УНИВЕРСИТЕТ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

УНИВЕРСИТЕТ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА

Данильченко О.О. 1
1Южный Федеральный Университет, филиал в г.Новошахтинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из актуальных проблем пожилых людей является возможность получения разностороннего образования. В Германии и Скандинавских странах (Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия) разработана целая образовательная система для лиц третьего возраста. Образовательная инфраструктура для пожилых людей в этих странах включает в себя общественные, государственные, частные методы и формы обучения, разнородные как по составу, так и по программам обучения. Наравне с уже имеющимися центрами образования взрослых, различными курсами, созданы качественно новые организационные формы обучения, например на базе высших учебных заведениях. И не только в форме институтов и факультетов повышения квалификации, но и центров непрерывного образования, народных университетов.

Первый университет для пожилых основал в 1973 году во Франции профессор Пьер Велла. В данном университете помимо непосредственно обучения людей «третьего возраста», велись научные исследования по их образованию. Появление университетов «третьего возраста» было обусловлено несколькими причинами. Во-первых, введение в университеты пожилых людей могло оказаться стабилизирующим фактором в разгар массовых молодежных протестов. Другой причиной, которая поспособствовала открытию высших учебных заведений для пожилых студентов, был факт занятости в высших учебных заведениях слишком большого числа профессоров. В связи с тем, что пожилые люди платили за обучение, могло остаться существующее соотношение профессоров и студентов. И, разумеется, одной из основных причин появления университетов третьего возраста был рост популяции пожилых.

Новая форма образовательных учреждений для людей «третьего возраста» возникла в Великобритании. Обнаружилось, что пожилые люди могут самостоятельно организовывать занятия, если они имеют связь с применением на практике их знаний и опыта. В 1983 году в Великобритании было основано «Общество третьего возраста». В 1995 году в его состав вошли 266 университетов из Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии. Термин «обучение» в данном случае трактуется в самом широком смысле. Оно включает в себя занятия спортом, а также активную общественно-полезную деятельность. Британский университет «третьего возраста» является некоммерческой организацией и не имеет дополнительного финансирования, поэтому студенты должны быть готовы самостоятельно решать проблемы своего учреждения.

В США концепция обучения пожилых людей получила название elderhostel. Ее разработчиком является Мартин Ноултон. Это форма так называемого учебного отпуска, за период которого вполне реально познакомиться с новыми людьми, посетить новые места и получить новые знания. Организаторами курсов являются сотрудники высших учебных заведений. Первая программа была реализована летом 1975 года в университете Нью-Хемпшир.

В Японии специальные занятия для пожилых были введены в 60-х годах XX века. Учреждения, осуществляющие свою деятельность в рамках японской образовательной системы, рекомендовали различные программы, начиная с коммунальных проблем и заканчивая обучением женщин, матерей в период ухода за ребенком. С 1980 года система образования пожилых людей стала постоянной.

В Дании и Швеции обучением пожилых занимаются народные университеты, а также существуют специальные университеты для пенсионеров. Финансирование их деятельности осуществляется за счет министерства и частных лиц.

В Нидерландах реализуется проект «Пенсия в перспективе» Целью этого проекта является обеспечение возможности получить образование, работникам пенсионного возраста. Длительность курсов – от 5 до 7 дней. Они проводятся в голландских центрах просвещения. Их цель - помочь людям научиться переживать личностные кризисы, связанные с достижением пенсионного возраста.

В Италии согласно приказу министерства просвещения организованы занятия для пожилых граждан на базе начальной и средней школы. Они действуют непостоянно и не могут охватить большого количества учащихся. Их основная задача – восполнение пробелов в образовании. Однако в Италии существуют любительские хоры и театральные труппы, состоящие из пожилых.1

В Германии разработана целая образовательная система для лиц третьего возраста. Например, в Германии в связи с развитием рыночных отношений и увеличением спроса на продукт «образование» образуется множество различных организаций, работающих в сфере образовательных услуг, как частного, так и государственного характера. Принцип самостоятельной организации, опирающийся на потенциал пожилых людей, обсуждается как центральный составляющий момент образовательных учреждений для пожилых людей. Взаимодействие самоорганизованных образовательных инициатив действует как последовательное движение участников образовательного процесса от их роли учащихся в образовательном процессе до их повышения к руководящим должностям в организации.

