БЕЗОПАСНОСТЬ КУЛЬТУРНЫХ ИНДУСТРИЙ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУЛЬТУРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КНР - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

БЕЗОПАСНОСТЬ КУЛЬТУРНЫХ ИНДУСТРИЙ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУЛЬТУРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КНР

Дубровская К.С. 1, Колпакова Т.В. 1
1Забайкальский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Руководство КНР придает большое значение развитию культурных индустрий и обеспечению культурной безопасности государства.

В последнее десятилетие наблюдается стремительное развитие сектора культурных индустрий в Китае, от телевизионного бизнеса до онлайн игр. При этом следует подчеркнуть, что вплоть до 2000 г. понятий «культурные индустрии» и «креативные индустрии» в официальном китайском языке не существовало.

В октябре 2000 г. на 5-м Пленуме 15-го созыва ЦК КПК в рамках «Десятого пятилетнего плана национального экономического и социального развития» было официально принято понятие «культурные индустрии». Однако повсеместное использование данного термина в официальных дискурсах началось после выступления Генерального секретаря ЦК КПК Ху Цзиньтао о необходимости «наращивать национальную мягкую силу».

22 июля 2009 г., китайское правительство официально обнародовало планы «Возрождения культурных индустрий», призывавшие к «содействию и поддержке культурных и креативных индустрий, производства видеопродукции, издательского дела, полиграфической деятельности, тиражирования, рекламы, исполнительского искусства и развлечений, культурных выставок, цифрового контента и производства анимации и т.д., а так же реализации политики, способствующей улучшению функционирования этих отраслей и ускорения их дальнейшего развития.

Культурные индустрии в Китае выступают в роли одного из ключевых экономических секторов, встроенных в государственную стратегию наращивания «мягкой силы». По словам китайского исследователя Чэнь Чже, «В Китае развитие культурных и креативных индустрий привязано к развитию страны на макроуровне. Государство призвано осуществить преобразование культурных индустрий в одну из форм «мягкой силы» [3].

К настоящему времени в научной литературе уже сложилось единое понимание структуры культурных индустрий, в которую были включены следующие компоненты:

  1. Издательская деятельность и литература;

  2. Исполнительские виды искусства;

  3. Музыка;

  4. Фильмы, видео, и фотография;

  5. Телевидение и радио;

  6. Изобразительные искусства и ремесла;

  7. Реклама;

  8. Музеи, галереи, и библиотеки;

  9. Интерактивные СМИ (сетевые ресурсы, компьютерные игры, мобильный контент и т.д.).

Исходя из того факта, что культурные индустрии представляют собой один из основных факторов стратегии обеспечения культурной безопасности государства, представляется целесообразным в рамках данного исследования дать краткую характеристику специфики формирования политики Китая по обеспечению культурной безопасности, а также уточнить собственно содержание понятия культурная безопасность».

Начало исследований проблем культурной безопасности в Китае относят к концу XX века, что было обусловлено активизацией процессов глобализации, усилением влияния на китайскую культуру со стороны запада, а также тенденцией к размыванию границ традиционной китайской культуры.

Понятие культурной безопасности многогранно, прежде всего, оно включает в себя сохранение языка и письменности, обычаев и традиций, идеологических ценностей, сложившегося образа жизни, противостояние культурной гегемонии, защиту культурного суверенитета.

В настоящее время руководство КНР реализуют активную политику обеспечения культурной безопасности страны, что может быть подтверждено целым рядом конкретных примеров. Так, Китайское министерство культуры запретило продажу на территории страны шутера Battlefield 4 по причине «угрозы национальной безопасности». По сообщениям китайских информационных ресурсов (в том числе PCgames.com.cn, China.com и QQ.com), переведенным журналистами The Wall Street Journal, данная компьютерная игра (а также первое дополнение к ней под названием China Rising, события которого разворачиваются на материковом Китае) были расценены как дискредитирующие образ Народно-освободительной армии Китая. Кроме того, Минкультуры КНР запретило онлайн-игры, сюжет которых заключается в приключениях мафиози. Решение было принято в связи с тем, что подобные игры «пропагандируют насилие» и «подрывают устои китайской культуры». «Эти игры воодушевляют предавать, воровать, убивать и прославлять бандитский образ жизни, что тлетворно влияет на молодежь», - говорится в документе китайского Минкульта.

