ВЫБОР МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ-СТАРШЕКУРСНИКОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВЫБОР МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ-СТАРШЕКУРСНИКОВ

Гиниятова Ю.Р. 1
1Ивановская государственная медицинскаыя академия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В наше время жизнь бежит в сумасшедшем ритме, в постоянной нехватке времени, нехватке эмоций и нехватке сил на решение многих наших проблем. Безумное количество информации, которое вливается в нас каждый день, и с которой нам порой очень сложно справиться. Соответственно увеличивается частота возникновения негативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций, которые, накапливаясь, вызывают формирование выраженных и длительных стрессовых состояний. Как же справиться со стрессом? В настоящее время проводится много исследований по уровню стрессоустойчивости в различных целевых и возрастных группах. Актуальными для нашей волонтерской работы были проведенные ранее исследования стрессоустойчивости студентов старших курсов университетов .Как мы увидели, авторы используют различные методики: опросники, тесты, шкалы, психофизиологические методики.

Проводя сравнительный анализ использования данных методик, можно выделить основные из них, которое применяются наиболее часто и показывают достоверные результаты. Опросники -группа психодиагностических методик, где задания представлены в виде вопросов и утверждений и предназначены для получения данных со слов обследуемого.

1. Опросник Субботина С.В.: данный опросник предназначен для диагностики личностных особенностей, наиболее тесно связанных с удовлетворенностью трудом (работой), а именно: преобладания позитивных или негативных эмоций в отношении к окружающей действительности; локуса контроля - склонности человека объяснять происходящее с ним внешними причинами – случайностью, стечением обстоятельств, действиями других людей или собственными способностями и усилиями; самоэффективности – степени уверенности человека в своих силах, в способности решить стоящие перед ним задачи.

2) Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность», разработанный А. Г. Маклаковым и С. В. Чермяниным (1993). Предназначен для изучения адаптивных возможностей индивида на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающих интегральные особенности психического и социального развития. Опросник содержит 165 вопросов и имеет следующие шкалы: достоверность, адаптивные способности, нервно-психическая устойчивость, моральная нормативность. Опросник принят в качестве стандартизированной методики и рекомендуется к использованию для решения задач профессионального психологического отбора, психологического сопровождения учебной и профессиональной деятельности.

3) Опросник УСК – это модифицированный вариант опросника Дж. Роттера (авторами являются Е.Ф.Бажин, Е.А.Голынкина, Л.М.Эткинд). Разработчики опросника УСК выделили следующие шкалы (в отличие от методики Дж.Роттера, в которой локус контроля является универсальным параметром и проявляется в любых типах жизненных ситуаций): интернальность-экстернальность в области достижений, в области неудач, в производственных и семейных отношениях, а также в области здоровья. В целом, методика направлена на исследование парциальных шкал локуса контроля. Авторы подчеркивают, что одной из важных интегральных характеристик самосознания, вызывающих чувство ответственности, готовность к активности и переживание «Я», является качество личности, получившее название локуса контроля. Существуют два крайних типа локуса контроля – интернальный и экстернальный. В первом случае человек убежден, что происходящие с ним события зависят от его личностных качеств и являются закономерным итогом его собственной деятельности. Во втором случае человек убежден, что его успехи и неудачи – это результат внешних сил (везение, случайность, давление окружения, другие люди и т. д.). Любой индивид занимает определенную позицию на континууме, задаваемом этими полярными типами локуса контроля.

Тесты (англ. test — испытание, проверка, проба) — это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. Их отличительная особенность заключается в том, что они состоят из заданий, на которые от испытуемого нужно получить правильный ответ.

Среди наиболее популярных для наших целей могут быть следующие:

1.Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона.Данный тест позволяет человеку оценить уровень своей стрессоустойчивости (он может быть отличный, хороший, удовлетворительный, плохой или очень плохой).

2.Самооценочноый тест «Характеристики эмоциональности». Тест разработан Е. П. Ильиным и предназначен для самооценки выраженности различных характеристик эмоций: эмоциональной возбудимости, интенсивности, устойчивости, влияния на эффективность деятельности.