В 1980-е гг. начинает развиваться рынок образовательных предложений и наряду с традиционными образовательными учреждениями появляется ряд коммерческих предприятий, предлагающих свои услуги в области обучения.

С. Каде структурирует многообразие образовательных предложений для пожилых. Она выделяет:

- учебное поле биографии(поиск смысла, биографическая компетенция);

- учебное полеповседневной жизни(преодоление повседневности в автономном образе жизни, практическая компетенция);

- учебное поле креативности или творчества(самовыражение и обмен с другим культурным содержанием, творческая компетенция);

- учебное поле продуктивности(социальное направление, социальное направление, компетенция, имеющая определенную задачу);

Г. Домен предлагает систематику, которая похожа на «северную модель» (типология, которая используется в скандинавских странах). По формам обучения она различает: формальное обучение (организованное, структурированное, с заключительным экзаменом); информальное обучение (организованное и структурированное, но не имеющее документальной формы об окончании учреждения и экзаменов); неформальное обучение (открытое, не организованное и неструктурированное). Такая структура является относительно открытой для различных групп людей.

Наряду с определенными организациями, такими как народные школы и приюты для пожилых людей, М.Коли выделяет также группы провайдеров, отличающихся своими предложениями. Под различными образовательными учреждениями он объединяет учреждения дополнительного образования для взрослых, образовательные предприятия или фирмы, культурные центры, клубы и сервисные центры для пожилых, кружки и объединения пожилых людей. Таким образом, в Германии сфера образования пожилых людей включает в себя государственные, общественные, частные формы обучения, разнообразные как по структуре, так и по программам обучения. Так же стоит принять во внимание привлечение коммерческих и общественных организаций к созданию смешанных государственно-общественных и государственно-частных форм образования пожилых на условиях социального партнерства. В Германии обучающие организации имеются при церквях, партиях, различных союзах и объединениях пожилых людей.2

В Польше обучение пожилых людей предоставлено под ведомство университетов «третьего возраста». Первый университет третьего возраста был основан в 1975 году Халиной Шварц при Медицинском центре постдипломного образования. На сегодняшний день в Польше действует 22 университета третьего возраста. В польских институтах реализуются следующие цели:

- профилактика старения;

-постоянное самосовершенствование и самообразование;

- подготовка к пенсии (танцы, укрепляющая гимнастика, проведение семинаров по психологии и философии);

- подготовка к общественной деятельности(участие в благотворительных акциях)3.

Таким образом, можно сказать, что за рубежом система образования для лиц «третьего возраста» развита и направлена на реализацию социальной субъектности пожилого человека, что в целом способствует увеличению продолжительности активной жизни.

В России, также как и в зарубежных странах существует образовательная система для пожилых. В нашей стране существует 3 различных формы включения пожилых людей в образовательный процесс. Во-первых, пожилой человек может официально стать студентом учебного заведения. Нередко люди в пожилом возрасте (особенно, если они недавно стали пенсионерами) выбирают такие формы образования, которые связаны с получением новой профессии, требующей среднего или высшего образования в новой для них области. В данном случае они внедряются в процесс обучения как обыкновенные студенты, принимающие все условия данной формы обучения (систему зачетов, экзаменов, программы и т.п.). Никаких возрастных ограничений не существует. Можно привести в пример Омский государственный университет имени Ф.М.Достоевского, где на факультете социальной работы получает образование студентка, поступившая в 63 года.

