развитие ребенка.

Несомненно, объектом социально-педагогической деятельности с неблагополучной семьей является ребенок, затем его семья.

Основными субъектами социально-педагогической деятельности с неблагополучной семьей выступают психолог, социальный педагог, специалист по социальной работе, медик.

Содержание социально – педагогической деятельности с неблагополучной семьей в каждом отдельном случае обусловлено ее индивидуальными особенностями: структурой, материальным положением, характером внутренних отношений, спецификой проблем, степенью их остроты, аспектом неблагополучия.

Но в целом можно выделить следующие направления социально – педагогической деятельности с неблагополучной семьей: диагностика семейного неблагополучия, работа с родителями из неблагополучных семей, работа с детьми из неблагополучных семей, профилактика семейного неблагополучия.

Первым направлением в социально-педагогической деятельности с неблагополучной семьей является диагностика семейного неблагополучия.

Диагностика представляет собой процесс сбора информации о ребенке и его семье, оценку данной информации. Оценка связана с обоснованием наличия или отсутствия неблагополучия, а также в случае неблагополучия – степенью его выраженности.

Диагностика выявляет основную проблему семьи, степенью осознания проблемы ее членами, какие усилия предпринимает семья для ее решения, какие факторы мешают семье решить свою проблему.

Второе направление – это работа с родителями из неблагополучных семей.

На данном направлении осуществляется реализация разработанных мероприятий согласно составленному плану. Выбор форм и методов работы на данном направлении зависит от ведущей причины неблагополучия и путей их реализации.

Так, работа с конфликтной семьей начинается с тщательного изучения действительной семейной проблемы, о которой супруги чаще всего имеют неверные представления, ознакомления с особенностями личностей супругов, их семейных и брачных установок. Далее проводится коррекция супружеских и детско-родительских отношений. Такая работа проводится путем индивидуальных бесед и консультаций, тренингов, различных методов психотерапии: логотерапии, психодрамы, музыкотерапии, арт-терапии, библиотерапии, психогимнастики, психоанализа, супружеской психотерапии.

Педагогически несостоятельные семьи, прежде всего, нуждаются в психолого-педагогической коррекции стиля семейного воспитания и характера взаимоотношений родителей с детьми как основных факторов, обусловливающих косвенное десоциализирующее влияние. Для оказания помощи педагогически несостоятельным семьям используются следующие формы работы: консультации, лекции, родительские собрания, социально-психологические тренинги, психогимнастика, библиотерапия, семинары и беседы на темы воспитания, просмотр видеоматериалов, фильмов для родителей, ознакомление родителей с психолого-педагогической литературой.

При работе с семьей, в которой при воспитании ребенка прибегают к жестокому обращению, необходимо объяснить членам семьи пагубные последствия физических наказаний детей и разъяснить гуманистические методы воспитания.

Организация педагогического просвещения родителей этой категории направлена на то, чтобы они поняли разницу между допустимым и недопустимым поведением, поскольку родители часто не осознают последствий, к которым может привести физическое наказание ребенка. Родителей можно и нужно обучить расшифровывать исходящую от детей информацию и в зависимости от нее подбирать соответствующие методы воспитания. Необходимо также создание системы гуманизации взаимоотношений родителей с ребенком, которая формируется с рождения ребенка и проходит через все периоды его развития.

Такая работа проводится с помощью консультаций для родителей психолога, социального педагога, врача, юриста; оказания психотерапевтической помощи родителям; семинаров, бесед по тематике воспитания в семье.

Особенно сложно изменить ситуацию в асоциальных и тем более асоциально – криминальных семьях. Устойчивое кризисное состояние таких семей питает сложное переплетение социально – экономических, психологических, педагогических, патологических факторов.

Третье направление – это работа с детьми из неблагополучных семей.

У ребенка, живущего в неблагополучной семье, возникают множественные проблемы: низкая самооценка, коммуникативные трудности, агрессивность, тревожность, которые затрудняют процесс социализации. Со временем эти первичные нарушения усугубляются и порождают многочисленные вторичные. Одна из задач социально-педагогической деятельности – не дать проблемам усугубиться и перейти в форму отдаленных последствий, имеющих гораздо более тяжелый характер.

Выбор методов, средств и форм на данном направлении зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, а также типа семейного неблагополучия.

