КОНЦЕПЦИЯ ЖИЗНИ И ПОИСК ЕЕ СМЫСЛА В ДАОССКОЙ ТРАДИЦИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

КОНЦЕПЦИЯ ЖИЗНИ И ПОИСК ЕЕ СМЫСЛА В ДАОССКОЙ ТРАДИЦИИ

Шмелева О.Е. 1
1Ивановский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Что же такое даосизм? Этот вопрос занимает умы исследователей и на сегодняшний день. Для одних даосизм — философское учение, «выродившееся» в начале нашей эры в религию, не имевшую с первоначальной доктриной ничего общего. Одни исследователи прежде всего подчеркивают даосские утопические идеи, провозглашая даосизм оппозиционным и вольнодумным направлением, а другие указывают на связь ортодоксального духовенства с императорскими властями и имперской идеологией, а также на их оппозиционность (а то и просто враждебность) по отношению к народным верованиям и культам. Само слово “дао” вовсе не является исключительным достоянием даосизма. Оно принадлежит всей китайской мысли, и каждый философ древнего Китая видел в нем обозначение истины или, точнее, глубочайшей правды и праведного пути жизни. Все китайские мудрецы – приверженцы Дао. И хотя это понятие дало название даосизму (дао цзяо) , ничего собственно даосского в нем нет. Это одна из важнейших категорий всей китайской культуры. Специфично лишь ее осмысление даосизмом. Если в конфуцианстве Дао – путь нравственного совершенствования и правления на основе этических норм, то в даосизме Дао космологизируется, приобретая значение высшего первопринципа, мировой субстанции, источника бытия всего сущего. Даос живет тем, что живо вовеки – капиталом духа. Даосизм есть прежде всего оправдание традиции. В “Дао-дэ цзин” говорится о двух аспектах Дао: именуемом (собственно Дао) и неименуемом, порождающем вещи и “вскармливающем” их. Последнее получает название Дэ – Благодать, Благая Сила Пути. Весь мир оказывается как бы проявлением, развертыванием Дао, Путем, воплощенным в сущем. Каждая вещь, доходя до предела своего созревания, вновь возвращается в глубину Первопринципа Дао. Однако, человек может сходить с этого Пути, отступать от него, нарушая первозданную простоту естественности как своего бытия, так и всей Вселенной. Проявляется это и в приверженности к многознанию и в создании усложненных социальных институтов. Поэтому “Дао-дэ цзин” призывает к возвращению к изначальной природе, упрощению и естественности. Лао-цзы, приняв Дао за высшую категорию своей философии, рассматривал ее не только как всеобщий закон, но и как источник формирования мира.

Важнейшей идеологической предпосылкой возникновения даосских алхимических практик стал принцип, который Кобзев называет гомоморфизмом - подобием микро- и макрокосмов - и который, в соответствии с современной терминологией, можно также назвать антропокосмизмом. Из года в год, из века в век человек задается всё тем же животрепещущим вопросом: «в чем смысл жизни?» В нашу эпоху материального прогресса немало людей, добившись успеха в работе и заработав большие суммы денег, чувствуют опустошенность. Стоя перед неизбежностью смерти, каждый вынужден рано или поздно задуматься: ради чего жить, есть ли жизнь после смерти или она оборвётся, как отрезанная нить. Считается, что Вселенная образована великим Дао — всеохватывающим справедливым Законом, который приводит всё в гармонию. Из этого следует, что всё в мире должно оставаться самим собой, вместо того чтобы пытаться бороться с природой и Законом мироустройства. Смысл жизни, по даосизму, — в том, чтобы познать Дао, следовать ему и слиться с ним. Для этого человек должен отвлечься от соблазна красок и форм, от бесполезных волнений духа и мысли. Можно сделать вывод, что гомоморфность микро- и макрокосмов даосской внутренней алхимии вполне можно сопоставить с современным принципом антропокосмизма как целостности мира и человека в космической перспективе (в даосском случае - в перспективе бессмертной жизни).

Просмотров работы: 1242