КУЛЬТУРА КАК ПРИОРИТЕТНАЯ СФЕРА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНВАЛИДОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ДОСТУПНАЯ СРЕДА») - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

КУЛЬТУРА КАК ПРИОРИТЕТНАЯ СФЕРА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНВАЛИДОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ДОСТУПНАЯ СРЕДА»)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

13 декабря 2006 г. Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией № 61/106 была принята и 3 мая 2008 г. (на тридцатый день после присоединения или ратификации двадцатью государствами) вступила в силу Конвенция ООН о правах инвалидов [1].

Российская Федерация подписала Конвенцию 24 сентября 2008 г., ратифицировала Федеральным законом от 03.05.2012 № 46-ФЗ [2].

Со вступлением в силу Конвенции был учрежден Комитет по правам инвалидов – орган надзора за исполнением Конвенции, уполномоченный рассматривать доклады государств-участников Конвенции, выносить по ним предложения и общие рекомендации.

В названной Конвенции доступная среда жизнедеятельности является ключевым условием интеграции инвалидов в общество. Способность инвалидов быть независимыми экономическими субъектами, участвовать в социокультурной жизни общества отражает уровень реализации их прав как граждан социального государства, создает предпосылки для реализации их потенциала и способствует социальному и экономическому развитию государства.

На основании этого международно-правового документа, документов федерального уровня (таких, как государственная программа РФ «Доступная среда» на 2011–2015 годы», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2181-р [3]; приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 06.12.2012 № 575 «Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения» [4]), ряда нормативно-правовых актов Свердловской области постановлением Правительства Свердловской области от 22.01.2014 № 23-ПП утверждена Комплексная программа Свердловской области «Доступная среда» на 2014–2015 годы (далее – Программа) [5].

В региональной Программе отмечается, что комплекс социальных реабилитационных услуг в государственных учреждениях социального обслуживания населения включает мероприятия по социально-средовой, социально-педагогической, социально-психологической, социально-культурной реабилитации, социально-бытовой адаптации. Реабилитационные услуги направлены на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалида в целях содействия социальной адаптации инвалидов и интеграции их в общество. Реабилитационные услуги должны предоставляться комплексно, последовательно и непрерывно. Данные услуги должны предоставляться инвалиду независимо от места его проживания.

С целью повышения качества и расширения перечня реабилитационных услуг в 2011–2012 гг. 43 учреждения социального обслуживания населения были оснащены оборудованием для профессиональной реабилитации и культурно-массовых мероприятий.

На основании Указа Губернатора Свердловской области от 22.04.2003 № 181-УГ «О создании Свердловского областного государственного учреждения «Областной центр реабилитации инвалидов» [6] в Свердловской области в 2008 г. было открыто Свердловское областное государственное учреждение «Областной центр реабилитации инвалидов» (далее – Центр). Центр является ведущим организационно-методическим центром по социальной реабилитации инвалидов в Свердловской области и предназначен для проведения комплексной социальной реабилитации инвалидов с учетом разных ограничений здоровья.

С 2012 г. начато строительство второй очереди Центра. В здании второй очереди Центра предусмотрен театральный зал, учебные классы, выставочный и учебный залы с пунктом проката технических средств реабилитации, мастерские для обучения инвалидов начальным профессиональным навыкам.

Введение в строй в 2015 г. второй очереди Центра позволит расширить спектр и создать доступность оказываемых социальных и реабилитационных услуг инвалидам, внедрять в учреждениях социального обслуживания населения более эффективные технологии социальной реабилитации, проводить массовые культурные мероприятия для инвалидов Свердловской области.

Основной проблемой в обеспечении доступности социокультурных услуг для инвалидов и маломобильных групп населения является неприспособленность многих учреждений культуры для посещения их данными категориями граждан.

В анализируемой областной Программе отмечено, что из 51 объекта, в которых располагаются областные государственные учреждения культуры, различными элементами доступности для инвалидов оборудованы 18 объектов, из которых более 50% требуют дооборудования в целях повышения уровня доступности, комфортности и информативности для граждан.

Планируется оборудование объектов культуры пандусами и другими специальными устройствами в ходе проведения работ по капитальному ремонту зданий областных государственных учреждений культуры.

