ТИПОЛОГИЗАЦИЯ МОЛОДЁЖНЫХ СУБКУЛЬТУР - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ТИПОЛОГИЗАЦИЯ МОЛОДЁЖНЫХ СУБКУЛЬТУР

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Наᅟᅟ фонеᅟᅟ социальнойᅟᅟ аномииᅟᅟ российскойᅟᅟ молодежиᅟᅟ широкоеᅟᅟ распространениеᅟᅟ средиᅟᅟ молодыхᅟᅟ людейᅟᅟ приобретаетᅟᅟ преступность.ᅟᅟ Сᅟᅟ 2000ᅟᅟ г.ᅟᅟ поᅟᅟ 2010ᅟᅟ г.ᅟᅟ составᅟᅟ лиц,ᅟᅟ совершившихᅟᅟ преступления,ᅟᅟ численноᅟᅟ увеличился ᅟпочтиᅟᅟ вᅟᅟ дваᅟᅟ разаᅟᅟ (сᅟᅟ 897,4ᅟᅟ тыс.ᅟᅟ доᅟᅟ 1741,5ᅟᅟ тыс.ᅟᅟ человек),ᅟᅟ аᅟᅟ вᅟᅟ возрастнойᅟᅟ группеᅟᅟ 18–24-летних —ᅟᅟ вᅟᅟ 2,6ᅟᅟ разᅟᅟ (сᅟᅟ 189,6тыс.ᅟᅟ доᅟᅟ 465,5ᅟᅟ тыс.ᅟᅟ человек).ᅟᅟ Вᅟᅟ 2010ᅟᅟ г.ᅟᅟ к ᅟлицам,ᅟᅟ совершившимᅟᅟ преступления,ᅟᅟбылиᅟᅟ отнесеныᅟᅟ 932,9ᅟᅟ тыс.ᅟᅟ молодых россиянᅟᅟ (14–29ᅟᅟ лет),ᅟᅟ т.ᅟᅟ е.ᅟᅟ болееᅟᅟ половиныᅟᅟ (53,7%)ᅟᅟ всехᅟᅟ преступниковᅟᅟ [4ᅟᅟ ,ᅟᅟ с.ᅟᅟ 273].ᅟᅟ Чтоᅟᅟ этоᅟᅟ означаетᅟᅟ дляᅟᅟ современногоᅟᅟ состоянияᅟᅟ молодежнойᅟᅟ средыᅟᅟ в ᅟРФ?ᅟᅟ Расчетᅟᅟ наᅟᅟ базеᅟᅟ официальнойᅟᅟ государственнойᅟᅟ статистикиᅟᅟ показывает, чтоᅟᅟ числоᅟᅟ молодыхᅟᅟ россиян,ᅟᅟ хотяᅟᅟ быᅟᅟ разᅟᅟ совершившихᅟᅟ преступлениеᅟᅟ (по установленнымᅟᅟ фактам),ᅟᅟ вᅟᅟ данноеᅟ времяᅟ составляетᅟ примерноᅟ 6ᅟ млн.ᅟ человек,ᅟ илиᅟ однуᅟ пятуюᅟ частьᅟ молодежиᅟ вᅟ возрастеᅟ 14–30ᅟ лет.ᅟᅟ

Этиᅟ драматическиеᅟ обстоятельстваᅟ имеютᅟ непосредственноеᅟᅟ отношениеᅟ кᅟ спецификеᅟ молодежныхᅟ субкультурᅟ вᅟ России.ᅟ Еслиᅟ попытатьсяᅟ выявитьᅟ черты,ᅟ свойственныеᅟ различнымᅟ субкультурнымᅟ объединениямᅟ вᅟ молодежнойᅟ среде,ᅟ то,ᅟ во-первых,ᅟ этоᅟ связьᅟ с субкультурамиᅟ криминальногоᅟ мира,ᅟ котораяᅟ являетсяᅟ однойᅟ изᅟ наиболееᅟ частоᅟ представленныхᅟ —ᅟ наряду соᅟ вторымᅟ обстоятельством,ᅟ влияниемᅟ западнойᅟ молодежнойᅟ моды,ᅟ в-третьих,ᅟ этоᅟ феноменᅟ романтическойᅟ компенсацииᅟ повседневнойᅟ рутиныᅟᅟ и,ᅟ в-четвертых,ᅟ этоᅟ воспроизводствоᅟ некоторыхᅟ чертᅟ советскогоᅟ прошлого.ᅟ Этиᅟ четыреᅟ составляющиеᅟ могутᅟ бытьᅟ основойᅟ типологизацииᅟ молодежныхᅟ субкультурᅟ вᅟ нашейᅟ стране,ᅟ и,ᅟ выделяяᅟ ихᅟ феноменыᅟ дляᅟ описанияᅟ иᅟ анализа,ᅟ яᅟ вᅟ основномᅟ ориентировалсяᅟ наᅟ них.ᅟᅟ

