ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ В ДОУ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ В ДОУ

Ладик Е.В. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Каждое учреждение независимо от сферы деятельности, размеров представляет собой целостное образование, действующее по объективным законам развития. В силу этого его можно рассматривать как систему с определенным набором элементов, структурой, функционированием, развитием. Система – это множество взаимосвязанных элементов, обособленное от среды и взаимодействующее с ней, как целое. Дошкольное образовательное учреждение обладает внутренней средой. Внутренняя среда организации – совокупность субъектов, объектов, процессов, придающая организации конкретное лицо. Внутренняя среда дошкольного образовательного учреждения включает в себя ряд элементов, таких как цель, средства, образовательный процесс, кадры. Данные элементы являются объектами управления. Персонал ДОУ и в частности педагогический коллектив, на наш взгляд, является тем элементом, который во многом определяет результат и качество деятельности.

В современной практике управления можно выделить два понятия, характеризующие кадровое обеспечение – это понятия «педагогический коллектив» и понятие «персонал ДОУ». Персонал – это совокупность всех работников предприятия, занятых трудовой деятельностью, а также входящих в штатный состав [1, с.20]. Признаком персонала является наличие его трудовых взаимоотношений с работодателем.

Коллектив – группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой – либо организации. Люди в коллективе объединены общими целями, задачами, деятельность коллектива является социально – позитивной, она отвечает потребностям общества. Задачи, стоящие перед коллективом могут быть только явно полезными обществу. Коллектив — это своего рода команда. В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, характеризующийся высокой сплоченностью как ценностно-ориентационным единством, также самоопределением личности, коллективной идентификацией, социально ценным характером мотивации межличностных выборов, высокой референтностью членов коллектива по отношению друг к другу, объективностью в возложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности.

Отношения в коллективе – это не просто дружба – это «ответственная зависимость». Эта мысль означает не что иное, как признание важнейшей роли совместной деятельности в качестве фактора, образующего коллектив и опосредующего всю систему отношений между членами коллектива.

Коллектив объединяет людей не только в общей цели и в общем труде, но и в общей организации этого труда. Общая цель здесь – не случайное совпадение частных целей, как в вагоне трамвая или театре, а именно цель всего коллектива. Отношения общей и частной цели – это не отношение противоположностей, а только отношение общего к частному.

Коллектив является частью общества, органически связанный со всеми другими коллективами. На нем лежит первая ответственность перед обществом, он несет на себе первый долг перед всей страной, только через коллектив каждый его член входит в общество.

Педагогический коллектив выступает одним из объектов управления в ДОУ. В структуре педагогического коллектива выделяют два аспекта – деловой (социально-экономический) и социально-педагогический. Деловой (социально-экономический) срез коллектива основан на производственных отношениях, должностной иерархии, обслуживает производственную функцию и находит свое выражение в формальной организационной структуре. Организационная структура отражает взаимодействия, возникающие в ходе выполнения своих должностных обязанностей как в вертикальном срезе между руководителем и подчиненными, которые носят управленческий характер, так и в горизонтальном между сотрудниками, которые в основном носят профессионально-педагогический характер. В управлении производственным коллективом важно создание рациональной структуры организационных отношений, уравновешивающей права и обязанности сотрудников.

Социально-психологическая структура складывается из связей, имеющих психологическую природу, определяются симпатиями и антипатиями людей, личностным авторитетом. Структура социально-психологических характеристик коллектива отражает такие качества как: 1) ценностно-ориентационная зрелость (ориентированность на достижение; ориентированность на развитие; ориентированность на саморазвитие); 2)организованность (ответственность; сработанность; включенность в управление); 3)сплоченность (единство ориентаций; совместимость; потенциальная стабильность).

В управлении коллективом необходимо помнить о том, что это динамическая, развивающая система. Педагогический коллектив не может быть сформирован раз и навсегда, ибо это не статическое, а процессуальное явление, которое все время надо поддерживать и развивать.

Ученые выделяют уровни развития коллектива. Первый уровень – стабилизация, характеризующаяся наличием ясных установок и высокой мотивации членов коллектива, хорошей коммуникацией, четким определением необходимого места каждого из них, быстротой принятия решений. Второй уровень – функционирование, характеризующееся четким регулированием вопросов компенсации и ответственности, надежностью коммуникационных связей, ростом в координируемом и контролируемом направлениях, сложившимися на деловой основе отношениями между членами коллектива. Третий уровень – развитие, характеризующееся осознанием всеми членами коллектива сопричастности к происходящим переменам, ощущением, что они сидят в «одной лодке», каждый учиться ценить работу другого, рост становиться не стихийным, а осознанным.

Алгоритм взаимодействия руководителя с коллективом имеет следующий вид:

1. Ясное представление целей предстоящей работы: чего необходимо достичь.

2. Определение задач каждого сотрудника по реализации цели: посредством каких операций цель можно достичь.

3. Подготовка всего необходимого для предстоящей работы: при помощи чего можно достичь.

4. Установление норм выполнения для достижения результатов.

5. Распределение власти, ответственности, времени выполнения.

6. Инструментирование исполнителей как средство создания организационных систем [2, с.25].

Подводя итог сказанному, отметим, что:

- производственный коллектив, его формирование и развитие выступает одним из объектов управленческого воздействия заведующей ДОУ;

- содержание и средства формирования коллектива определяются уровнем его развития;

- основные направления работы по формированию коллектива связаны с изучением сплоченности, формированием педагогического, ценностных установок, реализации основных принципов;

- формирование коллектива взаимосвязано с развитием организационной структуры и психологическим микроклиматом.

Список использованных источников:

1. Дванцевич, Д. М. Человеческие ресурсы управления / Д.М. Дванцевич, А.А. Лобанов. - М.: Дело, 1993. – 206с.

2. Троян, А.Н. Управление дошкольным образованием: учебн. пособие / А.Н. Троян. – М.: Сфера, 2006. – 155с.

Просмотров работы: 5388