Психофизиологические методики составляют особый класс психодиагностических методов, позволяющих диагностировать природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы.

3.Методика «Прогноз» разработана в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии и предназначена для определения уровня нервно-психической устойчивости (НПУ), риска дезадаптации в стрессе. Она особенно информативна при подборе лиц, пригодных для работы или службы в трудных, непредсказуемых условиях, где к человеку предъявляются повышенные требования. Нервно-психическая устойчивость является отражением одновременно психического и соматического уровня здоровья индивида.

4.Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса. Предназначен для диагностики, выделенной Хекхаузеном, мотивационной направленности личности на достижение успеха. 5. Методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды В.В. Бойко. Назначение теста: диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды.

6.Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге. Методика представляет собой психометрическую шкалу самооценки актуального уровня стресса в течение последнего года. Разработана Holmes и Rahe в 1967 году.

7.Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (Норман С., Эндлер Д.Ф., Джеймс Д.А., Паркер М.И.) (адаптированный вариант Т.А.Крюковой). Назначение: Адаптированный вариант копинг-стрессового поведения включает перечень заданных реакций на стрессовые ситуации и нацелен на определение доминирующих копинг-стрессовых поведенческих стратегий.

Положительные результаты использования данных методов исследования подтверждены в практических работах.

По итогам исследований проводимых с помощью данных методов исследования, можно сделать вывод о там, что студенты старшекурсники обладают высокой интенсивностью эмоций, но при этом их низкой длительностью, т.е. переживая негативные эмоции, студенты «проживают» их недолгое время, затем быстро восстанавливая эмоциональное равновесие. У них более высокий уровень стрессоустойчивости по сравнению с младшими курсами, и соответственно нервная система у них более устойчивая.

Однако такая целостная оценка составлена нами из разных исследований, часто отличных по дизайну, респонденской базе, целям.

В окончательном же варианте каждая из методик в отдельности не отвечает окончательной идее нашей работы, т.к выявляет элементы личностного противодействия стрессу, диагностирует проблемные стороны, может оценить компоненты эмоционального сопровождения стрессоустойчивости.

Таким образом, проведя обзор использованных методик, составив целостную картину направленного диагностического поиска, мы можем составить авторский вариант комплексной методики обследования студентов-старшекурсников для изучения их уровня стрессоустойчивости.

Литература

1. Сергиенко Е. А. Субъект развития, субъект деятельности, субъект жизни: регуляция поведения // Субъект и личность в психологии саморегуляции: Сборник научных трудов / Под ред. В. И. Моросановой. М. – Ставрополь: Изд-во ПИ РАО, С . 12-17

2. Люсин Д. В. «Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика» 2006. № 4. Казначеев В. П. «Современные аспекты адаптации» Новосибирск: Наука, 1980.

  1. 3. Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона. Электронный ресурс] Режим доступа: http://gn24.net/tests/test-samootsenki-stressoustojchivosti-s-kouhena-i-g-villiansona.html(дата обращения 18.01.15)

  2. 4. Диагностика парциальных позиций интернальности-экстернальности личности (Е.Ф.Бажин, Е.А.Голынкина, Л.М.Эткинд). Электронный ресурс] Режим доступа: http://vsetesti.ru/7/(дата обращения 18.01.15)

  3. 5. Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (Норман С., Эндлер Д.Ф., Джеймс Д.А., Паркер М.И.) (адаптированный вариант Т.А.Крюковой). Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gurutestov.ru/test/193/(дата обращения 18.01.15)

  4. 6. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) Д. Г. Маклакова и С. В. Чермянина. Электронный ресурс] Режим доступа: http://test-metod.ru/index.php/metodiki-i-testy/3/10-mnogourovnevyj-lichnostnyj-oprosnik-qadaptivnostq-mlo-am-a-g-maklakova-i-s-v-chermyanina-sistema-chelovek-chelovek(дата обращения 18.01.15)

Просмотров работы: 10052