Сегодняᅟ вᅟ Россииᅟ действуютᅟ болееᅟ 426ᅟ тысячᅟ молодежныхᅟ иᅟ детских общественныхᅟ организаций:ᅟ международных,ᅟ общероссийских,ᅟ межрегиональных,ᅟ региональных,ᅟ местных.ᅟ Выделяютᅟ дваᅟ видаᅟ молодежныхᅟ субкультур:

–ᅟ ингруппыᅟ —ᅟ группы,ᅟ сᅟ которымиᅟ молодойᅟ человекᅟ себяᅟ уподобляет;

–ᅟ аутгруппыᅟ —ᅟ группы,ᅟ отᅟ которыхᅟ молодойᅟ человекᅟ себяᅟ отделяет,ᅟ ощущаяᅟ своеᅟ различиеᅟ отᅟ принадлежащихᅟ кᅟ этимᅟ группам.

Поᅟ спецификеᅟ поведенияᅟ членовᅟ группыᅟ выделяют:

–ᅟ просоциальныеᅟ —ᅟ группы,ᅟ которыеᅟ неᅟ несутᅟ угрозуᅟ обществу,ᅟ а,ᅟ наоборот,ᅟ демонстрируютᅟ позитивностьᅟ иᅟ готовыᅟ помогать;

–ᅟ асоциальныеᅟ —ᅟ группы,ᅟ показывающиеᅟ критическоеᅟ отношениеᅟ кᅟ каким-либоᅟ устоямᅟ общества,ᅟ ноᅟ этоᅟ противостояниеᅟ неᅟ носитᅟ крайнегоᅟ характера.

–ᅟ антисоциальныеᅟ —ᅟ группы,ᅟ вᅟ которыхᅟ неᅟ только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их разрушить [2 , с.15].

Под категорию «антисоциальных» относится подавляющее большинство молодежных объединений.

К просоциальнымᅟ относятсяᅟ клубыᅟ социальнойᅟ помощи,ᅟ экологические,ᅟ этнические,ᅟ историко-патриотическиеᅟ объединенияᅟ иᅟ иныеᅟ формирования.

Изᅟ просоциальных,ᅟ сᅟ точкиᅟ зренияᅟ общественногоᅟ спокойствия,ᅟᅟ интересᅟ представляютᅟ толькоᅟ движенияᅟ иᅟ формирования,ᅟ реализующиеᅟᅟ просоциальнуюᅟ деятельностьᅟ вᅟ экстремистских формах.

А.ᅟ В.ᅟ Толстыхᅟ предложилᅟ следующуюᅟ типологиюᅟ молодежныхᅟ субкультурᅟ [8ᅟ ,ᅟ с.ᅟ 16]:

1)ᅟ политизированныеᅟ субкультурыᅟ —ᅟ активноᅟ участвующиеᅟ вᅟᅟ политическойᅟ жизниᅟ иᅟ имеютᅟ четкуюᅟ идеологическуюᅟ принадлежностьᅟᅟ (молодежноеᅟ движениеᅟ «НАШИ»,ᅟ Российскаяᅟ ассоциацияᅟ профсоюзныхᅟᅟ организацийᅟ студентов,ᅟ Союзᅟ коммунистическойᅟ молодёжиᅟ Российскойᅟᅟ Федерации,ᅟ Авангардᅟ краснойᅟ молодёжи,ᅟ Социалистическоеᅟ сопротивлениеᅟ иᅟ рядᅟ другихᅟ групп);

2)ᅟ эколого-этическиеᅟ субкультур —ᅟ занимаютсяᅟ построениемᅟᅟ философскихᅟ концепцийᅟ иᅟ ведутᅟ борьбуᅟ заᅟ окружающуюᅟ средуᅟ (зеленые);

3)ᅟ нетрадиционныеᅟ религиозныеᅟ субкультурыᅟ —ᅟ вᅟ основномᅟ этоᅟᅟ увлечениеᅟ восточнымиᅟ религиямиᅟ (буддизм,ᅟ индуизм);

