ПРОДВИЖЕНИЕ НАУКОЕМКОЙ ПРОДУКЦИИ НА ИННОВАЦИОННОМ РЫНКЕ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОДВИЖЕНИЕ НАУКОЕМКОЙ ПРОДУКЦИИ НА ИННОВАЦИОННОМ РЫНКЕ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Современный мир развивается бешеными темпами, люди требуют улучшений во всех сферах жизни: будь то качество еды, экологи или же медицине. Тема курсовой работы: «Продвижение наукоемкой продукции на инновационном рынке». Актуальность изучения данного направления объясняется тем, что продвижение наукоемкой продукции является одним из важнейших направлений деятельности предприятия и весьма важным показателем состояния экономики страны в целом. Однако, несмотря на то, что наше государство многие годы вкладывало крупные инвестиции в развитие научного, научно-технического и производственного потенциала страны, на сегодняшний день продвижение наукоемкой и высокотехнологичной продукции, как на российский, так и на зарубежный рынки всё ещё значительно уступает потенциальным возможностям отечественной научно-производственной сферы.

Целью исследования было выявить проблемы продвижения наукоемкой продукции отечественных предприятий на современный рынок.

Задачи данного исследования:

  • Рассмотреть понятие наукоемкости и выяснить, какие предприятия являются таковыми;

  • Выявить признаки и критерии оценки наукоёмких рынков и производств;

  • Причины, по которым предприятия не выходят на инновационный рынок:

  • Выяснить, какие организации поддерживают инновационную деятельность в России;

  • На примере ООО «Биоквант» рассмотреть процесс продвижения наукоемкого производства на инновационный рынок.

  1. Продвижение наукоемкой продукции на инновационном рынке.
  1. Основные понятия

Наукоемкое производство - промышленное производство, в котором выпуск продукции связан с необходимостью проведения большего объёма теоретических расчётов, научных изысканий и экспериментов. Oбычно наукoёмким cчитается прoизводствo, у котoрoго на научнo-исследoвательские и опытнo-конструктoрские рабoты (НИОКР) прихoдится не мeнее 60 % всех зaтрaт, связaнных с подгoтовкoй и выпускoм прoдукции. Это самoлёто – и судoстрoение, сoздание ракетнo-кoсмических систeм, прoизвoдство радиoэлектрoнной аппaрaтуры, aппaратных и прoгрaммных срeдств вычислитeльной тeхники, ядeрных рeакторoв, уникaльных прибoров для нayчных исследoвaний и т. п. Oснoвная часть зaтрат прихoдится на разрaбoтку oптимальной кoнструкции издeлий, сoздание нoвых матeриалoв, рaзрабoтку нoвых схем, обeспечениe требyeмой надёжнocти, эколoгической чистoты и безoпасности oбслуживaния. [14]

На данный момент, в сoвременных экoномичeских исследoваниях к нayкоемкой чaстo oтнoсят прoдукцию, при прoизводстве кoтoрой дoля зaтрат на НИОКР в oбщих издeржках или в обмeне прoдаж сoставляет не менее 3,5-4%. [1]

Нayкoемкие произвoдства на сегoдняшний дeнь мoжно нaзвать «локoмотивом» эконoмики стрaны. Станoвлeние и рaзвитие нayкоемких прoизвoдств — зaкoномeрный рeзультaт естeствeнной эвoлюции нayки, технoлогии и экономики. Траты на производство новых и воспроизводство существующих научных знаний все время увеличиваются, что отражается в постоянном росте наукоемкoсти прoизводства и расходoв на нayку и обрaзование. В тоже время, малая доля отечественных компаний на рынках инновационной продукции (примерно 0,3% мирового рынка) объясняется слабой сбытовой системой многих предприятий. [2] По объективным причинам, а именно, вызванных историей развития российских предприятий, многие из них не обладают специалистами в области сбыта наукоемкой продукции.

Хотя в нашей стране существует большой спрос на наукоемкую продукцию, главной проблемой является то, что подобные товары приходят в Россию путем импорта из других стран, а многие организации занимаются продуктовыми инновациями т.е. закyпкой готового импoртного оборудования, испoльзуя НИOKР глaвным oбразом в oтношении дeйствующегo (за границей) производства.