Кроме запретов на продукцию индустрии электронных игр, Министерство культуры Китайской Народной Республики вводит запреты на некоторые песни зарубежных исполнителей. Так, некоторые песни Леди Гаги (Lady Gaga), Бейонсе (Beyonce) и Кэти Перри (Katy Perry) были внесены в черный список. Перечень композиций, наносящих композиций, наносящих вред «национальной безопасности КНР в области культуры» было включено 100 песен. Согласно предписанию соответствующих органов всем музыкальным сайтам в срок до 15 сентября 2011 г. следовало удалить композиции из выше обозначенного списка. Порталам, не избавившимся от неугодных песен, грозило уголовное преследование. 8 мая 2013 г. Министерством культуры КНР был издан документ в отношении группы Metallica, допускающий живое исполнение на территории Китая лишь 35 композиций.

Таким образом, прослеживается жесткая ориентация властей КНР на обеспечение защиты традиционной культуры Китая, его идеологических ценностей и культурной безопасности в целом. Эффективная реализация данного курса неразрывно связана с необходимостью упрочнения позиций и популяризации китайской культуры в мире, чему в полной мере способствует развитие культурных индустрий.

Для достижения более значимых результатов в данной сфере сегодня Китай осуществляет совершенствование механизмов реализации политики безопасности, способствует и поощряет распространение китайской культуры в мире. Так, размеры активов предприятий-производителей культурных индустрий неуклонно растут, формируется единая система охраны нематериального культурного наследия, действующие государственные предприятия культуры успешно выполняют поставленные задачи, в том числе и задачу по увеличению объемов экспорта. Современный уровень развития культурных индустрий в Китае, указывает на то, что данный компонент политики культурной безопасности КНР обладает значительным потенциалом.

Однако, несмотря на все достижения в данной сфере, нерешенным остается целый ряд проблем, препятствующих дальнейшему успешному развитию культурных индустрий и, как следствие, обеспечению культурной безопасности страны в целом. Речь идет о серьёзных нарушениях прав на интеллектуальную собственность, маломасштабности предприятий культуры, низкой концентрации производства, медленном темпе слияния и реорганизации государственных предприятий культуры, недостаточной интенсивности финансовой поддержки культурных индустрий и др.

В годовом отчете о безопасности культурных индустрий КНР 2014, были сделаны следующие рекомендации: дальнейшее совершенствование системы защиты прав интеллектуальной собственности, усиление мер противодействия незаконному копированию материалов в Интернете, поощрение слияния и реструктуризации государственных предприятий, исследование способов более эффективного достижения стыковки финансовых и культурных индустрий, совершенствование способов развития культурных индустрий посредством поощрения инноваций в финансовой сфере, усиление контроля за иностранными предприятиями с точки зрения права собственности на культурные ресурсы, защита прав собственности на национальные культурные ресурсы [2].

Культурные индустрии КНР являются не только одной из движущих сил развития национальной культуры, но и способом совершенствования международного сотрудничества. Ценностное содержание региональных культурных индустрий представляет традиционное культурное наследие Китая и может способствовать обеспечению культурной безопасности государства [1].

Таким образом, безопасное развитие культурных индустрий напрямую связано с культурной безопасностью страны, успешное решение проблемных вопросов в данной сфере неизбежно приведет к повышению эффективности политики обеспечения культурной безопасности в целом. Кроме того, широкое распространение национальной культуры за рамки национальных границ КНР не только будет способствовать сохранению самобытности традиционной китайской культуры, укреплению «мягкой силы» Китая в мире.

Литература

  1. Янь Шуфан, Культурные индустрии как механизм реализации ценностных идей китайской культуры: дис. …канд. филос. наук: 09.00.13. Чита, 2011. 147 с.

  2. Институт культурной индустрии Пекинского университета. Чжунго вэньхуа чанье аньцюань баогао(2014)= Годовой отчет о безопасности культурных индустрий КНР(2014).Бэйцзин: Шэхуй кэсюэ вэньсянь чубаньшэ, 2014. 408 с.

  3. Ориентация для культурного сотрудничества между Китаем и Европой. Креативные индустрии КНР [Электронный ресурс] URL: http://www.britishcouncil.org/en_europe_china_cultural_compass_e-book_2011.pdf

Просмотров работы: 1191