4)ᅟ радикальныеᅟ молодежныеᅟ субкультуры —ᅟ отличаютсяᅟᅟ организованностью,ᅟ наличиемᅟ лидеровᅟ старшегоᅟ возраста,ᅟ повышеннойᅟᅟ агрессивностьюᅟ (криминальныеᅟ молодежныеᅟ группировки,ᅟ скинхеды);

5)ᅟ субкультурыᅟ образаᅟ жизниᅟ —ᅟ группыᅟ молодыхᅟ людей,ᅟ формирующихᅟ свойᅟ образᅟ жизниᅟ (хиппи,ᅟ панки,ᅟ эмо);

6)ᅟ субкультурыᅟ поᅟ интересамᅟ —ᅟ молодыеᅟ люди,ᅟ объединенныеᅟᅟ общимиᅟ предпочтениямиᅟ —ᅟ музыкальные,ᅟ спортивныеᅟ иᅟ др.

7)ᅟ субкультураᅟ «золотойᅟ молодежи»ᅟ —ᅟ характернаᅟ дляᅟ столичныхᅟᅟ городов —ᅟ ориентированаᅟ наᅟ проведениеᅟ досугаᅟ (однаᅟ изᅟ наиболееᅟ закрытыхᅟ субкультур).

Вᅟ тоᅟ жеᅟ времяᅟ С.ᅟ С.ᅟ Фроловᅟ предложилᅟ своюᅟ типологиюᅟ субкультурᅟ [3ᅟ ,ᅟ с.ᅟ 59]:

1)ᅟ романтико-эскапистскиеᅟ субкультуры —ᅟ ориентированыᅟ на уходᅟ отᅟ реальнойᅟ жизни,ᅟ построениеᅟ собственныхᅟ философскихᅟ системᅟ (хиппи,ᅟᅟ толкиенисты,ᅟ индианисты,ᅟ байкеры);

2)ᅟ анархо-нигилистическиеᅟ группыᅟ —ᅟ неприятиеᅟ общепринятыхᅟ норм,

критическоеᅟ отношениеᅟ коᅟ многимᅟ явлениямᅟ жизниᅟ (анархисты,ᅟ панки);

3)ᅟ развлекательно-гедонистическиеᅟ —ᅟ направленыᅟ наᅟ обеспечениеᅟ досугаᅟ («золотаяᅟ молодежь»,ᅟ рейверы,ᅟ сноубордисты,ᅟ рэпперы);

4)ᅟ криминальнаяᅟ субкультураᅟ —ᅟ ориентированаᅟ наᅟ противостояниеᅟᅟ законуᅟ иᅟ правопорядкуᅟ (готы,ᅟ скинхеды,ᅟ банды,ᅟ гопники,ᅟ люберы).

Молодежныеᅟ организацииᅟ можноᅟ разбитьᅟ такжеᅟ наᅟ дваᅟ блока — формальные и неформальные. К первым относятся молодежные движения и организации, официально зарегистрированные в учреждения юстиции, и те, которые не зарегистрированы в учреждениях юстиции так как их деятельность запрещена законом.

Критериямиᅟ вторичнойᅟ классификацииᅟ дляᅟ исследователейᅟ служатᅟᅟ такиеᅟ характеристики,ᅟ какᅟ местоᅟ формированияᅟ иᅟ степеньᅟ открытостиᅟᅟ групп.ᅟ И.ᅟ Ю.ᅟ Сундиевᅟ вᅟ своемᅟ исследованииᅟ классифицируетᅟ неформальныеᅟ молодежныеᅟ объединенияᅟ поᅟ ведущемуᅟ мотивуᅟ ихᅟ деятельности.ᅟ Считает, чтоᅟ всеᅟ НМОᅟ являютсяᅟ различнымиᅟ формамиᅟ социальной,ᅟ культурной, политическойᅟ самодеятельностиᅟ —ᅟ «…какᅟ способаᅟ саморазвития,ᅟ самоутверждения,ᅟ самореализации,ᅟ определяемогоᅟ спецификойᅟ социальных,ᅟ экономических,ᅟ психологическихᅟ иᅟ прочихᅟ условий...»ᅟ [7ᅟ ,ᅟ с.ᅟ 158].ᅟ Автор выделяетᅟ разновидностиᅟ неформальнойᅟ самодеятельности:

