Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии. По данным разных авторов, в детской популяции выявляется от 6 до 11% детей с ЗПР различного генеза. ЗПР относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. В целом для данного состояния являются характерными гетерохронность (разновременность) проявления отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий. [1]
Многие авторы в своих исследованиях отмечают, что задержка психического развития сопровождается нарушением сферы произвольного внимания. Отличительной чертой является сниженная концентрация внимания, которая в свою очередь приводит к проблемам с развитием, воспитанием и обучением детей. Органические или функциональные поражения вызывают недостатки внимания, приводящие к сложностям в сосредоточении на выполнении заданий различного характера.
Существуют многообразные проявления нарушений внимания у детей с ЗПР. Неустойчивость внимания снижает продуктивность, вызывает трудности при выполнении различных заданий. Снижение концентрации выражается в сложности сосредоточения на объекте деятельности, в быстрой утомляемости. Имеются сложности в распределении внимания: невозможно одновременное выполнение различных видов деятельности. Снижение объёма внимания ведет к затруднению восприятия ситуации, так как ребенок не способен удерживать большое количество информации в один момент времени. Наблюдается повышенная отвлекаемость, это проявляется в сложностях долговременного сосредоточения внимания на определённом объекте. Также присутствуют сложности в переключении внимания с одного вида деятельности на другой.
Сложные задания, большой их объем часто выводят ребенка из состояния равновесия и заставляют переживать. Бо́льшие проблемы вызывают задания, которые предполагают интенсивную умственную активность, после них наиболее видимо проступают нарушения внимания.
Устойчивость произвольного внимания часто страдает у детей с задержкой психического развития с астеническим и церебрастеническим синдромами.[2]
Важно отметить, что при построении занятий с детьми с ЗПР следует учитывать специфику их внимания, подбирать упражнения с учетом их индивидуальных особенностей, учитывая при этом «зону актуального» и «зону ближайшего развития»
Список литературы:
Петрова В.Г., Белякова И.В., Кто они, такие дети с отклонениями в развитии? – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. — С. 32.
Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия»,2003. – 480 с.