В государственном университете самое важное звено структуры, определяющее качество образовательных услуг – это кафедра. В связи с этим кадрами нужно заниматься на уровне кафедры. В университете функционирует система менеджмента качества, документированподпроцесс «Обеспечение кафедры компетентным персоналом». Однако каждая кафедра имеет индивидуальные особенности, и общая инструкция должна быть адаптирована в соответствии с конкретными условиями функционирования кафедры.
Целью разработки является изучение структуры управления кафедры, распределения ответственности между сотрудниками.
В основе модели эффективного управления ресурсами лежит процессная модель обучения на операционном уровне с временной привязкой ресурсов в соответствии с технологиями обучения, определенными в учебно-методической документации, и расписанием занятий.
Данная постановка задачи управления процессами жизненного цикла в сфере образовательной деятельности позволяет комплексно оценивать эффективность технологий традиционного и открытого образования и системно использовать эти технологии в учебном процессе.
При этом алгоритм оперативного планирования ресурсов в сфере образовательной деятельности вуза выглядит следующим образом: ресурсы распределяются по кафедрам, исходя из их учебной нагрузки, которая определяется по предметам учебного плана, преподаваемым кафедрой.
Структура управления кафедрой и распределение ответственности
Схема организационно-управленческой структуры и административных и функциональных связей кафедры приведена на рисунке 1.
Кафедра организуется и ликвидируется приказом ректора в соответствии с Уставом университета после соответствующего постановления Ученого Совета университета.
Кафедра может создавать другие структурные подразделения с последующим их утверждением приказом ректора университета. Основное назначение, функции и процессы указанных подразделений оговариваются в соответствующих Положениях.
Органом управления кафедры является заседание кафедры.
Распоряжением заведующего кафедрой на основании решения заседания кафедры назначаются:
из числа преподавателей:
заместитель заведующего кафедрой;
руководители циклов дисциплин;
уполномоченный по качеству;
ответственный за методическую работу;
ответственный за редакционно-издательскую деятельность(РИД);
ответственный за научно-исследовательскую работу(НИР).
из числа учебно-вспомогательного персонала:
документовед;
ответственный за технику безопасности;
ответственный за гражданскую оборону и чрезвычайные ситуации (ГО и ЧС);
ответственный за инфраструктуру.
|
||||
|
||||
|
Административные связи
Функциональные связи
ОДП – обще – профессиональные дисциплины;СД – специальные дисциплины;
ГО и ЧС – гражданская оборона и чрезвычайные ситуации;
НИР – научно – исследовательская работа;ФДО – факультет дополнительного образования
Рисунок 1 – Схема организационно-управленческой структуры и административных и функциональных связей кафедры.
Решения об изменении структуры кафедры, связанные с ликвидацией
кафедры, переменой профиля подготовки специалистов, принимаются Ученым советом университета по представлению Ученого совета института на основании решения заседания кафедры и утверждаются приказом ректора.
Непосредственное руководство деятельностью кафедры осуществляет заведующий кафедрой, выборы которого осуществляются в соответствии с И 151.1.51.02.
Распоряжением директора института на основании решения заседания кафедры по представлению заведующего кафедрой назначаются кураторы учебных групп.
Приказом по университету на основании служебной записки заведующего кафедрой назначается материально-ответственное лицо из числа учебно-вспомогательного персонала. Между бухгалтерией и материально-ответственным лицом составляется договор о материальной ответственности.
Штатное расписание кафедры устанавливается приказом по университету при организации кафедры и ежегодно корректируется приказом в зависимости от установленных на следующий учебный год численности обучаемых и учебной нагрузки преподавателей.
Замещение должностей профессорско-преподавательского состава осуществляется на конкурсной основе в соответствии с И 151.1.51.01. Замещение указанных должностей на временной основе (совместителей) и на основе почасовой оплаты осуществляется согласно приказу по университету.
