ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

Любавина Е.С. 1, Истомина И.А. 1
1ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», Институт образования и социальных наук
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. Статья посвящена анализу ситуации в сфере реализации инклюзивного подхода к образованию лиц с ОВЗ в России. В работе раскрываются ключевые понятия, входящие в категориальный аппарат педагогики инклюзивного образования. Описан процесс, направленный на развитие методологии, позволяющей обеспечить реализацию права на образование детей с дополнительными потребностями. Отображены положения российского законодательства в области инклюзивного образования, а также показаны другие варианты обучения детей-инвалидов.

Ключевые понятия. Инклюзивное образование, принципы инклюзивного образования, социальная интеграция, спецшколы и интернаты, коррекционные классы, домашнее и дистанционное обучение, Закон «Об образовании».

Введение в человеческое сообщество детей с отклонениями в развитии является основной задачей всей системы коррекционной помощи. Эта проблема становится все более актуальной, поскольку количество детей с тяжелыми нарушениями здоровья неуклонно растет. Основной целью инклюзивного обучения детей с ОВЗ является их полноценная интеграция в жизнь общества. Образовательная же интеграция, являясь частью интеграции социальной, рассматривается как процесс воспитания и обучения особых детей совместно с обычными.

Интеграция детей с дополнительными потребностями в массовые учебные заведения является закономерным этапом развития системы образования во всем цивилизованном мире. Это процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. На протяжении многих лет общество и государство переосмысляло свое отношение к инвалидам, стараясь уровнять их в правах со здоровыми людьми в т. ч. в праве на получение образования.

Инклюзия - процесс развития образования, делающий его доступным для всех.

Существует восемь основополагающих принципов инклюзивного образования: 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. 2. Каждый человек способен чувствовать и думать. 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. 4. Все люди нуждаются друг в друге. 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. 6. Все люди нуждаются в общении с ровесниками, дружбе и поддержке. 7. Для всех обучающихся достижение прогресса может заключаться в том, что они могут, а не в том, чего не могут. 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Система инклюзивного образования включает в себя учреждения общего и профессионального образования. Основным их предназначением является создание максимально-комфортных условий и благоприятной среды для получения образования лицами с ОВЗ, включающей в себя соответствующее техническое оснащение образовательных учреждений и обучение по специальным программам, направленным на облегчение процесса их адаптации к условиям образовательного процесса.

Понятие "дети с ограниченными возможностями" охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Помимо инклюзивного образования такие дети могут обучаться и в специальных школах, как правило, интернатного типа, коррекционных классах, находиться на домашнем обучении, а также обучаться дистанционно.

Спецшколы-интернаты - образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. В России создана достаточно широкая дифференцированная сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственной отсталостью.1

Домашнее обучение - вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. Обучение на дому, безусловно, не способствует получению ребенком качественного образования, а главное ведет к трудностям его социальной адаптации и интеграции в общество.

Дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т. д).

Коррекционные классы - это форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи оказания необходимой помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в процессе их обучения. Создание коррекционных классов в образовательных школах массового назначения позволяет реализовывать интегрированный подход к обучению детей с ОВЗ уровня «временной» и «частичной» образовательной интеграции.

Тогда как инклюзивное образование ребенка-инвалида предполагает его совместное обучение со здоровыми детьми в условиях массовых общеобразовательных школ. Подобная форма обучения представляет собой вариант «полной» образовательной интеграции, что тем не менее не исключает приспособления условий образовательного процесса к индивидуальным особенностям детей с ограничениями по состоянию здоровья.

Положительное влияние оказывает на такого ребенка и его участие в общешкольных мероприятиях наравне со своими сверстниками, не имеющими никаких отклонений в развитии.

В процессе обучения особое внимание уделяется собственной активности ребенка, используются доступные методы и средства. Ребенку необходимо включаться в социальную структуру группы, образовательного учреждения, в котором он обучается. В этом ему могут оказывать помощь типично развивающиеся сверстники. Именно благодаря реализации инклюзивного подхода в образовании возможно достижение таких положительных результатов как: снижение страха различий между детьми, более адекватное восприятие и правильное отношение к действительности; рост социальной сознательности, а также позитивная динамика развития самосознания и самооценки как у детей с ОВЗ, так и у здоровых.

Дети могут устанавливать взаимоотношения в различных ситуациях совместного времяпрепровождения. Эти взаимоотношения можно характеризовать как оказание помощи, когда ребенок оказывает поддержку сверстнику или принятие помощи, когда ребенок получает поддержку от товарища.

В соответствии со статьей 5 «Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации»2 В России гарантируется право каждого человека на образование. Вторым пунктом в ней отображено право на образование в Российской Федерации гарантированное независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Также в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, Еще один обязательный ее пункт говорит о расширении возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

В настоящее время в России создаются необходимые условия для получения качественного образования всеми детьми без дискриминации, уделяется особое внимание социальной адаптации ребенка с ОВЗ, и обеспечивается его социальная поддержка.

Инклюзивное образование должно строиться на основе субъект-субъектного подхода во взаимодействии между участниками образовательного процесса. То есть, каждый из них (ребенок, педагог, родитель) становится полноправным, активным, ответственным, участником единого процесса, целью которого является всестороннее гармоничное развитие каждого из включенных в него людей. Если мы будем проявлять жалость по отношению к детям с ОВЗ, то мы не сможем достичь высоких результатов в их обучении. При этом, необходимо создавать оптимальные условия обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Список используемых источников:

1.Социальная работа в школе// Дифференцированное, интегрированное, инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья-[Электронный ресурс]- http://www.socrab.ru

2.Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2014 новый – [Электронный ресурс]- http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158429/

3.Битов А.Л. "Особый ребенок исследования и опыт помощи" проблемы интеграции и социализации,– М.: Правда, 2000,С.254

1 Социальная работа в школе// Дифференцированное, интегрированное, инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья - [Электронный ресурс]- http://www.socrab.ru

2 Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2014 новый – [Электронный ресурс]- http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158429/

Просмотров работы: 1698