Дoля исследования и новых разработок в затратах на технoлогичные иннoвации в отечественной прoмышленности составляет менее 10%, тогда как во многих государствах ЕС – от 40 до 75%. [3]

  1. Признаки и критерии оценки наукоёмких рынков и производств.

Процесс опережающего роста затрат на науку и образование в структуре материального производства отражается в понятии «наукоёмкоемкости» отраслей экономики. В общем случае, продукция какого-либо производства или отрасли называется F-емкой (трудоемкой, ресурсоемкой, наукоемкой, времяемкой, энергоемкой, информационно-емкой и т.д.), если доля затрат на фактор F его стоимости выше, чем средняя доля аналогичных затрат в стоимости продукции других производств или отраслей экономики.

К категории наукоемкой принято относить такую продукцию, при производстве которой доля затрат на исследования и разработки в общих издержках или в объеме продаж составляет не менее 3,5-4,5%. Это барьерное значение критерия наукоемкости продукции не является строгим и всеобщим: во-первых, оно различается в разных странах, во-вторых, методика отнесения затрат на НИОКР (то есть их структура) в разных странах также не одинакова. Существует и другой показатель - наукоотдача, под которым понимается отношение объема продаж наукоемкой продукции к расходам на НИОКР за определенный период (как правило, - год). Соответственно под критерием эффективности наукоотдачи следует понимать относительный рост продаж новой (с точки зрения очередного качественно отличного от предыдущего поколения технических изделий и услуг) высокотехнологичной продукции с высокими потребительскими качествами на рынке по сравнению с ростом всего наукоемкого рынка (включая устаревшую продукцию, разработанную ранее, но еще продаваемую на рынке).

Основными отличительными и характерными признаками становления наукоемких производств и формирования наукоемкого сектора рынка в индустриально развитых странах являются:

- передовые наука и научные школы, проводящие фундаментальные и прикладные исследования;

- эффективная и общедоступная система образования и подготовки высококвалифицированных кадров;

- эффективная система защиты прав интеллектуальной собственности и распространения нововведений;

- значимость ряда отраслей прикладных наук для укрепления обороноспособности и технологической независимости (безопасности) страны;

- умелое использование преимуществ программно-целевой методологии планирования и финансирования крупных научно-технических проектов, сочетающей целевую направленность исследований, разработок и производства на конкретный результат с перспективными направлениями работ общесистемного, фундаментального назначения;

- высокая динамичность производства, проявляющаяся в постоянном обновлении его элементов (объектов исследований, разработок и производства, технологий, схемных и конструктивных решений, информационных потоков и т.д.), в изменении количественных и качественных показателей, в совершенствовании научно-производственной структуры и системы управления;

- способность к активной и эффективной инвестиционной и инновационной деятельности, высокие удельные затраты на НИОКР в структуре

затрат производства; — ключевая роль государственной поддержки (прежде всего финансовой и налоговой)

- инновационных проектов и производств на начальном этапе их становления,

- усовершенствование системы ценообразования, заключающееся в учете всех издержек производства, включая затраты на исследования и разработки, на систему управления инновационными проектами, на систему образования и повышения квалификации работников и т.д.

  1. Причины отказа выхода на инновационный рынок

Особенностью организации сложных, наукоемких производств является то, что они представляют собой единый комплекс научного поиска опытно-конструкторских работ, инженерных решений, подготовки опытного производства и, наконец, серийного производства с непосредственным доведением созданной продукции до конечного потребителя.

Часто предприятия, обладают большим потенциалом для продвижения продукции, но не используют его в полной мере. Причин этому можно выделить много. Среди основных можно выделить следующие:

1. К моменту вхождения в рынок предприятия, располагавшие к этому времени значительным научным, технологическим и промышленным потенциалом, не владели адекватными этому потенциалу рыночными технологиями продаж, и по этой причине оказались не готовыми к ведению жесткой конкурентной борьбы;

2. В настоящее время большинство промышленных предприятий (как крупных, так и малых) не обладает специалистами, которые могут грамотно обеспечить продвижение наукоемкой продукции предприятий на рынок;

3. Самостоятельное овладение нашими предприятиями современными рыночными технологиями в настоящее время идет медленнее, чем процесс утраты высоких технологий, что наряду с другими причинами создает реальную угрозу потери ряда приоритетных направлений и серьезного отставания на рынке от ведущих производителей;

4. Незавершенность многих технологий и продуктов, предлагаемых на рынок, которая выражается в том, что авторам требуется финансирование для доведения технологии или опытного образца до завершенного состояния, это резко снижает их ценность в глазах потенциальных партнеров, а требование инвестиций на этапе завершения технологий или разработки продукта ослабляет позицию фирмы;

5.Отсутствие правильной маркетинговой стратегии на Российском и международном рынке.