Для временного замещения вакантной должности профессора, доцента или ассистента могут быть привлечены в качестве совместителей на 0,5; 0,25 или 0,125 ставки преподаватели и сотрудники данной кафедры, других кафедр и подразделений университета, а также научно-исследовательских, промышленных и других организаций.
Должностные обязанности сотрудников и распределение ответственности на кафедре
Коллегиальным органом управления кафедрой является заседание кафедры. Заседание кафедры:
принимает решения по стратегическому планированию деятельности кафедры по всем направлениям;
определяет процессы и подпроцессы учебной, воспитательной, научно-исследовательской, учебно-методической и других видов деятельности кафедры;
рассматривает текущие вопросы состояния, совершенствования и перспективного развития учебной, воспитательной, научно-исследовательской, учебно-методической и других видов деятельности кафедры;
определяет мероприятия по повышению качества образовательных услуг кафедры;
обсуждает входные и выходные данные для анализа деятельности кафедры;
рассматривает и рекомендует кандидатуры на должности профессорско-преподавательского и научного состава кафедры для заключения контракта;
рассматривает и принимает организационно-правовые документы деятельности кафедры;
вносит предложения на Ученый совет института об открытии на кафедре новых специальностей и направлений подготовки, о прекращении приема на те или иные специальности и направления подготовки, о проектах плана приема абитуриентов на предстоящий учебный год;
рассматривает учебные планы специальностей и направлений обучения и представляет их на утверждение директору института;
рассматривает предложения заведующего кафедрой о распределении ответственности и полномочий среди сотрудников кафедры;
рассматривает вопросы предоставления длительного отпуска преподавателям (годового – по истечении 10 лет работы преподавателем);
для подготовки нового учебника или учебного пособия, электронного учебника или электронного конспекта лекций.
Заведующий кафедрой является ответственным за следующие процессы кафедры:
КУ(МСК)-01 «Управление образовательной деятельностью»;
КУ(МСК)-02 «Управление СМК»;
КР(МСК) «Управление ресурсами кафедры»;
КМ(МСК)-05 «Корректирующие и предупреждающие действия»;
КОУ(МСК)-02 «Проектирование и разработка процедурных документов образовательных программ».
Заведующий кафедрой несет личную ответственность за деятельность кафедры. Заведующий кафедрой:
формулирует стратегическую концепцию развития кафедры;
планирует развитие кафедры;
организует процессы и подпроцессы учебной, воспитательной, научно-исследовательской, учебно-методической и других видов деятельности кафедры;
организует и контролирует учебную, воспитательную, научно-исследовательскую, учебно-методическую и другие виды деятельности кафедры;
организует выполнение мероприятий по повышению качества образовательных услуг кафедры;
принимает решения, направленные на непрерывное совершенствование образовательного процесса;
оценивает качество предоставляемой кафедрой образовательной услуги и результативность процессов кафедры;
проводит анализ данных в соответствии с подразделом 8.4 ГОСТ Р ИСО 9001-2011;
представляет отчеты о функционировании процессов СМК директору института;
разрабатывает планы корректирующих и предупреждающих действий;
оценивает результативность учебной, воспитательной, научно-исследовательской, учебно-методической и других видов деятельности кафедры;
проводит подбор кадров на должности профессорско-преподавательского, научного состава и учебно-вспомогательного персонала кафедры для заключения контракта;
согласовывает и утверждает организационно-правовые документы деятельности кафедры;
представляет на утверждение директору института учебные планы специальностей и направлений обучения;
выносит предложения о распределении ответственности и полномочий среди сотрудников кафедры на заседание кафедры;
обеспечивает ресурсами процессы жизненного цикла предоставления образовательных услуг кафедры;
осуществляет контроль выполнения должностных инструкций и выданных заданий;
отчитывается перед заседанием кафедры, Ученым советом института о своей деятельности и результативности деятельности кафедры.
Основные обязанности заведующего кафедрой установлены в должностной инструкции ИД 151.3.30.11.