–ᅟ агрессивную,ᅟ базирующуюсяᅟ наᅟ резкомᅟ противопоставленииᅟ «мы»ᅟᅟ —ᅟ «они»,ᅟ иᅟ воспевающуюᅟ культᅟ силы.ᅟ Простотаᅟ иᅟ наглядностьᅟ самоутвержденияᅟ вᅟ этойᅟ формеᅟ придаютᅟ ейᅟ особуюᅟ известностьᅟ вᅟ средеᅟ подростков,ᅟ особенноᅟ соᅟ сниженнымᅟ интеллектуальнымᅟ иᅟ культурнымᅟ уровнямиᅟ развития.ᅟ Психологияᅟ группыᅟ основываетсяᅟ наᅟ резкомᅟᅟ противопоставленииᅟ «мыᅟ —ᅟ они».ᅟ Дляᅟ подобныхᅟ группᅟ характернаᅟᅟ жесткаяᅟ иерархическаяᅟ структура;

–ᅟ эпатажная,ᅟ психологическоеᅟ содержаниеᅟ которойᅟ —ᅟ вызовᅟ сложившимсяᅟ устоям,ᅟ правиламᅟ —ᅟ чтобыᅟ «заметили».ᅟ Внешнийᅟ эпатажᅟ —ᅟᅟ наиболееᅟ доступнаяᅟ формаᅟ самоутверждения.ᅟ Цельюᅟ эпатажнойᅟ самодеятельностиᅟ можетᅟ бытьᅟ какᅟ подтверждениеᅟ принадлежностиᅟ кᅟᅟ элитарнойᅟ группе,ᅟ такᅟ иᅟ претензииᅟ наᅟ образованиеᅟ «новой»ᅟ элиты.ᅟ Дляᅟᅟ современныхᅟ подростковᅟ внешнийᅟ эпатажᅟ —ᅟ частоᅟ наиболееᅟ доступнаяᅟ (поᅟ уровнюᅟ развития,ᅟ психологическомуᅟ складу,ᅟ социальнымᅟ возможностям)ᅟᅟ формаᅟ самоутверждения,ᅟ аᅟ такжеᅟ попыткаᅟ найтиᅟ адекватнуюᅟ средуᅟ коммуникации;

–ᅟ альтернативнаяᅟ —ᅟ характеризуетсяᅟ выработкойᅟ отличающихсяᅟ отᅟ общепринятых,ᅟ рекомендуемыхᅟ моделейᅟ поведения,ᅟ формᅟ проведенияᅟ досуга,ᅟ образаᅟ жизни;

–ᅟ социальнаяᅟ —ᅟ нацеленаᅟ наᅟ решениеᅟ конкретных социальных задач (экологическое движение, этнокультурное движение, движение милосердия);

– политическая — направлена на изменение политической жизни вᅟ стране в соответствии с идеями группы.

В рамкахᅟ этойᅟ классификацииᅟ возникаетᅟ сложнаяᅟ проблемаᅟ разработкиᅟ реальныхᅟ возможностейᅟ противодействияᅟ преступности,ᅟ вᅟ томᅟ числеᅟ молодежной,ᅟ аᅟ неᅟ толькоᅟ реакцииᅟ наᅟ увеличениеᅟ количестваᅟ групп,ᅟ способствующихᅟ такжеᅟ ееᅟ росту.ᅟ Вᅟ статьеᅟ А.ᅟ Л.ᅟ Гуринскойᅟ приводитсяᅟ рядᅟᅟ современныхᅟ методов,ᅟ используемыхᅟ вᅟ развитыхᅟ странахᅟ дляᅟ пресечения криминализацииᅟ вᅟ обществеᅟ вᅟ целомᅟ иᅟ вᅟ молодежнойᅟ средеᅟ вᅟ частности:ᅟᅟ «Новыеᅟ способыᅟ противодействияᅟ преступностиᅟ активноᅟ применяютсяᅟ наᅟ уровнеᅟ локальныхᅟ сообществ,ᅟ гдеᅟ внедряютсяᅟ такиеᅟ программы,ᅟ какᅟ общественнаяᅟ полицияᅟ (Communityᅟ Policing),ᅟ безопасныеᅟ городаᅟ (Saferᅟ Cities),ᅟ превенцияᅟ сᅟ помощьюᅟ дизайнаᅟ окружающейᅟ средыᅟ (Crimeᅟ Preventionᅟ throughᅟ Environmentalᅟ Design),ᅟ соседскийᅟ надзорᅟ (Neighbourhoodᅟ Watch)ᅟ [1ᅟ ,ᅟ с.ᅟ 213].