Так основная цель работы с детьми, пережившими жестокое обращение, заключается в уменьшении и ликвидации последствий травматических переживаний. Для этого с ребенком проводятся индивидуальные консультирования, беседы.

В процессе консультирования таких детей чрезвычайно важно для специалиста установить контакт с ребенком, причем акцент следует сделать на демонстрации заботы о ребенке.

Наиболее эффективными формами работы с детьми, пережившим жестокое обращение, считаются: когнитивная терапия, гештальт-терапия, психодрама, символдрама, арт-терапия, музыкотерапия, танцевальная терапия. Наиболее подходящим вариантом работы с детьми, пережившими насилие, является мультимодальная модель, в которой сочетаются три основных психотерапевтических направления: работа с мыслями, работа с эмоциями, работа с поведением. Выбор конкретного метода в практической работе зависит от: возраста ребенка; стадии консультирования, то есть над чем в данный момент идет работа: над мыслями, эмоциями или поведением; уровня когнитивного развития ребенка .

Также эффективна и групповая терапия с детьми.

Групповые дискуссии и упражнения помогают детям решить для себя, кому в этом мире они могут доверять, а с кем следует быть осторожными.

Большое место в системе работы с детьми, родители которых страдают алкоголизмом, отводится психотерапии.

Психотерапия – это комплексное лечебное воздействие на психику человека с целью устранения болезненных переживаний и изменения отношения к себе, своему состоянию и. окружающей среде. Важной задачей психотерапии детей родителей, страдающих алкоголизмом, является развитие у них чувства уверенности в своих силах, воспитание социальных, трудовых и этических установок и избавление от созависимости.

Процесс психотерапии осуществляется поэтапно. На первом этапе устанавливается контакт с ребенком, на втором раскрывается сущность его конфликтных переживаний, и на третьем этапе используются разнообразные приемы, помогающие ребенку избавиться от этих переживаний, зависимости от возраста выбираются наиболее рациональные методы психотерапии. С детьми дошкольного возраста широко применяется игровая психотерапия, с младшими школьниками используется также изотерапия, а с детьми старше 10 лет подключается планомерное проведение специальных бесед.

Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Игра снимает напряженность, тревогу, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

В процессе игровой терапии у ребенка появляется возможность продемонстрировать свои негативные установки. Выразить свой страх и гнев по отношению к родителям. Свобода говорить, выражать свои мысли и чувства, принимать решения, признавать и принимать самого себя и все прочие процессы, позволяют ребенку вновь обрести адекватную самооценку и восстановить свои жизненные силы .

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, используется в настоящее время для детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации.

Изобразительное творчество позволяет ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а также – освободиться от негативных переживаний прошлого. Это не только отражение в сознании ребенка в окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней .

Если семейное неблагополучие обусловлено низким материальным положением семьи, то оказывают материальную поддержку. Это следующая помощь:

1) Обеспечение в учебном заведении бесплатным питанием.

2) Обеспечение детей одеждой, лечением.

3) Направление детей в оздоровительные лагеря и санатории.

Четвертое направление – это профилактика семейного неблагополучия.

- родительский всеобуч;

- ознакомление с психолого-педагогической литературой;

- обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей;

- семинары для воспитателей и родителей.

Изучив различные неблагополучные семьи, можно утверждать, что характеристика неблагополучных семей разнообразна. Это могут быть семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, где родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают детей, не создают условий для нормального развития и т.д. Такая семья не в силах сама решить проблемы воспитания и социализации детей. Родителям необходима конструктивная и систематическая помощь, которую можно осуществить через социально-педагогическую деятельность.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бочкарёвой Г. П. Ребенок из неблагополучной семьи: М., 2008.

  2. Галагузова М.А. К проблеме влияния распада семьи на детей до­школьного возраста// Семья и формирование личности. М., 2005.

  3. Гаврилова Т. П. О воспитании нравственных чувств. М., 2004.

  4. Гаранина Т. П. «Как работать с проблемной семьей?» М.,. 2007.

  5. Ершовой Н. М. Воспитание детей в неполной семье. М., 2008.

  6. Зацепин В. И. Семья. Социально-психологические и этические проблемы: М.,2005.

Просмотров работы: 5652