Одним из эффективных механизмов реализации инновационного процесса в условиях рыночной экономики является проведение информационно-рекламных мероприятий, отечественных и международных инновационных и специализированных выставок. Главная цель этих мероприятий – использование возможностей выставок как инструмента маркетинга научно-технических и инновационных разработок, для рекламы продукции и услуг и поиска перспективных деловых партнеров.

  1. Поддержка инновационной деятельности

На данный момент инновационная деятельность поддерживается за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, в рамках которого было создано ОАО «Российская венчурная компания», задачами которого является создание ряда фондов, которые обеспечат венчурным капиталом инновационные компании.

Очевидно, что отдельный фонд не в состоянии полноценно решить задачи, заявленные в принятой в ноябре 2008 г. «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [4], которая определила основные направления перехода к инновационно-ориентированному типу экономического развития страны.

В настоящее время основные положения Концепции, касающиеся перехода России на инновационный путь развития, устанавливает новый документ — Долгосрочный прогноз научно-технологического развития Российской Федерации до 2025 года. Согласно прогнозу, предполагается, что к 2020 году доля России в мировой экономике составит 2% от мирового ВВП, доля на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг — 10%, удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции достигнет 25-35%.[5]

Создание благоприятных условий для развития инновационных процессов – забота органов государственной власти. Без сильной целенаправленной государственной политики в области инновационной деятельности добиться коренного перелома в повышении конкурентоспособности отечественных производств невозможно. Налоговая и таможенная системы, законодательное обеспечение охраны и защиты прав на интеллектуальную собственность должны создавать у всех участников инновационного процесса – ученых и разработчиков, производителей и инвесторов – высокие мотивации в быстром достижении коммерческого успеха.[8]

Таким образом, масштабность задач определяет необходимость создания конкретного государственного органа, который бы обеспечивал полноценную и всеохватную поддержку инновационной активности в стране. Таким органом мог бы стать Госсударственный инновационный фонд, который на возвратной основе финансировал бы завершающие стадии разработки и промышленного освоения новых технологий и продуктов. [7]

  1. Особенности выхода на инновационный рынок малых предприятий

Одним из стратегических направлений структурного оздоровления российской экономики является развитие предпринимательства в научно-технической и производственной сферах. Важнейшим звеном предпринимательского сектора являются малые предприятия. Обладая гибкостью и мобильностью, они быстро реагируют на потребности рынка, обновляя или создавая в короткие сроки конкурентоспособную продукцию. Таким образом, они становятся необходимым элементом технологии продвижения результатов научных исследований и разработок в производство. Существенно более высокие экономические показатели достигаются в Инновационно-промышленных комплексах (ИПК), где успешно действующие малые предприятия организационно и финансово интегрируются с крупным производством с целью полномасштабного освоения новой продукции.

Широкомасштабное развитие инновационных процессов нереализуемо без привлечения значительных внебюджетных финансовых средств в инновационные проекты. Известные особенности российского финансового рынка потребовали разработки специального механизма привлечения частного капитала в область высоких технологий. Основной смысл этого механизма заключается в отборе разработок, имеющих высокий коммерческий потенциал, и долевом способе финансирования инновационного проекта.

  1. Наукоемкое предприятие ООО «Биоквант»

В качестве примера наукоемкого производства хотелось бы рассмотреть опыт компании ООО «Биоквант» в разработке и продвижение на международный рынок приборов по пульсовой диагностике организма «КардиоБОС».

Вывод на рынок домашнего кардиотренажера «КардиоБОС», позволяющего контролировать работу своего сердца, снижать напряжение и исключить угрозу развития сердечно-сосудистых заболеваний, а также предоставляющего возможность дистантной работы лечащего врача и пациента в формате телемедицины. Создание домашней версии включает разработку носимого датчика ЧСС (пояс) и ПО для смартфонов и планшетов, что исключит использование ПК в работе с прибором и облетит использование для потребителя. Инвестиции привлекаются для завершения НИОКР по созданию домашней версии прибора, проведения всех сертификационных испытаний и вывода продукта на международный рынок.