Самой распространенной формой продолжает оставаться самообразование, ориентация на духовную культуру и самопознание. К основным источникам относятся чтение книг, прессы, просмотр кинофильмов, общение. Недостатком данной формы образования является то, что уровень интеллектуальной и духовной самореализации отдельных людей значительно отличается. Сравнительно узкий круг людей, как правило имеющих высшее образование, после выхода на пенсию является вполне самодостаточным. Они интересуются научной и классической литературой, посещают выставки и театры, очень тщательно и скурпулезно отбирают телевизионные и радиопередачи для просмотра. Большинство же неработающих пенсионеров очень мало времени тратят на чтение книг (в основном художественной и публицистической литературы сомнительного качества). Для большинства пожилых людей проявление интереса к чтению связано с дополнительными факторами, самым важным из которых является возможность обсудить книгу со знакомыми и друзьями. Иногда они специально ищут какую-либо книгу, чтобы прочесть и обсудить ее. Третья форма образования пожилых людей, которая в последнее время очень активно развивается, представляет собой специальные программы для пожилых людей. В качестве примера новой для России формы образования можно привести Высшую Народную школу для пожилых в Санкт-Петербурге, открывшуюся при институте образования взрослых РАО при поддержке городских и общественных организаций.

Целью Высшей Народной школы является организация бесплатных форм образования для пожилых. Здесь применяются самые разнообразные формы и методы работы: читаются лекционные курсы (например, «Духовные основы русской культуры», «Медицина и здоровье» и т.п.), проводятся практические занятия («Психология общения», семинары по природе и экологии, английский язык и др.), осуществляются клубные формы общения (клуб интересных встреч, вечера поэзии и др.), организовываются экскурсии в театры и музеи.

Главный принцип работы Высшей Народной школы – свободный выбор, свободное посещение любых мероприятий и активное участие в них. Попадая в общество своих ровесников, пожилой человек может увидеть, как они воспринимают и оценивают прошлое и настоящее, каким они видят свое будущее, что делают и как планируют строить свою жизнь дальше.

С 2002 года работает Народный факультет в Новосибирском государственном техническом университете. Всю основную организационно-методическую работу Народного факультета НГТУ взяла на себя Ассоциация выпускников НГТУ-НЭТИ. Образование пожилых людей здесь рассматривается как один из ведущих социальных институтов, в рамках которого осуществляется процесс самореализации. Соответственно, цель Народного факультета НГТУ – помощь в самореализации, а также социальная поддержка пожилых людей путем организации бесплатного образования. Основные задачи связаны с помощью людям пенсионного возраста:

- в успешной адаптации к современным условиям жизни;

- в овладении и использовании современных образовательных технологий;

- в формировании принципов здорового образа жизни в пожилом возрасте.

Народный факультет НГТУ для пожилых людей привлекает в основном людей классического пенсионного возраста с различным уровнем образования. Данная форма образования пользуется большой популярностью: каждый год конкурс – более двух человек на место. Выпускники НЭТИ зачисляются без конкурса. После окончания Народного факультета слушатели получают свидетельство (примерно по 130 человек в год). Стабильные наборы слушателей, результаты мониторинговых исследований позволяют рассматривать Народный факультет НГТУ как современную и эффективную форму социальной работы с пожилыми людьми.4

В Санкт-Петербурге в 2002 году была запущена программа Университет пожилых «Серебряный возраст» - программа для пожилых людей в возрасте старше 55 лет призванная для решения ключевых проблем, с которыми сталкивается любой пожилой человек, достигший почтенного возраста. Вначале в университете обучается более 300 человек, в течение 6 месяцев, а затем большинство слушателей университетов становятся членами «Клуба волонтеров», «Клуба выпускников» и других форм последипломной работы. Таким образом, к настоящему моменту количество выпускников университетов, которые продолжают контакты с обучившими их организациями, оценивается в 1 – 2 тыс. человек.

