ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ НА РАННЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ НА РАННЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Барышев Г.С. 1, Печерских Т.Ф. 2
1Карагандинский государственный университет им. Е.А Букетова.
2Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В методической литературе в настоящее время активно используется образовательные и развивающие аспекты обучения иностранному языку по организации коммуникаций на международном уровне. Однако не менее актуальным, остается и прагматический аспект по формированию определенных комплексов иноязычных речевых навыков и умений. В условиях раннего обучения иностранному языку является проблема по поимку эффективных приемов работы над лексикой и грамматикой [1].

Основой содержания образования с детьми-дошкольниками, как правило, составляют различные игры, игровые задания. Использование этих видов деятельности в обучении детей иностранному языку имеет большой потенциал в плане обучения и усиления коммуникативной направленности и восприятия иноязычной лексики. Под начальным этапом в средней школе понимается период изучения иностранного языка, позволяющий заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения этого предмета [1].

Чтобы за-ложить основы коммуникативной компетенции, требуется доста-точно продолжительный срок, потому что учащимся нужно с первых шагов ознакомиться с изучаемым языком как средством общения. Это значит, что они должны учиться понимать ино-язычную речь на слух (аудирование), выражать свои мысли сред-ствами изучаемого языка (говорение), читать, то есть понимать иноязычный текст, прочитанный про себя, и писать, то есть на-учиться пользоваться графикой и орфографией иностранного язы-ка при выполнении письменных заданий, направленных на овла-дение чтением и устной речью, или уметь письменно излагать свои мысли. Действительно, чтобы заложить основы по каждому из перечисленных видов речевой деятельности, необходимо на-копление языковых средств на коммуникативном уровне, по-зволяющем перейти на качественно новую ступень их дальнейшего развития [2]. Использования видеоматериала - это один из приемов, который может в себе совместить развитие, как восприятия, так и коммуникативного формирования культуры младших школьников на уроках английского языка. Безусловно, использования видео на уроке иностранного языка открывает ряд уникальных возможностей, т.к. видеоматериалы не только представляют учащимся живую речь носителей языка, но и погружают их в ситуацию, в которой они знакомятся с языком мимики и жестов, стилем взаимоотношений и реалиями страны изучаемого языка. Визуальный ряд позволяет лучше понять и закрепить фактическую информацию и чисто языковые особенности речи в конкретном контексте [2]. Видеоматериалы представляют практически неограниченные возможности для провидения анализа, в связи с тем, что дети при просмотре видеоряда могут сопоставить и сравнить свою культуру, манеру общения и сравнить ее с культурой изучаемого языка, что может заложить основу в формирований коммуникативных навыков на межкультурном уровне, так как видеоматериалы могут продемонстрировать особенности поведения людей в различных ситуациях межкультурного общения (при условии, что они дают необходимую основу для сравнения). Данный метод может мотивировать дошкольников к обучению иностранному языку и послужить стимулом для работы в учебно-поисковой и творческой деятельности.

Как указывалось раньше, для раннего обучения иностранного языка, необходимо создать фундаментальные знания иностранного языка в виде навыков говорения, чтения и аудирования. Данные навыки можно заложить и развить в виде игровой формы, с применением видеоматериалов. Многие преподаватели ошибочно утверждают, что просмотр видео на уроке английского языка следует всего в поощрительных целях, так как при просмотре ученики часто отвлекаются и не понимают всю суть происходящего на экране, чаще всего с этой проблемой сталкиваются малоопытные и молодые учителя [2]. В основном это происходит из-за того что педагог не учел :

  • реальные интересы и возможности учащихся в выбранном материале;

  • недостаточно четко объяснил цель задания и то, как оно будет оцениваться, и как оно повлияет на дальнейший ход работы;

  • не учел сложность выполнения задания для слабых, средних учеников;

  • впервые использует видео;

  • сам не уверен в необходимости использования видео в процессе обучения [3].

Для преодоления данных проблем и эффективного использования видео на уроках следует придерживаться следующего:

  • содержание используемого материала должно соответствовать реальному уровню развития учащихся так как часто преподаватели используют видеоматериалы с большим количеством фразеологизмов и устойчивых выражении, которые будут трудны для понимания учеников, даже если они будут брать так называемые отрывки из детских мультфильмов или телесериалов;

  • длительность ролика не должно превышать более 5 минут, так как внимание после определенного промежутка времени начинает рассеиваться и есть доля вероятности, что ученики перестают понимать суть всего происходящего;

  • контекст должен иметь определенную степень новизны, можно использовать отрывки из фильмов, которые идут в кинотеатрах или просто брать небольшие рекламные ролики, которые можно найти на просторах Интернета или на аутентичных сайтах;

  • видео должно сопровождаться определенной инструкцией, направленной на решение определенной учебной задачи. Учащиеся должны ответить на поставленные вопросы или, если они имеют текст, поставить пропуски .

Пользуясь всеми перечисленными советами, можно составить пример провидения небольшого урока для начальных классов с использованием видео из мультсериала « Dora The Explorer»:

1. Преддемонстационный этап. На этом этапе следует, прежде всего, ознакомить учеников с новыми словами, устойчивыми словосочетаниями, с которыми могут возникнуть трудности, в силу непривычного для обучаемых аутентичных языковых формул. Не стоит забывать о повторении ранее изученного лексического и грамматического материала (лучше всего повторять те пройденные аспекты, которые встречаются непосредственно в видеозаписи), например, в небольшом фрагменте встречаться вопросительные формы presentsimple(generalandspecial), и поэтому стоит спросить учеников и напомнить им данную грамматическую формулу, перед самым просмотром лучше всего предоставить специальные ориентиры, чаще всего это могут быть специальные вопросы, на которые они должны будут ответить [3]. Например:

Who is Dore?

Who is Boots?

What happened to the box?

What is the super-duper box?

Why is Boots so sad?

2. Демонстрационный этап должен сопровождаться определенными упражнениями, аннотациями тезисами, схемами и.т.д. Можно сделать задания в виде картинок, которые они должны пронумеровать или составить согласно сценарию. Во время первого просмотра они, смотрят и запоминают сюжет, потом они пронумеровывают картинки, согласно последовательности ролика. Во время второго просмотра они их привирают, как показано на рисунке 1.

Рисунок 1. Do you remember the story? Number the pictures.

Можно также раздать им напечатанные реплики, героев с пропущенными словами или выражениями, которые они должны в последствии вставить, как указано в следующем примере.

- Hi, I’m _____.

-And I’m Boots.

-Do you like getting mail?

-I____ getting mail.

-Dora do you ___ it comes today.

Возможно также использование пересказа содержания или ролевого воспроизведения наиболее понравившихся мест. Так как в основу раннего обучения английского языка входят фундаментальные знания лексики, грамматики, аудирования, чтения и письма, то видео на уроке иностранного языка применяется в качестве закрепления пройденного материала. Данный подход помогает развивать в учениках критическое мышление, дилогическую и монологическую речь, а также закрепить все важные аспекты связанный с аутентичной лексикой [3].

Литература:

  1. Маслыко Е.А., Бабинская П.К.Настольная книга преподавателя. М.: Высшая школа, 9-е издание, 2004. – 519 с.

  2. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций. М.: - Просвещение, 2012. – 500 с.

  3. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей. - М: АСТ: Астрель, 2008. – 272 с.

Просмотров работы: 1441