В настоящее время компания ООО «Биоквант» производит АПК «ВедаПульс», устройство для функциональной диагностики человека и АПК «КардиоБОС-профи» – монитор для измерения напряжения в сердце в медицинских учреждениях. На данный момент КардиоБОС представляет приставку к ПК и программное обеспечение для ПК. создана в 2006 году. Компания разработала и выпустила на рынок оборудование для функциональной диагностики и кардиореабилитации.

Существующая дилерская сеть, реализующая производимую в данный момент продукцию. В настоящее время продукция ООО «Биоквант» представлена в 7 городах России и 10 странах мира. В перспективе – крупные сети, реализующие бытовую электронику и персональные средства связи.

  1. Цена приборов

На данный момент цена на комплект АПК «ВедаПульс» колеблица от 42 до 96 тысяч рублей;

АКП «КардиоБОС» стоит 12 тысяч рублей.

  1. Актуальность приборов

Доминирующей причиной смертности в развитых странах являются сердечно-сосудистые патологии (более 60 %). На сегодняшний день пациенты, страдающие заболеваниями сердца, вынуждены периодически посещать кардиолога, арендовать холтер для суточного мониторирования и на любых стадиях развития заболевания применять медикаментозные методы первичной и вторичной профилактики.

  1. Конкурентная среда

На рынке существуют ряд кардиомониторов, которые позволяют выявить проблемы сердечно-сосудистой системы на ранних стадиях заболевания (таблица 1), но они обладают рядом недостатков:

A) способны оценить проблему, когда она уже существует, не имеют функции профилактики болезней;

Б) предоставляют сведения о состоянии сердца, но пациент вынужден идти на прием к кардиологу для получения расшифровки исследования;

B) профессиональные мониторы имеют очень высокую цену, приемлемую только для медицинских центров, поэтому пациенты вынуждены брать это оборудование в аренду на короткий срок.

Таблица 1.Конкурентная среда.

Продукт

Страна-производитель

Интернет-сайт

Equivital TnR

Великобритания

www.equivital.co.uk

Jaltek Group

Великобритания

www.equivital.co.uk

Scanadu SCOUT

США

www.scanadu.com

Scanadu

США

www.scanadu.com

iHealth Blood Pressure Dock

США

www.ihealthlabs.com

Существующие на данный момент на рынке аналоги обладают ограниченным функционалом.

  1. Инвестиции

На период 2013 года в компанию были привлечены $ 150 тыс. от частного инвестора. В таблицах 2, 3 представлены показатели распределения инвестиций.

   
           
           
           
           
   
           
           
           
           
   
           
           
           
           
   
           
           
           
           
   
           
           
           
           
   
           
           
           
           
   
           
           
           
           
   
           
           
           
           
   
           
           
           
           
   
           
           
           
           
   
           
           
           
           
   
           
           
           
           

Таблица 2. Распределение инвестиций.

Цели

Доля

НИОКР (разработка носимого датчика ЧСС (пояс) и ПО для смартфонов и планшетов)

20%

Приобретение основных средств (специализированного оборудования

для настройки приборов на частоты мобильных устройств)

15%

Маркетинг (поиск зарубежных партнеров и продвижение продукции на зарубежных рынках)

30%

Оборотные средства

25%

Другое (сертификация в Европейских странах, Азии, Австралии и Океании, внедрение ISO 13485)

10%

Таблица 3. Финансовые показатели (тыс. долл.)

Финансовые показатели (тыс. долл.)

Год

2010

2011

2012

2013

2014

Реализация

10

20

20

150

500

Валовая прибыль

5

12

12

100

150

Инвестиции

150

300

Период окупаемости - время, необходимое для того, чтобы денежные средства, вложенные в проект, полностью вернулись- 24 месяца.[10]

NPV- (чистая приведенная стоимость)- Текущая стоимость инвестиционного проекта, определенная путем учета всех текущих и будущих поступлений и расходов при соответствующей ставке процента- -$ 1,7 млн. [12]

IRR- Внутренняя норма доходности определяет максимально приемлемую ставку дисконта, при которой можно инвестировать средства без каких-либо потерь для собственника-75,65%. [11]

ROI- (окупаемость инвестиций) финансовый коэффициент, иллюстрирующий уровень доходности или убыточности бизнеса, учитывая сумму сделанных в этот бизнес инвестиций.– 33%.[13]

  1. Меры для вхождения на мировой рынок.