Образовательная деятельность Университета «Серебряный возраст» предполагает:

- проявление активности при выборе дисциплин обучения;

- шанс проявить инициативу;

- совершенствование и развитие творческих способностей и любознательности;

- освоение новых сфер деятельности, соответствующих сегодняшним потребностям пожилых и сегодняшнему времени;

- возможность принимать активное участие в социальной жизни государства, становясь волонтером, что способствует самоопределению и самореализации пожилых людей.

Обучение в университете «Серебряный возраст» способствует нахождению пенсионерами новых способов применения на практике своего жизненного и профессионального опыта. Также процесс обучения дает возможность сформировать культуру образования пожилых, культуру активности и принятия себя в «серебряном возрасте», с одной стороны, и положительное отношение к пожилым людям и феномену старости в обществе. Обучение помогает улучшить здоровье, сделать более позитивным жизненный настрой и продолжить жизнь под девизом: «В 60 лет жизнь только начинается!»5.

В Самаре, в 2006 году также был открыт университет для пожилых людей. Образовательная программа в нем состоит из двух этапов: «Переходный возраст» и «Обучение специализации». На этапе «Переходный возраст» студентам читают лекции по психологии переходного возраста, психологии и педагогике семейной жизни, по экологии, здоровому образу жизни и юридическим вопросам. На втором этапе студенты получают возможность самостоятельно выбрать специализацию дальнейшего обучения. Существуют 4 направления специализации: краеведение, психолого-педагогическая подготовка к работе с детьми, здоровый образ жизни и компьютерная грамотность. Каждая специализированная программа длится 96 часов. Занятия проходят 2 раза в неделю по 3 академических часа.6

Также в России начиная с 2000 года реализуется международный проект «Расширение возможностей участия пожилых людей в социальных и политических процессах демократического развития России». В проекте с российской стороны участвуют пять некоммерческих организаций из разных регионов страны. Также в проекте принимают участие в качестве консультантов немецкая организация «Работа и жизнь» (Германия) и «Одиссей» из Голландии, обладающие, большим практическим опытом работы с пожилыми людьми и имеющие представления о современных тенденциях в сфере образования пожилых людей. Руководство проектом осуществляет Институт по международному сотрудничеству немецкой ассоциации народных университетов. К целям данного проекта относятся:

- актуализация и использовать жизненного опыта и социальной активности пожилых людей для развития гражданского общества в России;

- преодоление отрицательных представлений и убеждений пожилых по поводу демократизации современного российского общества;

- развитие ответственности, самостоятельности и активности людей пожилого возраста в поиске устранения проблем, которые связаны с улучшением обстоятельств собственной жизнедеятельности, жизни сверстников и других поколений;

- налаживание диалога людей пожилого возраста с учреждениями и структурами власти, средствами массовой информации, организациями, способствующее развитию демократических ценностей в обществе.

Организация образовательных курсов в регионах осуществлялась согласно особенностям региональных потребностей. Например, в Ярославле целевой группой стали лица, пострадавшие от тоталитарного режима и репрессий. Образовательная цель состояла в том, чтобы через осмысление пережитого в историческом контексте, сделать достоянием сверстников и молодежи судьбы конкретных людей, тем самым способствовать участию пожилых людей в актуальных общественно-исторических процессах.

В Москве образовательные мероприятия направлены на налаживание контактов между пожилыми людьми и местными администрациями. Также одной из целей является создание своеобразных общественных координационных комитетов, которые бы занимались защитой интересов пожилых людей.

Подводя итоги, можно сказать, что образовательные программы для пожилых людей могут иметь самую различную форму и содержание. Очень существенным моментом является опора, на восприятие старения как этапа эволюции человека, который имеет свои ресурсы, а также рассмотрение пожилого человека как субъекта образования. Выбор образовательных программ должен основываться на мониторинге потребностей пожилых людей, нуждающихся в образовательных услугах7.

Также велики возможности Интернета в повышении социальной активности пожилых людей. Существуют специальные сайты для общения пожилых людей, обучения компьютерной грамотности.