Существуетᅟ классификацияᅟ субкультурᅟ поᅟ ведущимᅟ ценностям:

1)ᅟ романтико-эскапистскиеᅟ (хиппи,ᅟ толкиенисты),ᅟ направленныеᅟ наᅟ расширениеᅟ границᅟ повседневногоᅟ традиционногоᅟ образаᅟ жизни,ᅟ «бегство»ᅟᅟ изᅟ этогоᅟ мира;

2)ᅟ гедонистско-развлекательныеᅟ (рейверы,ᅟ рэпперы),ᅟ направленныеᅟᅟ наᅟ получениеᅟ удовольствий,ᅟ поискᅟ развлечений;

3)ᅟ полуделинквентныеᅟ (люберы,ᅟ гопники),ᅟ стремящиесяᅟ кᅟ «красивой»ᅟ жизниᅟ сᅟ помощьюᅟ криминальныхᅟ средств;

4)ᅟ радикально-деструктивныеᅟ (анархисты,ᅟ панки),ᅟ направленныеᅟ наᅟ переустройствоᅟ общества,ᅟ отрицаниеᅟ существующихᅟ норм.

В углублении анализа современных молодежных субкультурᅟ значительную роль может играть обращение к некоторым категориям советского прошлого, когда деятельность массовых молодежных, и дажеᅟ детских организаций, базировалась в большой степени на чувствахᅟ патриотизма, гордости своей страной, хотя и не всегда имевшихᅟ объективные основания. Как подчеркивает один из российских специалистов по философии права В. И. Сморгунова, «патриотизм, полагаем, включается в механизм поддержания правопорядка и политической стабильности».

Сегодня этот ресурс не используется в должной мере, а иногда патриотизм играет даже негативную роль [6 , с .21].

Реальность сложнее всяких схем, поэтому ни одна из классификаций не может считаться удовлетворительной. Существуют некоторые классификации молодёжных организаций по направлениям их деятельности, мировоззрению.

Рассмотренные выше классификации, демонстрируют сложную картину, требующую разработки программ и проектов, направленных на противодействие включению молодежи в наиболее экстремистские группировки. Такие мероприятия осуществляются как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.

Положительный пример приводит в своей статье В. И. Сморгунова: «Одним из путей борьбы с негативными и антиобщественными явлениями выступает культурно-просветительская и пропагандистская деятельность, гражданско-правовое образование молодежи, нацеленное на формирование норм правовой культуры. На это ориентированы «Программа гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006–2010 гг.» (Программа «Толерантность»), а также Закон Санкт-Петербурга «О межнациональных отношениях в Санкт-Петербурге» [5 , с .193].

Таким образом, можно сделать вывод, что «молодёжь» как понятие имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего, из самой её объективной сущности. Социальные особенности молодёжи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодёжных проблем. С одной стороны, молодежь является самой мобильной частью общества, среди этой социальной группы наиболее быстрыми темпами происходит подъем профессионального уровня и служебной карьеры. С другой стороны, трудности переходного периода особенно сильно ударили по положению молодежи: лишь небольшая её часть сумела найти свое место в рыночной системе, основной же массе пока не удается приспособиться к изменившейся ситуации. И у этой части наблюдается понижение социального статуса, сузились возможности доступа к образованию и культурным ценностям, зато расширяется преступность и девиантное поведение, безработица и социальное неравноправие.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Гуринская А. Л. Развитие теории рационального выбора в зарубежной криминологии и ее влияние на уголовную практику // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2010. № 120. С. 203–216.

2. Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие. СПб., 2008. 15 с.

3. Психология развития / Под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2008. 59 с.

4. Российский статистический ежегодник. М., 2011. 273 с.

5. Сморгунова В. Ю. Пути преодоления этнического негативизма в современной России и развитие правового принципа мультикультурализма // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 6. С. 192–194.

6. Сморгунова В. Ю. Современная философия права: западноевропейская и русская традиция иссле- дования // Философия права. 2008. № 1. С. 18–23.

7. Сундиев И. Ю. Анатомия неформальных объединений (типология и характеристика). Саратов, 2008. 158 с.

8. Толстых А. В. Подросток в неформальной группе. М., 2009. 15 с.

Просмотров работы: 3602