Заместитель заведующего кафедрой является ответственным за следующие процессы кафедры:
КМ (МСК)-01 «Сбор и анализ показателей госакредитакции и аттестации»;
КОУ (МСК)-00 «Маркетинг образовательных услуг».
Заместитель заведующего кафедрой выполняет функции заведующего кафедрой при его временном отсутствии, включая взаимоотношения кафедры с администрацией университета его подразделениями (службами), а также студентами.
Заместителю заведующего кафедрой может быть передана часть полномочий заведующего кафедрой без передачи ответственности.
Преподаватели кафедры являются ответственными за процесс КОУ (МСК)-04 «Реализация основных образовательных программ».
Преподавателиосуществляют руководство методическим обеспечением образовательного процесса по дисциплинам, читаемым кафедрой.
Поручения преподавателям по учебным дисциплинам и видам занятий определяются ежегодно до начала очередного учебного года заведующим кафедрой, исходя из утвержденных поручений кафедре и штатной численности.
Кураторы учебных групп осуществляют организационную и воспитательную работу в курируемыхгруппах; организуют взаимодействие студентов и администрации университета, института, кафедры, отчитываются опроделанной работеперед заседанием кафедры.
В своей деятельности кураторы руководствуются рекомендациями Р 151.1.90.001.
Основные функциональные обязанности кураторов установлены в СТУ 151.1.90.1.
Уполномоченный по качеству является ответственным за процесс КМ (МСК)-02 «Мониторинг удовлетворенности потребителей и заинтересованных сторон».
Уполномоченный по качеству, назначаемый заведующим кафедрой из числа преподавателей:
участвует в выработке управленческих решений в области качества;
содействует распространению пониманию требований потребителей;
участвует совместно с Управлением системой качества университета в разработке и актуализации документации системы менеджмента качества (СМК);
обеспечивает внедрение и поддержание в рабочем состоянии процессов СМК кафедры;
обеспечивает мониторинг процессов СМК кафедры и своевременное выявление несоответствий в процессах СМК;
участвует в проведении внутренних аудитов и самооценки;
представляет заведующему кафедрой входные и выходные данные для анализа деятельности кафедры в соответствии с подразделом 8.4 ГОСТ Р ИСО 9001;
под руководством заведующего кафедрой готовит отчеты о функционировании процессов СМК кафедры директору института;
оказывает методическую помощь заведующему кафедрой в разработке планов корректирующих и предупреждающих действий;
консультирует персонал кафедры по вопросам СМК.
Ответственный за методическую работу:
организует и осуществляет методический контроль за разработкой рабочих программ учебных дисциплин и учебно-методических комплексов;
организует подготовку учебных пособий, учебников, в том числе и электронных;
выявляет, изучает и распространяет передовой педагогический опыт ведущих преподавателей и методистов университета и других ВУЗов;
осуществляет информационное обеспечение деятельности кафедры.
Ответственный за редакционно-издательскую деятельность (РИД):
курирует и осуществляет координацию редакционно-издательской деятельности сотрудников кафедры;
формирует перспективные планы изданий трудов сотрудников кафедры и согласует их с РИК института;
определяет потребности в подготовке изданий через университетское издательство;
следит за выполнением графика подготовки, представления и издания трудов и учебно-методических пособий сотрудников кафедры.
В своей деятельности ответственный за РИД руководствуется СТУ 151.5.03 и СТУ 151.5.04.
Ответственный за научно-исследовательскую работу (НИР):
курирует и осуществляет координацию научно-исследовательской работы кафедры;
формирует перспективные и текущие планы НИР кафедры, согласует их с директором института;
определяет потребности в подготовке изданий через университетское издательство;
следит за выполнением плана НИР;
Ответственный за гражданскую оборону и чрезвычайные ситуации (ГО и ЧС):
осуществляет координацию и контроль деятельности кафедры в сфере гражданской обороны;
обеспечивает разработку и хранение учетной документации в соответствии с требованиями начальника штаба ГО и института;
организует и проводит теоретические и практические занятия с обучающимися и сотрудниками кафедры в соответствии с приказами и распоряжениями начальника ГО университета;
периодически анализирует состояние производственной среды института.