Один из таких сайтов - www.pc-pensioneru.ru был создан военным пенсионером из Донецка Сергеем Авдевниным. Он назвал свой проект «Компьютерная академия для пенсионеров». На этом сайте в простой и доступной форме описано прежде всего для чего пожилым людям необходим компьютер:

- для создания электронного адреса, чтобы вести личную и деловую переписку, не прибегая к услугам почтамта;

- для просматривания ежедневной прессы в электронном варианте (вместо дорогостоящей подписки на газеты);

- для обработки и печати фотоснимков;

- для прослушивания музыки (вместо магнитофона или проигрывателя);

- для просмотра кинофильмов (вместо использования DVD-проигрывателя);

- для просмотра в режиме он-лайн различных передач (вместо телевизора);

- для увлекательных и разнообразных игр в свободное время (вместо домино или карт во дворе);

- для более дешевой связи с родственниками при помощи программы «Скайп» (вместо дорогостоящих электронных звонков).

Чтобы лучше узнать, какие компьютерные уроки нужны для пенсионеров, создана группа «Виртуальная компьютерная Академия для пенсионеров» в социальной сети «Одноклассники» http://www.odnoklassniki.ru/likbez.8 Число участников группы приближается к 20000 человек. В данной группе создаются темы для обсуждений, в которых пожилые граждане высказывают свои пожелания и рекомендации по поводу функций компьютера и интернета, которые они хотели бы изучить более подробно.

Основные компьютерные уроки проводятся по следующим направлениям:

- «Познаем компьютер»: как выбрать монитор, функции флеш-карты, как выбрать принтер.

- Уроки по Windows: «спящий режим», свойства экрана, панель быстрого запуска, создание папки, копирование текста, очистка диска;

- «Изучаем Word бесплатно»: форматирование текста и создание таблицы в Word;

- Уроки по Adobe Photoshop: кадрирование фотографии, устранение эффекта «красных глаз», маскировка дефектов, тоновая коррекция фото.

- Осваиваем интернет: регистрация в социальных сетях, преимущества различных видов браузеров, создание почтового ящика, регистрация в системе WebMoney, заработок в интернете, создание собственного сайта.9

Опыт организации различных форм образования пожилых людей натолкнул автора на идею проекта «Университет третьего возраста». Организация подобных проектов возможна на основе действующих вузов на принципах федерального, регионального и муниципального софинансирования. Цель проекта - создание условий для изменения стереотипа поведения и жизненных установок пожилых людей: уход от пассивной позиции и формирование новой модели личностного поведения путём вовлечения пожилых людей в образовательный процесс, разработку и осуществление общественно значимых проектов, увеличение степени их участия в общественной жизни.

Задачи проекта:

- Организация различных форм образования пожилых граждан (очного, заочного, дистанционного);

- Привлечение представителей старшего поколения к активной жизни в обществе, реализации социальных проектов, использованию своих профессиональных знаний, жизненного опыта для организации общественного просветительства, воспитания молодежи;

- Организация культурно-просветительской и социально-досуговой работы с пожилыми людьми, направленной на удовлетворение широкого спектра образовательных, культурных, познавательных потребностей населения;

- Получение основ медицинских знаний, знаний о здоровье и ЗОЖ;

- Повышение уровня компьютерной грамотности пенсионеров, предоставление возможности работы на компьютерах в сети Интернет и пр.

«Университет третьего возраста» - это возможность пожилым гражданам и инвалидам бесплатно получать определенный уровень знаний, умений и навыков, обрести уверенность в своих силах и быстрее адаптироваться к условиям жизни. Обучение в Университете проводится в форме лекций, бесед, тренингов, теоретических и практических занятий, самостоятельных работ, дистанционных форм. Знания люди старшего поколения смогут получить на следующих факультетах:

- факультет социально-гуманитарных наук;

- технологический факультет (технических наук, информационных технологий и пр.);

- факультет естественных наук (физики, химии, биомедицинских технологий и пр.);

- факультет дополнительного образования (искусствоведения, творческого развития личности (хоровое пение, рукоделия); ЗОЖ (физическая культура, правильное питание); культурно–досуговой деятельности («любитель шахмат», кинолюбитель, книголюб) и т.п.