Для завоевания отечественного и мирового рынка компания проводит семинары в разных городах, привлекая, таким образом, потенциальных дилеров и клиентов.

Таблица 4. Международные выставки в экспоцентрах.

Дата

Название

Описание

Место проведения

20.05-22.05.2014

Медсиб

 

Новосибирск-экспоцентр

17.04-20.04.2014

China International Medicinal Equipment Fair (CMEF)

Китайская выставка медицинского оборудования

г. Шэньчжэнь, Китай

17.04-20.04.2014

International Component Manufacturing & Design Show (ICMD)

Международная выставка технологий в области производства медицинского оборудования

г. Шэньчжэнь, Китай

25.04-27.04.2014

Fruhling Vital - 2014

Выставка товаров и услуг для здоровья и красоты

г. Винер-Нойштадт, Австрия

26.04-27.04.2014

Zdrowie, Uroda i Niezwyklosci - 2014

Выставка товаров для красоты, здоровья и правильного питания

г. Люблин, Польша)

02.05-04.05.2014

Gesundheitsmesse Schaffhausen SH - 2014

Выставка товаров и услуг для здоровья

г. Шаффхаузен, Швейцария

06.05-08.05.2014

Africa Health - 2014

Выставка здравоохранения

г. Йоханнесбург, ЮАР

06.05-08.05.2014

Seniormassan - 2014

Выставка товаров и услуг для пожилых людей

г. Мальмё, Швеция

07.05-09.05.2014

Integra - 2014

Отраслевая ярмарка товаров и услуг по уходу, терапии и обслуживанию пожилых и больных людей

г. Вельс, Австрия

09.05-11.05.2014

Gesundheitsmesse M"unchenstein BL - 2014

Выставка товаров и услуг для здоровья

г. Мюнхенштайн, Швейцария

09.05-11.05.2014

Yoga Games - 2014

Конференция и выставка-продажа товаров и оборудования для занятия йогой

г. Гётеборг, Швеция

10.05-11.05.2014

meinLeben! - 2014

Ярмарка товаров и услуг для здорового образа жизни

г. Хайденхайм-на-Бренце, Германия

26.05-28.05.2014

China Aid - 2014

Китайская международная выставка по уходу за пожилыми людьми, реабилитации и здравоохранения

г. Шанхай, Китай

18.06-21.06.2014

Cardiostim - 2014

Всемирный конгресс по сердечной электрофизиологии и технологиям

г. Ницца, Франция

20.06-22.06.2014

Gesundheitsmesse M"unsingen BE - 2014

Выставка товаров и услуг для здоровья

г. Мюнзинген, Швейцария

27.06-29.06.2014

IRMA (Internationale Reha- und Mobilitatsmesse fur Alle) - 2014

Международная выставка реабилитации и поддержания трудоспособности

г. Бремен, Германия

27.06-29.06.2014

Sebs - 2014

Выставка фитнеса, спорта и здорового образа жизни

г. Неаполь, Италия

14.08-16.08.2014

International Conference & Exhibition of the Modernization of Chinese Medicine & Health Products (ICMCM) - 2014

Международная выставка-конференция новинок китайской медицины и здорового питания

г. Гонконг, Китай

Также, для успешного продвижения наукоемкой продукции на экономический рынок, необходимы первоклассные менеджеры по продажам. Качество специалистов отражают Ключевые показатели эффективности (англ. Key Performance Indicators, KPI) — показатели деятельности подразделения (предприятия), которые помогают организации в достижении стратегических и тактических (операционных) целей. Использование ключевых показателей эффективности даёт организации возможность оценить своё состояние и помочь в оценке реализации стратегии. То есть, это некие показатели, которые можно измерить, а по получившимся показателям оценить качество работы специалиста. В ходе работы на данном предприятии были сформулированы следующие KPI менеджера по продажам:

  1. Объем валовой маржи (общий доход от объема продаж компании, за вычетом стоимости проданных товаров, деленное на общую выручку, выраженный в процентах);