Для обеспечения беспрепятственного доступа к информации люди с проблемами зрения нуждаются в литературе, изданной в специальных форматах (рельефно-точечным шрифтом Брайля, крупным плоскопечатным шрифтом, «говорящих» (аудио) книгах на флешкартах, в виде рельефно-графических иллюстративных материалов). Формирование фонда литературы, изданной в специальных форматах для инвалидов по зрению, обслуживание людей с проблемами зрения осуществляет государственное областное казенное учреждение культуры Свердловской области «Свердловская областная специальная библиотека для слепых», которое имеет специальные кафедры для обслуживания инвалидов по зрению литературой специальных форматов в 40 муниципальных библиотеках Свердловской области. Для качественного предоставления информационных услуг библиотечный фонд требует ежегодного обновления. Ежегодный норматив обновления книжного фонда библиотеки должен составлять не менее 12% от его общего объема. По итогам 2012 г. данный показатель составил 58% от нормативного значения.

Комплексная программа Свердловской области «Доступная среда» предполагает проведение ряда мероприятий, нацеленных на социокультурную адаптацию инвалидов. Это прежде всего мероприятия, направленные на обеспечение доступности органов и государственных учреждений системы культуры, центров занятости для различных категорий инвалидов, в том числе инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, с ограничениями к передвижению, инвалидов по зрению, по слуху (путем разработки соответствующей проектной и сметной документации, проведения ремонта, дооборудования техническими средствами адаптации и приспособлениями, специальными системами противопожарной сигнализации, устройствами и приспособлениями для инвалидов по зрению, по слуху, в том числе системой голосового оповещения и пространственно-рельефными указателями).

Ресурсное обеспечение программы предполагает следующие объемы и соотношения финансирования сферы культуры от общих средств на реализацию Программы:

в 2014 году – 18952,0 тыс. руб. (11,6% от общих средств на мероприятия Программы), в том числе за счет средств областного бюджета – 7750,0 тыс. руб. (8,1%), за счет средств федерального бюджета – 11202,0 тыс. руб. (16,5%);

в 2015 году – 2400,0 тыс. руб. (2,0%), в том числе за счет областного бюджета – 2400,0 тыс. руб. (2,0%).

Ответственным исполнителем Программы является Министерство социальной политики Свердловской области, соисполнители – Министерство физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области, Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Министерство культуры Свердловской области.

В результате реализации Программы ожидаются позитивные изменения значений показателей социально-экономического развития Свердловской области, характеризующих положение инвалидов, уровень и качество их жизни, повышение мобильности, трудовой занятости инвалидов, а также повышение культурного уровня и толерантности в обществе.

Разработчики документа считают, что социальная эффективность Программы будет выражаться в снижении социальной напряженности в обществе за счет:

увеличения уровня информированности инвалидов и других маломобильных групп населения о доступных социально значимых объектах и услугах, о формате их предоставления;

преодоления социальной изоляции и включения инвалидов и других маломобильных групп населения в жизнь общества, в том числе в совместные с другими гражданами мероприятия (досуговые и культурные).

Источники

1. Конвенция о правах инвалидов: [принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006]. – URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability (дата обращения: 29.10.2014).

2. О ратификации Конвенции о правах инвалидов: Федер. закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 2012. – № 19. – Ст. 2280.

3. Государственная программа РФ «Доступная среда» на 2011–2015 гг.: [утв. распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2181-р] // Собр. законодательства РФ. – 2012. – № 49. – Ст. 6900.

4. Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 06.12.2012 № 575. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Комплексная программа Свердловской области «Доступная среда» на 2014–2015 годы: [утв. постановлением Правительства Свердловской области от 22.01.2014 № 23-ПП] // Собр. законодательства Свердловской области. – 2014. – № 1-1. – Ст. 39.

6. О создании Свердловского областного государственного учреждения «Областной центр реабилитации инвалидов»: Указ Губернатора Свердловской области от 22.04.2003 № 181-УГ // Собр. законодательства Свердловской области. – 2003. – № 4. – Ст. 296.

Просмотров работы: 911