Благодаря большому разнообразию направлений в обучении каждый пожилой человек может выбрать наиболее понравившийся ему факультет, выбирать индивидуальные формы и график обучения.

Итак, пожилые люди являются полноправными членами современного общества. Они имеют специфические проблемы, одной из значимых является необходимость обеспечить гражданам третьего возраста активную и творческую старость. Для этого необходимо на основе государственных, общественных, коммерческих ресурсов стимулировать социальную активность пожилых граждан; необходимо развивать организационно-правовые основания стимулирования, развития и совершенствования форм и методов повышения социальной активности пожилых, расширять возможности для их образования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Обучающая геронтология. [Электронный ресурс] - URL: http://www.znanie.org/jornal/n3/st_obuch_geront.html

2. Высоцкая И.В. Самостоятельная организация как образовательное учреждение в сфере образования пожилых людей в Германии. [Текст] / И.В. Высоцкая. // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 6. - с. 159.

3. Университеты третьего возраста в Польше. [Электронный ресурс] - URL: http://www.znanie.org/jornal/n3/st_obuch_geront.htm

4. Опыт образовательной работы с пожилыми людьми в России. [Электронный ресурс] - URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-412214.html?page=3

5. Центр социальных технологий. / Университет «Серебряный возраст». [Электронный ресурс] - URL: http://forpiter.ru/programmy/

6. Денисов М.А. Университет серебряного возраста. [Электронный ресурс] / М.А.Денисов. - URL: http://www.universite.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=903&Itemid=75

7. Международный проект «Расширение возможностей участия пожилых людей в социальных и политических процессах демократического развития России. [Электронный ресурс] - URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-412214.html?page=3

8. Виртуальная компьютерная Академия для пенсионеров. [Электронный ресурс] - URL: http://odnoklassniki.ru/dk?st.cmd=altGroupRestricted&st.groupId=dortzuzkdnrqlneok0rejiqorwyjjqlmhsz&tkn=2951&st.layer.cmd=PopLayerClose

9. Виртуальная компьютерная академия для пенсионеров. [Электронный ресурс] - URL: http://www.pc-pensioneru.ru/

1 Обучающая геронтология. [Электронный ресурс] - URL: http://www.znanie.org/jornal/n3/st_obuch_geront.html

2 Высоцкая И.В. Самостоятельная организация как образовательное учреждение в сфере образования пожилых людей в Германии. [Текст] / И.В. Высоцкая. // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 6. - с. 159.

3 Университеты третьего возраста в Польше. [Электронный ресурс] - URL: http://www.znanie.org/jornal/n3/st_obuch_geront.htm

4 Опыт образовательной работы с пожилыми людьми в России. [Электронный ресурс] - URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-412214.html?page=3

5 Центр социальных технологий. / Университет «Серебряный возраст». [Электронный ресурс] - URL: http://forpiter.ru/programmy/

6 Денисов М.А. Университет серебряного возраста. [Электронный ресурс] / М.А.Денисов. - URL: http://www.universite.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=903&Itemid=75

7 Международный проект «Расширение возможностей участия пожилых людей в социальных и политических процессах демократического развития России. [Электронный ресурс] - URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-412214.html?page=3

8 Виртуальная компьютерная Академия для пенсионеров. [Электронный ресурс] - URL: http://odnoklassniki.ru/dk?st.cmd=altGroupRestricted&st.groupId=dortzuzkdnrqlneok0rejiqorwyjjqlmhsz&tkn=2951&st.layer.cmd=PopLayerClose

9 Виртуальная компьютерная академия для пенсионеров. [Электронный ресурс] - URL: http://www.pc-pensioneru.ru/

Просмотров работы: 8966