  2. Выручка от реализации товара;

  3. Приток новых клиентов;

  4. Удовлетворенность клиентов качеством обслуживания (На электронную почту высылать небольшие анкеты из нескольких вопросов, которые бы смогли отразить качество специалистов компании);

  5. Стоимость контакта (Объем затрат, понесенных на приобретение и фиксирование контактов с потенциальными Клиентами в информационной базе деленный на количество контактов с потенциальными клиентами);

  6. Отсутствие клиентской задолжности (платежи в рассрочку);

  7. Количество принятых звонков;

  8. Ведение отчетности по продажам;

  9. Повторные продажи.

Таким образом, можно сделать вывод, что успех в продвижении наукоемкой продукции на инновационном рынке зависит от многих факторов, в том числе, от профессионализма специалистов по прямым продажам и маркетинговых решений.

Заключение

Собранный материал на тему «Продвижение наукоемкой продукции на инновационном рынке» подтвердил актуальность темы. Работа доказывает и показывает существование определенных проблем при выходе наукоемкой продукции на рынок. В конечном счете цель курсовой работы достигнута.

Содержание работы состоит из двух разносторонних по своему характеру частей: в первой из них, представляющей из себя теоритические данные по рассматриваемой теме, во второй – рассматривается конкретное наукоемкое предприятие и его способы выхода на мировой рынок.

Курсовая работа помогла разобраться в следующих вопросах:

-Что представляют собой наукоемкие предприятия?

- Каковы основные критерии наукоемкой продукции?

- Какие организации в России поддерживают инновационный бизнесс?

- Какие основные преграды встают перед наукоемким предприятием во время продвижения на инновационный рынок?

В ходе работы выяснилось, что необходимо создавать и поддерживать развитую инновационную инфраструктуру – инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, информационные системы, фонды поддержки инноваций, в том числе венчурные, развитая система подготовки и повышения квалификации специалистов в области менеджмента – все это позволит расширить масштабы инновационных процессов, вовлекая в них все новых и новых участников. Мировая практика имеет богатый опыт активизации инновационных процессов применительно к разным экономическим и политическим условиям, воспользовавшись которым мы можем значительно сократить время выхода экономики нашей страны на инновационный режим развития.

Список использованных источников
  1. Емельянов Е. Теоретико-методические подходы к определению и оценке наукоемкой продукции;

  2. Шепелев Г. В. Проблемы выхода на рынки наукоемкой продукции

  3. // http://www.smb.ru/analitics.html?id=d_shepelev_VIk_mp

  4. Комарицкий А.И. Поддержка государства может и должна быть эффективной // Электросвязь/ №4, 2010;

  5. «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.08.2009 N 1121-р.

  6. Долгосрочный прогноз научно-технологического развития Российской Федерации (до 2025 года) // http://www.protown.ru/information/doc/4295.html[/box //

  7. pandia.ru-энциклопедия знаний// http://www.pandia.ru/797830/

  8. Передовые технологии России- комплексный информационный проект//http://www.ptechnology.ru/Innovac/Innovac2.html

  9. http://www.budgetrf.ru/Publications/Analysis/raznoe/Research_papers/skreb_kaz.htm

  10. Википедия-свободная энциклопедия // http://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%EA%F3%EF%E0%E5%EC%EE%F1%F2%FC_%E8%ED%E2%E5%F1%F2%E8%F6%E8%E9

  11. Википедия-свободная энциклопедия// http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%ED%F3%F2%F0%E5%ED%ED%FF%FF_%ED%EE%F0%EC%E0_%E4%EE%F5%EE%E4%ED%EE%F1%F2%E8

  12. Википедия-свободная энциклопедия// http://ru.wikipedia.org/wiki/%D7%E8%F1%F2%E0%FF_%EF%F0%E8%E2%E5%E4%B8%ED%ED%E0%FF_%F1%F2%EE%E8%EC%EE%F1%F2%FC

  13. Википедия-свободная энциклопедия// http://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%EA%F3%EF%E0%E5%EC%EE%F1%F2%FC_%E8%ED%E2%E5%F1%F2%E8%F6%E8%E9

  14. Национальная энциклопедическая служба// http://www.vocable.ru/dictionary/994/word/naukoemkost

1

Просмотров работы: 4639