Для правильной организации работы с детьми младшего школьного возраста при проведении занятий физической культурой и спортом с целью формирования и развития у них физических качеств и двигательных способностей, педагогу необходимо знать сенситивные периоды. Знание таких периодов и целенаправленное воздействие физическими упражнениями на развитие тех или иных физических качеств и двигательных способностей в период наиболее высоких темпов роста позволит добиться эффективногоих развития.
Цель исследования. Разработать и экспериментально обосновать методику применение подвижных игр с элементами видов легкой атлетики в годичном цикле подготовки юных легкоатлетов.
Организация исследования. Исследования проводились на базе МАОУ ДОД ДЮСШ «ЯР ЧАЛЛЫ» города Набережные Челны. Количество детей входящих в экспериментальную и контрольную группы составило по 20 человек. Занятия в контрольной группе проводилось по плану группы начальной подготовки первого года обучения. В экспериментальной группе занятия проводились по плану группы начальной подготовки первого года обучения, а также активно использовались разнообразные подвижных игры с элементами видов легкой атлетики.
Результаты исследования. Изменения показателей развития координационных и скоростных способностей юных легкоатлетов мы определяли с применением следующих тестов: «Бег на 30 м», «Челночный бег 3х10м», «Бег с изменением направления движения 15 м «Змейка»».
В таблице представлены результаты тестирования координационных способностей юных легкоатлетов в начале и в конце педагогического эксперимента.
Таблица. Результаты тестирования координационных способностей юных легкоатлетов
Исследуемая группа |
Период исследования |
Челночный бег 3х10 м (сек) |
Бег 30 м (сек) |
Бег с изменением направления движения «Змейка» 15 м (сек) |
ЭГ |
Начало года |
10,10+0,05 |
6,48+0,07 |
4,78+0,10 |
Конец года |
9,99+0,05* |
6,32+0,06* |
4,49+0,08* |
|
КГ |
Начало года |
10,12+0,05 |
6,50+0,06 |
4,80+0,10 |
Конец года |
10,00+0,05 |
6,43+0,05 |
4,53+0,07* |
Примечание: ЭГ – экспериментальная группа; КГ – контрольная группа;
* - достоверность различий между показателями в группах (p< 0,05).
Известно, что с использованием тестового упражнения «Бег на 30 м», оценивается уровень скоростных способностей занимающихся. В начале учебного года средний результат у юных легкоатлетов экспериментальной группы равнялся - 6,48+0,07 сек., в конце он составил - 6,32+0,06 сек. Изменение является достоверным (p < 0,05). В контрольной группе результаты были следующими: 6,50+0,06 и 6,43+0,05 сек. соответственно. Изменение не является достоверным (p > 0,05).
В начале учебного года результат в тестовом упражнении «Челночный бег 3х10 м» в экспериментальной группе составил - 10,10+0,05 сек, в конце года он был равен - 9,99+0,05 сек. Прирост результатов в этом показателе в ЭГ является достоверным (p < 0,05). В контрольной группе результаты были следующими: 10,12+0,05 и 10,06+0,05 сек. соответственно. Изменение не является достоверным (p > 0,05). В тестовом упражнении «Бег с изменением направления движения «Змейка»» результат в экспериментальной группе в начале года равнялся - 4,78+0,10 сек, а в конце года он составил - 4,49+0,8 сек. Улучшение результатов в этом показателе является достоверным (p < 0,05). В контрольной группе этот показатель составил 4,80+0,10 и 4,53+0,07 сек. соответственно. Улучшение результатов в этом показателе так же является достоверным (p < 0,05).
Таким образом, полученные нами результаты свидетельствуют о том, что изменение координационных и скоростных способностей обусловлено не только экспериментальным режимом, но и возрастными особенностями. Общеизвестно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития координационных и скоростных способностей. Полученные нами результаты реализации экспериментальной методики позволяют утверждать, что использование игрового метода в учебно-тренировочном процессе способствует развитию всех двигательных способностей, в особенности координационных и скоростных юных легкоатлетов.