Ответственный за технику безопасности:
осуществляет координацию и контроль деятельности кафедры в сфере техники безопасности и пожарной безопасности;
обеспечивает разработку и хранение учетной документации в соответствии с требованиями начальника отдела охраны труда и техники безопасности;
организует и проводит теоретические и практические занятия с обучающимися и сотрудниками кафедры по правилам техники безопасности и пожарной безопасности в соответствии с распоряжениями проректора по безопасности;
контролирует знание и соблюдение всеми сотрудниками кафедры инструкций по эксплуатации оборудования, правил техники безопасности и противопожарной защиты, промышленной санитарии, охраны окружающей среды;
разрабатывает план эвакуации и следит за обеспечением кафедры противопожарным оборудованием.
Материально-ответственное лицо:
осуществляет получение, учет, хранение и выдачу материальных ценностей кафедры;
сверяет данные по материальным ценностям с данными учета в бухгалтерии университета;
присваивает инвентарные номера имуществу, оборудованию и приборам;
проводит инвентаризацию имущества, оборудования и приборов, числящихся за кафедрой;
определяет процент износа имущества;
готовит имущество к списанию с учета.
Документовед:
обеспечивает сохранность, проходящей через кафедру служебной документации;
осуществляет компьютерную верстку и хранит следующую документацию: планы и отчеты о работе кафедры, график контроля учебного процесса и открытых занятий; протоколы заседаний кафедры;индивидуальные планы и отчеты по ним; поручения преподавателям; выписки из семестровых планов; расчет штатов и приказов о штатном расписании; рабочие учебные планы и программы курсов; календарные планы; конкурсные дела; планы прохождения ФПК и стажировок и отчеты по ним, служебные записки и заявления всех видов на прием, перевод, увольнение и на почасовую оплату, графики отпусков сотрудников, другую документацию, отражающую работу кафедры;
ведет учет учебной и методической литературы, своевременно пополняет кафедральную библиотеку новейшими разработками; информирует заведующего кафедрой о необходимости переиздания учебной литературы по мере её износа и порчи.
Ответственный за инфраструктуру периодически анализирует, обеспечивает и поддерживает в рабочем состоянии оборудование, компьютерную технику, находящиеся на балансе кафедры и закрепленные за кафедрой аудитории, лаборатории, компьютерные классы, преподавательские и другие помещения (СП-СМК-151-Р-02, СП-СМК-151-ФР (ФПИТС), СП-СМК-151-КР(МСК)).
Основные обязанности преподавателей кафедры устанавливаются утвержденными типовыми должностными инструкциями в соответствии с ИД 151.3.30.00, а также условиями трудовых договоров и коллективного договора.
Основные обязанности учебно-вспомогательного персонала кафедры устанавливаются утвержденными типовыми должностными инструкциями в соответствии с ИД 151.3.30.09, а также условиями трудовых договоров и коллективного договора.
Список использованных источников:
ГОСТ Р ИСО 9001 – 2011 Системы менеджмента качества. Требования.
И 151.1.51.01 Порядок замещения должностей профессорско – преподавательского состава.
И 151.1.51.02 Выборы директоров институтов, деканов факультетов и заведующих кафедрами. Порядок подготовки и проведения.
ИД 151.3.30.11 Должностная инструкция на заведующего кафедрой.
СТУ 151.1.90.1 Деятельность кураторов учебных групп (курсов). Планирование, организация и оценивание результатов.
СТУ 151.5.03 СМК. Управление документацией Система документации университета.
СТУ 151.5.04 СМК. Управление документацией системы менеджмента качества.